Лекция I. Теоретические основы технологии социальной работы

Человек и мир – это самая важная система, которая интересует человечество. Вся жизнь человека – это взаимодействие с окружающим миром: другими людьми, группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует.

Взаимодействие человека с окружающим его миром является его сущностной особенностью, которая имеет субъективную и объективную составляющие. Различают типичные и уникальные механизмы взаимодействия.

Типичные механизмы взаимодействия – игровая, учебная и трудовая деятельность. Их называют также формами активности человека. Помимо указанных, к множеству активно деятельностных форм отношения человека к миру причисляют также боевую и спортивную деятельность, познание, общение, управление людьми, самодеятельность и т.д.

Уникальные механизмы взаимодействия определяются ОГЛАВЛЕНИЕм и уровнем развития ресурсов человека. Их многообразие и динамизм определяются следующими свойствами и условиями:

1) сущностными субъективными свойствами человека – его генетическими, физиологическими и психологическими особенностями;

2) объективными условиями – свойствами и динамикой экономических, политических и духовно-нравственных процессов, происходящих в обществе и мире.

Результаты взаимодействия человека с миром различны и зависят нс только от внешних условий, но и от характера этого взаимодействия. Осуществляя взаимодействие с миром, удовлетворяя свои потребности, каждый человек получает свой результат, который удовлетворяет или не удовлетворяет самого человека и окружающее его общество.

Человек – это социальное существо, и его неспособность к взаимодействию с миром проявляется в следующих формах:

1) неудовлетворенные потребности и интересы;

2) напряженные психоэмоциональные отношения с индивидом, группой, общностью;

3) проявления неразрешенных противоречий и т.п.

Результаты такого взаимодействия определяют понятием "социальные проблемы человека". Понятие "проблема человека" широко используется во всех отраслях научного знания, однако фундаментальные исследования этого феномена отсутствуют.

Понятие "социальные потребности" наиболее адекватно отражает источники неудовлетворенности человека. Так, например, любой человек может проявить неудовлетворенность деятельностью органов управления, которые обязаны осуществлять деятельность по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Однако эта неудовлетворенность не является социальной проблемой человека. Социальная проблема в этом случае – угрожающий безопасности человека рост правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних на уровне государства, города, региона, района. Эту проблему человек осознает на собственном опыте в виде асоциальных проявлений: разбоя, грабежей, убийств, насилия.

Социальные проблемы можно классифицировать по масштабам их проявления следующим образом:

1) государственные (общественные);

2) региональные (местные);

3) муниципальные;

4) групповые;

5) индивидуальные.

Также социальные проблемы можно классифицировать по содержанию следующим образом:

1) экономические;

2) бытовые;

3) социальные;

4) психологические и т.д.

По степени разрешения различают социальные проблемы решаемые, принципиально решаемые и не решаемые.

Все уровни социальных проблем связаны между собой и обусловливают друг друга. Так, если на государственном, региональном и муниципальном уровнях может существовать проблема роста безработицы, то на уровне конкретного человека эта проблема предстает как неудовлетворенная потребность в трудоустройстве. Социальная проблема на уровне страны и региона – рост безработицы – порождает на индивидуальном (групповом) уровне бедность, малообеспеченность, преступность, стресс, агрессию и т.д.

В научных исследованиях даются противоречивые определения понятия "социальная проблема"[1].

Так, Р. Дентлер считает, что социальные проблемы – это условия, которые значительные группы людей определяют как отклоняющиеся от определенных социальных стандартов или разрушающие социальную организацию. С. Эйцен утверждает, что социальная проблема – это нежелательная ситуация, несовместимая с ценностями большинства людей, согласных, что требуются действия для изменения ситуации.

Данные определения социальных проблем не совсем отражают сущность понятия, так как не дают ответа на вопрос об источниках появления "отклоняющихся условий", "ситуаций, несовместимых с ценностями большинства", "нежелательных ситуаций". Они дают лишь оценку конкретных проявлений социальных проблем, применяя определения "разрушающие", "несовместимые", "нежелательные" и т.д.

Наличие социальных проблем – это закономерность, связанная с существованием ряда объективных факторов, обусловливающих их наличие на всех уровнях. К источникам социальных проблем относятся социальные противоречия, социальные и естественные риски, неудовлетворенные потребности.

