Лекция 18. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

После изучения материала данной главы студент должен:

знать

• возникновение и эволюцию идей прав и свобод человека, их сущность, ОГЛАВЛЕНИЕ и предназначение;

• общую характеристику правового государства;

• характер взаимосвязи между правом, законом и властью;

уметь

• проводить различия между правами человека и гражданина;

владеть

• аргументами и доводами для обоснования, корректировки или опровержения тезиса, согласно которому современное государство основывается исключительно на идее прав и свобод человека.

Ценности, принципы, идеи прав и свобод человека, гражданского общества и правового государства прошли весьма сложный и трудный путь становления и развития. Впервые понятие "права человека" встречается в "Декларации прав человека и гражданина", принятой в ходе Великой французской революции в 1789 г., хотя его начатки можно встретить в английской "Великой хартии вольностей" (1215) и английском же "Билле о правах" (1689). В Декларации независимости США (1776) говорилось: "Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых".

В концептуальном плане идея прав человека была выдвинута мыслителями Нового времени, такими как Дж. Локк, Ш. Л. Монтескьё, И. Кант, Т. Джефферсон и др. Эти идеи, составившие краеугольный камень либерализма, сыграли определяющую роль в развитии человечества на путях беспрецедентного социального, экономического, научно-технологического и политического прогресса.

В качестве общепризнанной международно-правовой нормы эта идея была утверждена во "Всеобщей декларации прав человека", принятой 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблей ООН. В ней констатировалось, что каждый человек независимо от расы, национальной принадлежности, религии, языка, пола наделен комплексом нрав на жизнь, свободу и собственность. Это положение Декларации стало одной из ключевых составляющих международного права. В той или иной форме оно зафиксировано в конституциях почти всех стран с демократической формой государственного устройства.

Разграничение прав и свобод человека и гражданина

"Политическая свобода служит гарантией личной свободы, но она не может ее заменить", – подчеркивал французский мыслитель XIX в. Б. Констан. Поэтому естественно, что гражданское общество предполагает разграничение между правами человека и правами гражданина. Гражданское общество обеспечивает права человека, в то время как государство – права гражданина. В обоих случаях речь идет о правах личности, в первом случае – ее правах как отдельного человеческого существа на жизнь, свободу, стремление к счастью, а во втором случае – о ее политических правах.

Очевидно, что в качестве основополагающего условия существования как гражданского общества, так и правового государства выступает личность, ее право на самореализацию. Как указывалось в гл. 6, особенность гражданского общества состоит в разделении политической и социальной сфер, политических и социальных функций. Здесь правовой статус человека отделен от его социально-экономической роли в гражданском обществе. Он одновременно частное лицо и гражданин общества. Сфера частных интересов, наемного труда и частных прав освобождена от политического контроля.

С этой точки зрения обращает на себя внимание некая расщепленность позиций значительной части людей, с одной стороны, как личностей, членов гражданского общества, с другой – как граждан государства, членов политического сообщества. Эта расщепленность, в частности, проявляется в том, что большинство людей в странах Запада, занятые насущными проблемами жизнеобеспечения и жизнедеятельности, уделяют мало внимания политической сфере, рассматривая ее как далекую от конкретных реалий жизни.

Реалии тоталитаризма и демократии реагируют на такое положение вещей совершенно по-разному. Тоталитаризм стремится к тому, чтобы ликвидировать частное начало и автономию в социальной жизни, демократия – защищает их. Гражданское общество и правовое государство возникли и развивались как реакция против идеала средневековой теократии. Одна из основных их характеристик – это светское начало, которое столь же существенно, как и правовое начало. Здесь упраздняется гомогенное единство политики и религии, политики и идеологии, утверждается раздвоение общественного и частного, общества и государства, права и морали, политической идеологии и науки, религиозного и светского.

Религия, мораль, наука, искусство и другие духовные феномены начинают существовать в полном своем объеме и в своем истинном качестве с их отказом от политического характера. Это можно наглядно продемонстрировать на примере религии. Как подчеркивал К. Маркс, "так называемое христианское государство нуждается в христианской религии, чтобы восполнить себя как государство. Демократическое же государство, действительное государство, не нуждается в религии для своего политического восполнения. Напротив, оно может абстрагироваться от религии, ибо в нем осуществлена мирским способом человеческая основа религии"[1].

Противопоставив абсолютный авторитет творца авторитету традиции и церкви, обосновав идею равного ничтожества всех перед богом и возможности равного постижения божественной истины каждым отдельно взятым верующим независимо от коллективного опыта, М. Лютер, а за ним Ж. Кальвин и другие отцы-основатели протестантизма подвели почву под отрицание средневековой иерархичности как в религиозной, так и в мирской сфере. Вера была сделана личным делом самого верующего, который уже сам мог выбрать церковную деноминацию для отправления своей веры.

Процесс дальнейшей дедогматизации, демифологизации и секуляризации различных течений христианства, довершив дело, способствовал формированию идеи свободы совести как одного из основополагающих прав личности и гражданина. В результате отделения религии от государства она уже выражает не общность, а различие. Она оказывается изгнанной из политической общности в сферу частных интересов, перемещенной из государства в гражданское общество, из сферы публичного права в сферу частного права.

Аналогичную метаморфозу претерпевают также наука, литература, искусство, все, что составляет социокультурную и духовную сферы, весь комплекс институтов и организаций, призванных осуществить социокультурное и духовное воспроизводство общественной жизни, обеспечить социализацию, воспитание и обучение подрастающего поколения. При всей необходимости государственной поддержки и помощи это та сфера, где требуется наивозможно большая степень самостоятельности, инициативы, самовыражения, поскольку именно здесь человеческое начало проявляется в наиболее концентрированном виде. Это та сфера, где недопустимы какой бы то ни было классовый подход, идеологизация, политизация, государственное вмешательство и тем более огосударствление.

Еще И. Кант ввел понятие "моральной автономии" личности, согласно которому о правовом государстве можно говорить лишь там, где признается, что общество само, независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых оно может заставить отдельного индивида соблюдать общепринятые нравственные нормы. Именно институты гражданского общества, такие как семья, школа, церковь, соседские или иные общины, разного рода добровольные организации и союзы, способны играть эту роль.

Такая функция в сущности чужда государству и оно прибегает к ее выполнению лишь в том случае, если институты гражданского общества демонстрируют свою неспособность к этому. Здесь основополагающее значение имеет встроенный механизм достижения гражданского согласия.