Теории признания государств

В доктрине международного права существуют две теории признания: декларативная и конститутивная.

Согласно декларативной теории (Ф. Ф. Мартенс) признанием лишь заявляется (декларируется) факт возникновения нового государства как субъекта международного права, но признание не оказывает никакого влияния на правосубъектность признаваемого государства.

Представители конститутивной теории (Л. Оппенгейм, Г. Лаутерпахт, Д. Анцилотти, Г. Кельзен) полагают, что только признание создает (конституирует) государство как субъект международного права. Такая позиция означает, что вопрос о возникновении нового субъекта международного права решается уже существующими субъектами, которые принимают политически и юридически мотивированные решения. При таком подходе правосубъектность признаваемого государства ставится в зависимость от существующих государств, что нарушает принцип суверенного равенства. При этом отсутствуют международно-правовые нормы, устанавливающие необходимое число государств, которые должны выразить признание.

В Уставе ОАГ 1948 г. предусмотрено, что "политическое существование государства не зависит от признания его другими государствами. Даже до своего признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости, на обеспечение своей безопасности и процветания..." (ст. 12).

Практика государств показывает, что в "чистом виде" ей не соответствует ни первая, ни вторая теория. Государство возникает и существует безотносительно к факту его признания другими государствами. Но любое признание – позитивный фактор для международной правосубъектности нового государства. В каждом акте признания присутствуют элементы как декларативного, так и конститутивного характера.

Признание правительств

На практике институт признания применяется по отношению как государства, так и правительства. Однако провести четкую грань между ними не всегда возможно. Дело в том, что во многих случаях признание нового государства означает также признание возглавляемого это государство правительства, или наоборот. Хотя практике известны исключения. Например, в 1949 г. в связи с провозглашением Китайской Народной Республики СССР заявил о признании правительства КНР, а не КНР как государства.

Вопрос о признании правительства возникает прежде всего, когда оно приходит к власти неконституционным путем (в результате Гражданской войны, переворота и т.п.) или когда возникают споры о правомерности реализации конституционных способов прихода к власти (например, признание легитимности итогов выборов).

В этом случае признание правительства означает, что признающее государство намерено установить отношения только с этим правительством, считая, что именно оно легитимно выступать от имени данного государства, в том числе в международных отношениях.

При этом каких-либо общепризнанных критериев признания нового правительства не существует. Обычно исходят из того, что признание правительства является обоснованным, если оно эффективно осуществляет власть на территории государства, эффективно контролирует ситуацию в стране, проводит политику соблюдения прав и основных свобод человека, включая права иностранцев, выражает готовность к мирному урегулирован ню конфликта, если таковой имеет место внутри страны, и заявляет о готовности соблюдать международные обязательства.

Признание правительства не может истолковываться как его одобрение.

Практика государств Латинской Америки, где происходила частая смена правительств, послужила основой возникновения двух международноправовых доктрин признания правительств: доктрины Тобара и доктрины Эстрада.

Доктрина Тобара берет свое начало из письма министра иностранных дел Эквадора Карлоса Тобара к консулу Боливии в Брюсселе от 15 марта 1907 г., в котором К. Тобара высказал точку зрения о допустимости и правомерности косвенного вмешательства американских государств в дела того американского государства, где идет гражданская война или происходит насильственная смена правительства. Такое вмешательство, по мнению К. Тобара, должно выражаться в непризнании правительств, пришедших к власти неконституционным путем. США, использовав эту доктрину, инициировали оформление соответствующего положения в Конвенции от 20 декабря 1907 г.: пять центрально-латиноамериканских государств (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор) обязались не признавать правительство, которое может установиться в одной из этих стран в результате государственного переворота или революции.

Доктрина Эстрада связана с именем министра иностранных дел Мексики Нэнаро Эстрада. В его "Коммюнике по вопросу о признании новых правительств" от 27 сентября 1930 г. в противоположность доктрине Тобара, сообщается, что правительство Мексики инструктировало своих дипломатических представителей в том, что Мексика не высказывается по вопросу о признании новых правительств, не оценивает "ни поспешно, ни односторонне нрава других наций сохранить или заменить свои правительства или власти". Соответственно согласно доктрине Н. Эстрада особого признания правительства не требуется, поскольку это является вмешательством во внутренние дела и нарушает государственный суверенитет. Следует ограничиваться лишь сохранением или отзывом дипломатического представительства, избегая тем самым оценок нового режима.

В международных актах регионального характера по-разному зафиксированы положения, касающиеся вопроса признания нового политического режима в государствах. Например, по Пакту Лиги арабских государств 1945 г. каждое государство-член "должно уважать политический режим в других государствах и считать его внутренним делом каждого государства. Оно обязуется отказаться от всякого действия, которое имело бы целью изменение этого режима". По Акту Африканского Союза 2000 г. государства-члены обязаны уважать основополагающие ценности, такие как права человека, демократическая система правления, осуждение неконституционной смены правительства. Государства-члены, которые не соблюдают этих ценностей, могут быть подвергнуты санкциям политического и экономического характера.

С 1965 г. институт признания правительств не используют Франция и Бельгия, с 1980-х гг. – Австралия, Канада, Нидерланды и другие государства. В 1977 г. США, а в 1980 г. и Великобритания заявили об отказе от практики признания правительств.

Современная практика свидетельствует о том, что многие государства не выступают с заявлениями о признании правительств, их признание выражается в наличии дипломатических отношений и осуществлении сотрудничества. В большинстве случаев заявления государств по случаю прихода к власти нового правительства делаются не с целью выражения суждения о его легитимности, а в рамках торжественного приветствия или выражения поддержки совместного сотрудничества.