Социальные проблемы – во-первых, это явления, которые отражают ОГЛАВЛЕНИЕ накопившихся неразрешенных социальных противоречий в системе социальных отношений, а во-вторых, это неудовлетворенные потребности человека в общении, безопасности, материальном обеспечении, удовлетворении духовных запросов, в-третьих, это психологические реакции человека на жизненные ситуации.

Противоречия с точки зрения диалектики есть возникновение различий, противоположностей. В борьбе противоположности качественно обособляются и раскрываются, что в конечном счете приводит к разрыву их взаимосвязей и единства. Их разрешение в то же время ведет к возникновению новых противоположностей и противоречий.

Примером проблем первого вида являются миграция, вынужденное переселение, безработица как отражение существующего противоречия между потребностями в рабочих местах и их реальным предложением, и т.д.

К проблемам второго рода относятся болезнь, старость, инвалидность, одиночество, бедность.

Примерами третьего вида проблем являются стресс, ступор, агрессия и т.д.

На уровне государства и регионов социальные проблемы являются объектом социальной деятельности и конкретных действий исполнительных органов власти. Принимаемые на уровне государства и регионов законы, направленные на регулирование отношений в различных сферах общества, и есть конкретные действия, направленные на решение социальных проблем. Кроме этого на государственном уровне принимаются меры, способствующие решению социальных проблем на уровне индивида или группы. С этой целью создается система учреждений социальных служб, основным ОГЛАВЛЕНИЕм деятельности которых является социальная работа, направленная на помощь, содействие в решении проблем путем развития ресурсов их носителей

На уровне конкретного человека социальные проблемы проявляются как неудовлетворенные потребности и приобретают формы отсутствия работы, жилья, средств к существованию, насилия, бездомности.

Люди по-разному подходят к решению своих проблем. Их можно разделить на следующие группы:

1) знающие, как решить возникшую проблему, и имеющие возможность сделать это без посторонней помощи, дей

ствуя на основе своих способностей, имеющихся знаний, по известному алгоритму, готовому рецепту, шаблону;

2) утратившие способность решить проблему, но имеющие внутреннюю потребность в этом, при определенных условиях способны самостоятельно сделать это;

3) способные и готовые самостоятельно решать проблемы, но для этого в обществе нет возможностей;

4) не обладающие достаточными способностями и не желающие решать проблему без посторонней помощи.

Если у человека нарушены способности, отсутствует потребность или нет возможности социального функционирования в обществе, то человеку необходима помощь в их восстановлении или развитии. Социальные проблемы являются показателем кризиса социального функционирования человека в обществе и свидетельствуют об отсутствии объективных или субъективных факторов, способствующих решению проблемы.

Источники социальных проблем человека кроются в характере его взаимодействия с окружающим миром, в условиях макро-, мезо- и микросреды. Ими порождаются склонность к злоупотреблению алкоголем и наркотическими веществами, бродяжничеству, проституции и т.д.

Чтобы определить причины проблем отдельного человека, необходимо рассматривать целый комплекс факторов и явлений, в том числе и особенности его ресурсов.

Рассматривая проблемы человека как проявление противоречий, с которыми человек не может или не хочет справиться самостоятельно, можно сделать вывод о кризисе его социального функционирования в обществе.

Такой человек определяется как испытывающий затруднения в социальном функционировании или находящийся в социально опасной ситуации. Находясь в системе социальных отношений, он ощущает дисгармонию отношений через отсутствие работы, жилья, социального статуса, средств к существованию, родственников, нарушение взаимоотношений с другими людьми и т.д.

Источником социальных проблем является и неспособность или отсутствие готовности человека к взаимодействию с миром, которые оказывают воздействие на эмоционально-психологическое состояние человека, определяют его социальный статус и материально-бытовое положение.

Эмоционально-психологические субъективные проявления человека обусловливаются его проблемой и развиваются на уровне индивидуального бытия.

