Теории эго-психологии

Эго-психология – направление психоанализа, в основе которого лежит исследование проблем человеческого "Я" и психологических механизмов защиты. Проблемы эго-психологии находят отражение в работах Анны Фрейд, Хайнца Гартмана, Эрика Эриксона. В данном направлении психоанализа "Я" играет более существенную роль в функционировании личности, чем это считали представители классического психоанализа.

Функции "Я" формируются в процессе развития на первых годах жизни ребенка. Большое значение в развитии этих функций играет окружение взрослых (табл. 5.4) .

Таблица 5.4

Основные функции развития "Я"

Функции ранних стадий развития

Функции, развивающиеся в контакте с окружением взрослых

Память

Контроль импульсов

Мышление

Эмоциональная жизнь

Восприятие

Сексуальность и здоровая агрессивность

Моторика

Защита от страха

Язык

Воля и выдержка

Способности решать проблемы

Толерантность по отношению к фрустрации. Индивидуальность и вера в свои силы

В процессе развития "Я" формируются защитные механизмы, которые проходят определенные стадии развития от примитивных форм к более зрелым:

• идеализация;

• отрицание;

• интроекция;

• проективная идентификация.

Защитные механизмы способствуют развитию навыков самоконтроля и ограничивают влияние окружающего мира на внутренние процессы. Эти важные методологические положения позволяют в теории социальной работы анализировать проблемы личности в системе координат "личность – среда".

Концепции эго-психологии имеют большое значение для психосоциальных теорий социальной работы. На вооружение берутся представления о психосоциальной защите и способах функционирования "Я" (табл. 5.5). В подходах к психосоциальной защите рассматриваются механизмы, которые действуют как при нормальных, так и при психопатологических состояниях "Я".

Таблица 5.5

Важнейшие механизмы защиты

Механизм

Способ функционирования "Я"

Проекция

Нежелательные мысли, связанные с чем-либо, что Эго стремится защитить, приписываются нашим сознанием другому человеку или объекту

Отрицание

Самый ранний механизм защиты "Я", объективные чувственные впечатления представляются как неистинные

Расщепление

Противоречивые мысли и чувства хранятся в разных слоях психики и, возникая, по отношению к разным людям или ситуациям приводят к разным и непредсказуемым результатам

Сублимация

Энергия (исходящая из "Оно"), первоначально направленная на нежелательное поведение (часто сексуальное), перенаправляется на более допустимые действия

Рационализация

Находятся убедительные объяснения отдельным видам поведения, в то время как реальные причины действий являются неприемлемыми и подавляются

В психосоциальной теории социальной работы клиенты рассматриваются как субъекты со слабым или дефектным Эго. Они обладают следующими основными характеристиками:

1) трудно усваивают нормы и мораль;

2) у них недостаточная вера в себя;

3) нарушен самоконтроль;

4) легко вступают в противоречие с окружением и его требованиями;

5) имеют сложности в исполнении жизненных ролей.

Среди механизмов защиты у людей со слабым Эго

доминируют отрицание и проекция, более характерные для детей, чем для взрослых. Клиенты со слабым Эго в детстве не получали необходимой поддержки, находились в ситуациях травматического кризиса, которые не были ими преодолены. Для данных клиентов характерен аффективный голод, поскольку в детстве им не хватало спонтанных позитивных чувств со стороны родителей. Недостаток любви и эмпатии впоследствии привел к "экранированию" чувств, неспособности их проявлять.

Как считают исследователи, клиенты со слабым Эго происходят из семей с тяжелой социальной и психологической проблематикой. Социальная среда, в которой формировались эти индивиды, имеет следующие характеристики:

1. В грудном возрасте они никогда не находились в симбиозе с матерью. Такая связь не возникла, поскольку со стороны матери не проявлялось:

– внимание к потребностям ребенка;

– правильное их толкование;

– удовлетворение потребностей в течение времени;

– последовательность в отношениях.

2. Потребности родителей конкурировали с потребностями ребенка. Родители не помогали контролировать импульсы ребенка, социальная и психологическая среда его существования была беспорядочной и нестабильной.

3. Имели место повторяющиеся сепарации (психологическое отделение ребенка от родителей), например, по причине болезни, смерти, развода родителей. Наиболее частыми причинами являются заброшенность и насилие над ребенком.

4. Родители осуществляли сверхнадзор.

Подходы эго-психологии дают для теории и практики социальной работы ориентиры в понимании проблем клиента, а также установку на стратегии помощи клиенту. Вот почему важнейшей задачей в психосоциальном подходе является укрепление слабого Эго клиента, поиск стратегий, направленных на понимание и формирование механизмов сознательного контроля индивидом своих импульсов, саморегуляцию, создание адекватных механизмов психологической защиты при стрессовых ситуациях.