Лекция I. Теоретико-методологические и исторические основы политической философии

В результате изучения данной главы студент должен:

знать об основных особенностях политической философии как дисциплины специализации, ее предметном поле, целях и задачах, основных направлениях исследований, роли политической философии в системе гуманитарного знания, о состоянии современной политической философии и ее связи с историей политической мысли и политической наукой;

уметь оперировать понятиями "научная парадигма", "политическая онтология", "политическая антропология", "политическая праксиология", "политическая эпистемология";

владеть представлениями о современной научной картине политического мира, предметном поле и проблемах политической философии.

Человек всегда бывает добычей исповедуемых им мыслей.

Альбер Камю

Политическая философия в системе современных политических наук

Со времен Античности философское осмысление политических проблем было принципиально важным для каждого крупного мыслителя. Величайшие греческие философы постоянно возвращались к мысли о том, что политические действия в самых ключевых аспектах для человека, способного к свободному размышлению, оказываются в зависимости от понимания им природы политической власти, ее смысла и назначения. Но и сегодня, чтобы понять каждую политическую эпоху, мы должны проникнуть в сущность ее политической философии, а для этого, как утверждал Б. Рассел, мы сами в какой-то мере должны стать философами. Именно поэтому политическая философия по праву занимает центральное место в сложном комплексе современных политических наук. Перефразируя Г. Гегеля, можно сказать, что политическая философия есть постижение наличного и действительного в мире политического. Сосредоточившись на сущем – мире политическом как таковом, – политическая философия призвана постигать природу политических процессов в самом широком и глубинном их смысле и значении. Тем самым философское осмысление проблем политики закладывает теоретико-методологические основы для изучения всех дисциплин политической специализации: политической социологии и конфликтологии, политической психологии и государственного управления, политической глобалистики и экополитики.

Политическая философия теснейшим образом связана с историей политической мысли, поскольку основные политико-философские идеи и концепция создавались и шлифовались в истории политической науки в течение многих столетий. Вот почему философское наследие крупнейших политических мыслителей всех времен и народов является предметом исследований как политической философии, так и истории политической науки. В то же время политическая философия обладает собственным предметным полем исследования, отличным от всех остальных политических наук.

• Предметом политической философии является исследование универсалий мира политического, относящихся к наиболее общим мировоззренческим, ценностным и методологическим основаниям политической теории.

Подобная трактовка предметного поля политической философии считается сегодня классической. Среди современных авторов к этой традиции можно отнести М. Оукшота, X. Арендт, И. Берлина, Ч. Тейлора и др. Вместе с тем многие современные исследователи (вслед за Бхику Парехом[1]) в современной политико-философской традиции выделяют помимо классического еще три ведущих подхода к интерпретации предмета и сущности политической философии:

1) последователи Дж. Роулза считают политическую философию одним из направлений моральной философии, которая по сути своей является нормативистской. С этой точки зрения задача политической философии заключается не только в развитии общих принципов оценки социальных структур, но и в конструировании соответствующих институтов, процедур и практических политических программ. Такую точку зрения разделяют Б. Аккерман и Б. Бэрри;

2) М. Уолзер полагает, что корни политической философии заложены в образе жизни конкретных групп, а потому она направлена главным образом на их самовыражение, что с необходимостью придает ей характер дисциплины описательной по ориентации и ограниченной по масштабам;

3) сторонники постструктурализма и постмодернизма выступают не только против примата теоретического познания, но и вообще против традиционного различения теоретической и других форм мышления. Они полагают, что политической философии следует больше экспериментировать, исследовать, поскольку ей недостает диалогичности, открытости, иронии, осознания неоднозначности жизни, связи с интуитивным, а не теоретическим мышлением, присущим писателям и художникам. К этому направлению относится Р. Рорти.

Несмотря на наличие разных точек зрения на предметное поле политической философии, эти новые подходы, по существу, не являются взаимоисключающими, а скорее могут рассматриваться как взаимодополнительные, позволяющие увидеть все новые грани в современном философском истолковании сложных феноменов мира политического.

Классическая интерпретация предметного поля политической философии, из которой мы будем исходить, предполагает вполне серьезный интерес к морально-нравственным проблемам, духовному самовыражению отдельных социальных групп и индивидов, экспериментаторству и интуитивно-художественному восприятию мира. Однако при этом в центре современной политической философии, как и во времена Платона и Аристотеля, находятся проблемы духовного измерения политики, вопросы ее высшего смысла и назначения. Именно политическая философия призвана сформировать общую картину мира политического, обозначить ее проблемные зоны, выделить наиболее острые противоречия политики. Ведь во все времена политическая философия искала ответы на кардинальные вопросы современности, например, почему человек стремится в сфере политики разрешать важнейшие проблемы человеческого существования? Что лежит в основе политической организации – божественный разум, рациональное начало, естественное право или право сильного? Как укрепить государственную власть – гарантию порядка и согласия? Как подчинить власть требованиям общественного блага и человеческого благополучия?

Политическая философия разрабатывает особые исследовательские установки – научные парадигмы, эти осознанные или неосознанные каноны политического мышления, ориентирующие исследователей на определенную картину мира политического и различные аналитические стратегии.

• Научная парадигма – это совокупность норм, правил и ценностей, которые создают установку мышления видеть явления в определенном свете или исследовать их в соответствующем методологическом ключе.

М. Фуко называл парадигмы особыми дискурсивными формациями – исторически сложившимися способами рационального постижения действительности, подчиняющими любого исследователя тирании априорных схем мышления.

Политическая парадигма является мировоззренческой системой, определяющей роль и значение человека политического в обществе, его временные и пространственные политические координаты, отношения с государством и политической властью, границы политических прав и обязанностей. Тем самым политическая парадигма призвана обеспечить ценностный и мировоззренческий фундамент для объединения и интеграции людей в определенное политическое сообщество.

Разработка научной парадигмы предполагает формирование особого понятийного аппарата через "переоценку всех ценностей" (Ф. Ницше). Концептуальные схемы составляют необходимые аспекты восприятия и в науке, и в повседневной жизни. Задача каждой научной абстракции, каждой научной категории состоит в том, чтобы упростить реальность и выделить главное для последующего концептуального осмысления, но при этом не исказить сущность реальности.

Мнение известного философа

Георг Гегель подчеркивал: "Все дело в том, чтобы в видимости временного и преходящего познать субстанцию, которая имманентна, и вечное, которое присутствует в настоящем. Ибо, выступая в своей действительности, разумное, синоним идеи, выступает в бесконечном богатстве форм, явлений и образований"[2].

Смена политических парадигм происходит на каждом новом этапе политической истории, что призвано отразить возникновение новых феноменов в мире политического, которые невозможно описать и объяснить на языке прежней научной теории. Само слово "теория" первоначально в античной философии означало "страстное и сочувственное созерцание", без которого невозможно сконцентрированное углубленное постижение сути вещей. И сегодня осознание новых реалий мира политического немыслимо без такого "страстного и сочувственного созерцания", призванного за эфемерными и быстротечными политическими событиями разглядеть "смысл и назначение истории" (К. Ясперс).