Уровень психических проявлений подчиняется своим законам, сущность которых заключается в относительной независимости от сознания, самосознания личности и зависимости от особенностей субъекта деятельности. Субъект при этом рассматривается как система объективных закономерностей функционирования психического, взятых в определенных условиях становления и проявления данного психического содержания. Субъект – это личность, социальный индивид, для которого определяющее значение имеет единство внутренних и внешних проявлений, обусловленных общественными отношениями и проявляющихся как типическое. При этом субъект и объект не существуют друг без друга.

Субъектные характеристики человека проявляются во взаимодействии с окружающим миром, в деятельности. Изначально активный социальный индивид как субъект проявляется и становится общественно активным существом посредством разных видов деятельности.

Человек как субъект – это высшая целостность всех его сложных и противоречивых качеств: психических процессов, состояний и свойств, формирующихся в ходе исторического и индивидуального развития.

Таким образом, субъективные закономерности характеризуют неосознаваемый уровень психического, детерминированы стабильными особенностями субъекта и являются неоднородными многоуровневыми, системными тенденциями.

В качестве одного из механизмов субъективных закономерностей рассматривается установка. Установка – это механизм преобразования значимости окружающего. Если установка апеллирует к активности, то ставит перед субъектом главную, наиболее значимую на данный момент задачу. Если задача решается, установка себя изживает; если же такой реализации не происходит, то нарушается порядок в переживаниях субъекта, возникает дезорганизация. Возникают конфликты, которые устраняются изменением других установок.

Человеческая субъективность характеризуется и тем, как человек относится к явлениям объективного мира (к другим людям, самому себе, социальным проблемам), т.е. эмоциональным отношением. Эмоции имеют адаптивную функцию, они связаны с потребностями человека, выполняют функции оценки и побуждения, в них представлено соответствие поведения человека и испытываемых им воздействий его основным потребностям, интересам и ценностям. В них представлено целостное отношение человека к миру, они тесно связаны с самосознанием и личной идентичностью, представляют собой основную мотивационную систему человека, в них представлены личностные смыслы.

Эмоциональные реакции и состояния человека являются основной формой осознания им собственной индивидуальности. Они являются индикатором, указывающим на истинное отношение человека к проблеме, в том числе и к собственному когнитивному и поведенческому функционированию.

Эмоциональные реакции – это сугубо индивидуальные проявления, показатель внутренней жизни человека. Осознание человеком своих истинных чувств, а также их выражение является непременным условием эффективности психосоциальной работы с человеком в обретении им целостности и душевного здоровья.

Система психических и эмоциональных процессов и свойств может видоизменяться на личностном уровне функционирования субъекта. Личностные ценности, духовные искания, жизненные цели и стратегии, желание самоутвердиться, самовыразиться, обрести смысл жизни могут создать целый комплекс проблем для человека, с которыми он может справиться самостоятельно или с посторонней помощью.

В любом психическом явлении всегда есть неосознанное и сознательное. Для человека как субъекта деятельности и поведения сознание имеет определяющее значение и выступает как детерминанта в той мере, в какой рефлектирующий субъект формулирует цели своей деятельности. Когда субъект осознает, осмысливает, понимает свои мотивы, следствия своих действий, смысл совершаемых поступков, целесообразность своей жизненной активности в целом, оценивает ее, анализирует через призму смыслообразующих ценностей, тогда проявляется высший уровень функционирования психического – субъективно-личностный. В таком случае человек самостоятельно решает проблему. Если этого не происходит, ему нужна поддержка или помощь.

Уровень жизни человека определяет его способность и потребность самостоятельно обеспечивать свою жизнедеятельность. Отсутствие работы для человека – это реальность, в которой он ощущает голод, холод, отсутствие дома, а также испытывает субъективные эмоциональные переживания. Именно они проявляются девиантным (от фр. deviation – отклонение от правильной линии, от должного направления под влиянием каких-либо внешних причин) поведением (употреблением наркотиков, алкоголя), асоциальным поведением (нарушением закона), дезадаптацией.

В условиях духовного и социального кризиса общества возрастает и опасность человеческого отчаяния, утраты смысла человеческой жизни. Понимание индивида невозможно без рассмотрения его вместе с обществом, в котором он живет. Человеческое бытие – это становление человека, развитие способности и потребности во взаимодействии с миром, совершенствование его духа. Деструкция социальных отношений порождается социальными проблемами, а неспособность к социальному функционированию оборачивается социальными проблемами человека и общества. Результатом этого являются деформированные стремления и влечения.

