Теории организации

Представления о природе организаций являются одним из ведущих оснований менеджмента как научно-практического направления. От того, в какой парадигме работает тот или иной исследователь, зависят его рекомендации в области менеджмента. Мы уже приводили классификацию подходов, изложенную в учебнике по социальной психологии. Теперь можно предложить собственные основания для классификации подходов. Нам представляется полезным ввести классификацию теорий организаций, базирующуюся на двух критериях.

Первый критерий – единица анализа организации. Часть исследователей избрали для рассмотрения организации достаточно крупные единицы анализа. Прежде всего это вся организация целиком. В этом случае в центре внимания оказываются взаимоотношения организации и окружающей ее среды, целостность организации, роль организаций в функционировании общества, организации как социальные институты.

Ряду ученых представляется более важной драма внутреннего развития организации. Иначе говоря, масштаб такого подхода несколько дробнее, чем у предыдущего. Исследователей интересуют прежде всего коллизии взаимоотношений между компонентами организации: подразделениями, неформальными группами и даже отдельными сотрудниками, например лидерами и их сторонниками и противниками.

Подводя черту под таким различением, можно сказать, что по отношению к организации отчетливо просматриваются представители макро- и микроподходов.

Второе не менее важное основание для различения подходов – уровень их гуманитарности. В этом отношении часть ученых придерживается более психологически обоснованного взгляда на процессы, происходящие в организации. Их беспокоит, например, соответствие целей организации целям каждого конкретного сотрудника, степень заинтересованности людей в достижении организационных целей, методы повышения лояльности сотрудников, делегирование полномочий и ответственности.

Другие исследователи менее озадачены такими проблемами и скорее преуменьшают социально-психологические особенности взаимодействия людей. Их более интересуют структурно-функциональные характеристики организаций. Повышение уровня исполнения видится им через призму формализации прав и ответственности, усиления организационного порядка, очищения информационных каналов от излишних шумов.

Если объединить сказанное выше в таблицу, получится следующее (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Типология методических подходов к анализу организаций

Гуманитарность

Единицы

микроподход

макроподход

минимум

Научный менеджмент (Ф. Тейлор)

А. Файоль, Л. Урвик, Системный подход

максимум

Школа "человеческих отношений"

Поведенческий подход

Конфликтующие субъединицы

В таблице приведены далеко не все направления и исследовательские программы. Мы предлагаем читателю самому заполнять пустующие места по мере знакомства с книгой.

Интересным следствием из данной таблицы является неслучайный характер смещения фокуса интереса исследователей с одного аспекта на другой. Так, более или менее систематические эксперименты начались с микроподхода Ф. Тейлора, затем его методология была перенесена на организацию в целом (Л. Урвик).

На следующем этапе исследователи как будто спохватились, а не забыли ли они о человеке и его специфике. Фокус исследований возвратился к микроподходу. Его дальнейшее распространение привело к рассмотрению сквозь призму особенностей поведения человека всей организации.

Что ждет теорию организации на новом витке ее развития? Не исключено, что это будет возвращение к тейлоризму на новом уровне, например, в нормировании и оптимизации интеллектуальной деятельности.

Тем не менее теория организации должна содержать как минимум четыре компонента (Кравченко А. И., 1995).

1. Символические обобщения, например "каждая организация должна иметь четко определенную иерархическую структуру" или "чем выше уровень организационной иерархии, тем выше административная ответственность". Это своеобразные "законы мира", регулирующие социальный порядок и предустановленность бюрократической гармонии.

2. Социально-философские обобщения о природе человека и социальной реальности, роли корпорации и бизнеса в обществе, которые составляют своеобразную картину мира.

3. Ценности. Они включают обоснование полезности менеджмента как управленческой дисциплины, его этические нормы, а также внутринаучные принципы типа непротиворечивости данных, направленности теории на изменение практики.

4. "Экземпляры" или образцы, в соответствие с которыми решаются новые задачи, например, тейлоровские стандарты "правильной работы", составленные с помощью хронометража нормы и таблицы, должностные справочники.

Рассмотрим как реализовывались указанные компоненты в процессе развития теорий организации и управления.