Выделяют специфические психологические механизмы, которые создают основу для различных типов непродуктивной ориентации: мазохистского, садистского, деструктивного и конформистского типов.

Каждый человек имеет свои особенности проявлений эмоциональной и психологической нагрузки. Личность не только включается в конкретную жизнь, личность строит конкретную жизнь. Она выстраивает обстоятельства, условия, ситуации, взаимодействие, деятельность и делает их зависимыми от себя, от своего сознания и самосознания.

Субъективность эмоций есть результат онтологического развития человека, однако их повторение приводит к выработке определенных стандартов реагирования на ту или иную ситуацию. Это результат воздействия социальных феноменов (бытовых, экономических, психологических, политических, медицинских и т.д.), усложняющих жизнедеятельность человека и вызывающих различные изменения в его поведении. Субъективность эмоций определяет суть социальных проблем человека: агрессию, стресс, меланхолию, конфликтность и т.д.

Человек, у которого возникают неудобства от проявления различных социальных феноменов, если их воздействие велико и он не способен их преодолеть, испытывает затруднения, напряжение и неудобство. Они проявляются через психоэмоциональное восприятие, переживание, реагирование и последствия. Следовательно, субъективное эмоционально-психологическое переживание, которое находит отражение в поведении человека, также может быть социальной проблемой.

Для понимания сущности социальных проблем человека важна их правильная формулировка. Как известно, правильно сформулировать проблему – значит наполовину ее решить, и это относится в равной мере как к научным, так и к социальным жизненным проблемам.

Нельзя рассматривать как тождественные понятия социальные и жизненные проблемы человека. Так, жизненно важная проблема для человека – избыточный вес – вовсе не является социальной проблемой общества, задачей для решения в масштабах государства. Ее решение – это личная задача человека. Хотя при определенных условиях и эта проблема может превратиться в социальную.

Следующим серьезным источником социальных проблем человека являются риски. С одной стороны, риск зачастую воспринимается как нечто противоречащее нормальному состоянию человеческой деятельности. С другой стороны, рискованная деятельность есть нормальная характеристика деятельности и необходимое ее состояние.

Риск – это социально-историческое явление, сопровождающее деятельность социальных субъектов в условиях неопределенности и ситуации неизбежного выбора. Человек, решившийся сойти с проторенной жизненной колеи, должен обладать соответствующими ресурсами. Он должен проявить изобретательность, неординарность мышления, мужество и т.д.

Выделяют следующие формы риска:

1) риск, связанный со склонностью людей к экстремизму, стремлению утвердить себя, добиться торжества именно своего способа решения тех или иных проблем;

2) риск, обусловленный некомпетентностью людей, их неумением предвидеть даже ближайшие следствия своих действий. Такой риск в управлении на государственном уровне приводит к кризису социальных отношений человека в обществе. Поэтому даже к оправданному, разумному риску как необходимому компоненту деятельности существует настороженное отношение.

Одной из составляющих, имманентно присутствующих в жизни человека и превращающихся в определенных условиях в его социальные проблемы, являются естественные риски, возникающие независимо от воли и желания человека и общества. К ним относятся старость, болезнь, роды, стихийные бедствия и катастрофы, войны и многие другие проявления. В этом случае важно не преодоление риска, а способность и готовность человека к преодолению его последствий. Такая задача не может быть решена лишь с помощью призывов и увещеваний стойко переносить трудности и лишения.

Во-первых, потому, что способности и возможности по преодолению последствий риска у всех людей разные. Одни ищут способы решения проблемы, а другие ждут помощи.

Во-вторых, любое взаимодействие человека с действительностью содержит в себе элементы рискованности. А это значит, что взаимодействие человека с миром принципиально рискованно по следующим причинам:

1) результат взаимодействия не может быть абсолютно предсказуемым;

2) человек всегда способен к изменению принятого решения и путей его практической реализации;

3) существует естественный, независимый от человеческой воли и желания риск.

Доля рискованности различных видов человеческой деятельности разная. Однако "она вряд ли поддается сколько- нибудь точному измерению, ибо само ОГЛАВЛЕНИЕ риска определяется столь многими факторами: от состояния духовного мира действующего субъекта до объективных условий и факторов каждой конкретной ситуации и противодействующих усилий других людей, так или иначе связанных с осуществляемым деянием"[2].

Человек должен быть готов психологически, физически, эмоционально и профессионально справиться с последствиями рисковых ситуаций. Для этого необходимы следующие условия:

1) возможность для активного, свободного взаимодействия в ситуации, когда человек по своим физиологическим, психологическим, профессиональным качествам способен и готов это сделать;

2) свобода выбора, когда человек не может справиться с ситуацией.

Проявление социальных противоречий и рисков в жизни человека на уровне общества типично, а на уровне конкретного человека всегда индивидуально.

Пример. Если на уровне общества наводнение предстает как типичное социальное бедствие, связанное с разливом рек, то на уровне человека, оказавшегося в зоне затопления, – это индивидуально-личностные проблемы или неудовлетворенные проблемы, определяемые многими факторами. Именно поэтому средства, формы и методы, используемые для решения проблем, связанных с наводнением, на уровне государства и на уровне конкретного человека разные.

Степень риска для жизни общества и человека зависит от множества факторов: политических, идеологических, управленческих, личностных, научных, технических, о чем свидетельствуют социальные результаты проводимой в стране реформы.

Согласно исследованиям Г. В. Осипова и В. В. Локосова, по основным макроэкономическим показателям развития Россия в процессе реформирования российского общества продемонстрировала "чудо": уникальное по масштабам и темпам разрушение экономики в мирное время. Уровень падения промышленного производства в критические годы переходил предельно критическое значение в мировой экономике и достигал в 2000 г. 46%. Доля отечественной продукции в мировом экспорте составляла 12%. Так как по уровню экономического развития Россия значительно уступала ведущим странам мира, ее зависимость от внешних факторов граничила с потерей экономической самостоятельности и политического суверенитета.

Столь же рискованны макросоциальные экономические тенденции развития общества. Очеш> медленно снижаются бедность, преступность, бездомность, ослаблены стимулы к труду. По мнению Международного фонда социально-экономических и политических исследований, ухудшение жизни российского народа носит уникальный для мирного времени характер, ибо оно затрагивает основные стороны жизни людей и представляет угрозу для сохранения генофонда нации[3].

Следующий вид социальных проблем – асоциальный (не общественный), атипичный (не отвечающий образцу, форме), непривычный.

Это мир отклоняющегося (девиантного) поведения, болезни, насилия, одиночества, преступности, алкоголизма, наркомании и т.д. Девиация как способность отклоняться от основного направления, типа и русла развития присуща всем явлениям, предметам, процессам в живой и неживой природе и обществе. Это результат взаимодействия и взаимодеятельности вещей явлений и человека. Именно в этом причина многообразия окружающего мира и общества. В этом же кроется суть неповторимости, индивидуальности и уникальности каждого человека.

По принятым в сообществе критериям девиацию рассматривают как социально позитивное и социально негативное явление. Таким критерием является "социальное". "Социальное" проявляет себя как критерий оценки соответствия состояния общества и входящих в него субъектов достигнутому уровню социального прогресса, способствует пониманию, в какой степени любое социальное явление, процесс, общность содействуют гармоническому развитию общества, личности в целостном единстве.

Оценка девиации зависит от системы экономических, политических и нравственных, временных и пространственных координат, с позиций которых она рассматривается.

Пример. Так, спекуляция как социальное явление в советский период рассматривалась как преступная деятельность, однако в условиях рынка – это уже предпринимательская деятельность, и человека, который умеет этим заниматься, уже называют не спекулянтом, а предпринимателем.

Формой асоциального является дезадаптация. Дезадаптированность (неприспособленность) – это состояние, которое определяет уровень и характер взаимодействия человека с миром, когда человек не знает, не умеет, не может или не хочет постигать формы, методы и средства функционирования в обществе.

Человек может быть дезадаптированным в нормальной социальной среде и адаптированным к девиантной или наоборот.

Пример. Так, человек, попавший в аварию и ставший инвалидом, превращается в дезадаптированного и профессионально, и социально.

Принятие правовых и социально-практических мер содействия необходимо в следующих случаях:

1) изменения в среде делают невозможным для человека достижение новых целей старыми методами;

2) изменения в самом человеке делают невозможными для него достижение новых целей в старых условиях среды;

3) наличие неразрешенных противоречий нс позволяет человеку функционировать и реализовать свой потенциал;

4) изменения в состоянии здоровья, социальном статусе не позволяют человеку полноценно функционировать в обществе;

5) неудовлетворенная потребность вызывает напряжение, дискомфорт, превращающиеся в противоречия.

Справиться с проблемами самостоятельно человек может при следующих условиях:

1) он психологически сильный;

2) у него есть потребность приспособиться к новым условиям жизнедеятельности и жизнеобеспечения;

3) в обществе будут созданы соответствующие условия;

4) общество поможет человеку актуализировать его ресурсы.

Жизнь конкретного человека всегда глубоко индивидуальная и уникальная данность. Жизни двух инвалидов, одиноких, пожилых, наркоманов, безработных – это проживание двух разных реальностей. Поэтому не может быть и одинаковых способов решения одинаковых проблем.

Типичные проблемы человека решаются на уровне государства, а решение проблем конкретного человека нуждается в индивидуальном подходе.

Измерить результаты жизнедеятельности человека, т.е. определить состояние ресурсов человека можно по характеру и содержанию проблем, которые он решает. В процессе их решения объективно выявляются ценность, качество, уровень развития индивидуального потенциала человека. Проблемы являются показателем способности человека включиться в социальную действительность. Решая социальные проблемы, человек выявляет свои потенции и возможности.

Жизнь человека во всей полноте ее проявлений социальности, асоциальности, девиантности и т.д. – это показатель состояния его способности к свободному взаимодействию с окружающим миром

Если человек дезадаптивен, асоциален, ощущает на себе проявления социальных противоречий, рисков, это не означает, что причины такого положения вещей находятся только в природе или только в обществе. Источником проблем жизни человека является характер его взаимодействия с окружающим миром. Человек может измениться, если причина, которая делает проблемной его жизнь, будет преобразована, устранена или им самим, или с помощью других людей, если самостоятельно это сделать не получается. Именно поэтому в обществе необходима профессиональная социальная деятельность, направленная на развитие, восстановление или коррекцию творческого начала в человеке.

Для того чтобы человек мог себя реализовать, необходимо создать условия для его активного отношения к жизни. Только ставя и решая жизненные задачи, человек развивается, формирует свои ресурсы и становится способным к их реализации.

Система социальных учреждений но социальной защите и оказанию услуг населению – это целая отрасль в структуре российского государства, сформировавшаяся за годы реформ. Никогда ранее Россия не располагала таким количеством и таким разнообразием социальных учреждений, созданных для оказания помощи и социальных услуг населению.

Учреждения социальной защиты и социального обслуживания и специалисты, которые в них работают, обеспечивают социальную безопасность общества на практике. Их функции таковы.

1. Адаптация населения к рыночным механизмам функционирования экономики и социальной сферы.

2. Развитие творческого потенциала клиентов.

3. Принятие на себя большей части негативных эмоций населения по поводу действий правительства и принимаемых непопулярных у населения экономических и социальных мер.

4. Обеспечение выполнения Россией международных обязательств в отношении соблюдения прав, социальной защиты и социального обслуживания инвалидов, пожилых людей, женщин и детей.

5. Развитие ресурсов различных категорий населения и привитие потребности в самообслуживании и самообеспечении.

6. Обеспечение социальной реабилитации инвалидов.

7. Развитие навыков стрессоустойчивости.

8. Работа но профилактике суицида, апатии, агрессии, меланхолии.

9. Работа с одинокими и одиноко проживающими пожилыми людьми, безнадзорными детьми, лицами без определенного места жительства, детьми-сиротами, ветеранами войны и труда, лицами, испытавшими насилие, мигрантами, безработными, нарко- и алкоголезависимыми, лицами с проблемами психического здоровья, кризисными семьями и т.д.

Выделяют следующие направления практической деятельности учреждений социальной защиты населения и служб социального обслуживания по решению проблем индивида, группы и общности.

Территориальная социальная служба (ТСС) состоит из следующих специализированных территориальных центров:

1) центр социальной помощи семье и детям, имеющий отделы социальной реабилитации и профилактической работы, консультативной помощи, развития семейного предпринимательства и т.д., а также подразделения по оказанию практической помощи: выездные комплексные бригады; служба экстренной психологической помощи; юридическая и психолого-педагогическая консультация; служба знакомств; отделение дневного пребывания;

2) центр психолого-педагогической помощи семье и детям, призванный оказывать помощь в преодолении конфликтов в семье, повышать психологическую культуру населения в сфере семейного, супружеского, родительского общения; помогать семьям, испытывающим трудности в воспитании детей, в предотвращении эмоционального и психического кризиса; обеспечивать квалифицированную психолого-педагогическую помощь лицам различных групп риска;

3) служба экстренной психологической помощи по телефону ("телефон доверия"), задача которой – снизить психологический дискомфорт, уровень агрессивности членов семьи;

4) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, осуществляющий социальную и медико-психологическую помощь и поддержку тем, кто оказался в кризисной жизненной ситуации. Несовершеннолетние в течение необходимого для их реабилитации времени посещают центр или получают в нем временный приют. Центр включает в себя службу экстренной социальной помощи, медикопсихологической диагностики и коррекции, социальной реабилитации, адаптации детей и подростков, службу социально-правовой защиты и юридической помощи, иногда – приют для проживания в условиях стационара;

5) социальный приют для детей и подростков, организуемый в целях спасения беспризорных детей и подростков, предоставления им временного прибежища, медикопсихологической помощи, решения задач их дальнейшего жизнеустройства. Приют может быть организован как самостоятельное учреждение территориальной социальной службы и как часть социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних;

6) центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, который осуществляет ОГЛАВЛЕНИЕ и устройство на дальнейшее воспитание в семью или в государственное учреждение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (от рождения до 18 лет);

7) реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, создаваемый в целях социальной адаптации ребенка, имеющего отклонения в физическом и умственном развитии, формирования у него положительного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, труду с помощью комплекса медицинских, социальных, педагогико-психологических и других мероприятий;

8) центр социального обслуживания населения (ЦСО) или комплексный центр социального обслуживания (КЦСО), основная задача которых – предоставление социальных услуг населению (пожилым людям, одиноким или одиноко проживающим, инвалидам, детям-сиротам и т.д.). В структуре центров могут быть отделения социального обслуживания на дому, отделения дневного пребывания, отделения экстренной социальной помощи, отделения аналитической и методической работы, отделения по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, отделения социального сопровождения, отделения медико-социальной помощи, отделения социального патронажа и др.

Сеть территориальной социальной службы может включать также (в зависимости от имеющихся условий и специфических особенностей района) молодежные центры, центры новых форм дошкольного воспитания и внешкольной работы; кризисные центры помощи лицам, пострадавшим от стихийных бедствий и преступлений, отбывшим уголовное наказание, беженцам; бесплатные и льготные столовые, пункты раздачи продуктов, одежды, детского питания.

Целью государственной социальной политики в отношении граждан, нуждающихся в помощи, является повышение уровня и качества их жизни на основе изменения политики доходов, совершенствования механизмов нормативного регулирования в сфере защиты прав и интересов, пенсионного обеспечения, охраны здоровья, посильной занятости, предоставления им широкого спектра социальных услуг адресной помощи, способствующих нормальной жизнедеятельности. Достижением указанной цели и реализацией поставленных задач в городе занимаются окружные управления социальной защиты населения.

Социальные учреждения оказывают санитарно-гигиенические услуги, комплексные санитарно-гигиенические услуги, предоставляют комплексную уборку квартир, патронажные социально-гигиенические услуги, патронажносоциальные услуги, бесплатно передают продуктовые наборы, обеспечивают горячим питанием, оказывают вещевую, психологическую помощь, предоставляют услуги консультации юриста, доставляют товары длительного пользования, оказывают материальную помощь, оборудуют подъемниками в ванную комнату квартиры инвалидов, страдающих заболеваниями опорно-двигательного аппарата. В отделениях социальной реабилитации предоставляются различные реабилитационные услуги.

Появление социальных проблем в обществе – это объективный результат его развития и развития потребностей человека. Система социальных учреждений и служб создается для того, чтобы вовремя, эффективно и качественно их решить.