Лекция 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ "БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

В данной главе рассмотрены общие особенности предметной области знаний "Безопасность жизнедеятельности", основные понятия и классификации предметной области, содержательные линии и особенности содержания предметной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

После изучения данной темы студент должен:

знать

• общие понятия, определения безопасности жизнедеятельности;

• основные содержательные линии учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

• основные задачи, определяющие предметную область знаний "Безопасность жизнедеятельности";

• основные классификации безопасности жизнедеятельности (классификацию опасностей, классификацию чрезвычайных ситуаций (ЧС) по видам, масштабам распространения, скорости распространения и пр.);

уметь

• использовать теоретические знания для определения рисков, опасностей, угроз безопасности жизнедеятельности;

• системно анализировать и характеризовать происхождение основных опасностей и угроз (по типу происхождения ЧС);

• классифицировать опасности по видам (классам);

владеть

• основной терминологией об опасностях и угрозах;

• методами защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

• мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

• структурой безопасности жизнедеятельности.

Основные понятия: безопасность, предметная область "Безопасность жизнедеятельности", опасность, жизнь, деятельность, жизнедеятельность, классификация опасностей, угроза, научная область знаний, основные направления безопасности жизнедеятельности, чрезвычайная ситуация, фактор опасности, негативный фактор, фактор среды обитания, авария, вызовы.

Общие особенности предметной области знаний "Безопасность жизнедеятельности"

Научно-технический прогресс XX в. обусловил "взрывной характер" развития антропогенного воздействия на окружающую среду. В результате в геосфере произошли такие количественные и качественные изменения, кумуляция которых привела к превращению антропогенной деятельности в значащий фактор не только местного и регионального, но и глобального масштаба. Угроза ухудшения экологической ситуации в стране, истощения природных ресурсов находится также в прямой зависимости от состояния экономики, неготовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.

На фоне наблюдающегося роста аварий и катастроф, происходящих на промышленных и других объектах, их увеличивающейся разрушительной силы и признающегося реальностью глобального экологического кризиса, все мировое сообщество проявляет сегодня большой интерес к состоянию и перспективам эволюции окружающей среды, техногенной и экологической безопасности и старается объединить свои усилия для решения этих проблем.

Сохраняется угроза физическому здоровью нации за счет роста алкоголизации и наркотизации среди подрастающего поколения и взрослого населения России.

Последствиями глубокого социального кризиса постсоветского пространства являются сокращение средней продолжительности жизни в стране, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи, снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения.

Появились опасности, связанные с жизнедеятельностью человека, в частности с потерей моральных основ человеческого сообщества. Неумение человека обеспечить свою безопасность в современных условиях приобретает угрожающий характер. Это и способствовало возникновению необходимости подготовки граждан к безопасному поведению в повседневной жизни, а именно пересмотру ориентиров самого характера безопасности жизнедеятельности людей.

Необходимо отметить, что воздействие перечисленных выше и многих других негативных факторов в условиях изменившихся общественных и экономических отношений и отсутствия элементарных знаний об основных принципах безопасного существования в условиях современной российской действительности привело к необходимости формулирования актуальных аспектов и проблем безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, решение которых невозможно без участия высококвалифицированных специалистов широкого профиля.

Анализ возникающих угроз, обусловленных деятельностью человека, привел к необходимости тщательного исследования факторов, негативно влияющих на окружающую среду, и, как следствие, к созданию предметной области "Безопасность жизнедеятельности".

В настоящее время большинство людей проявляет утилитарный подход к окружающей природно-социальной и техногенной среде и имеет поверхностные представления о сущности и содержании понятия "безопасность". Современная наука определяет данное понятие как категорию многогранную, затрагивающую фактически все сферы жизни и деятельности современного общества, поэтому современная реальность, объективные и субъективные факторы и потребности развития каждой личности и общества в целом характеризуются необходимостью повышения готовности личности к восприятию опасностей современного мира, успешного применения личных и коллективных мер безопасности, совершенствования человекозащитной и природоохранной и защитной деятельности на основе предметной области знаний "Безопасность жизнедеятельности".

Научная область "Безопасность жизнедеятельности" в силу особенностей своего содержания, связанных с характером предметных знаний по безопасности жизнедеятельности (науки ноксологии), обладает мощным развивающим и воспитательным потенциалом. Изучение проблем природного, экологического, техногенного и социального характера, угрожающих современной цивилизации в целом, их причин, возможных последствий и мер их предупреждения, определяет стиль формируемого нового мышления, важнейшими чертами которого являются: ноосферность, целостность восприятия мира с его многочисленными и всесторонними связями в целом (в том числе и по проблемам безопасности); гибкость и открытость личности, ее умение видеть альтернативные пути решения проблем безопасности жизнедеятельности человека в современном обществе; способность человека к установлению причинно-следственных, вероятностных, прогностических и других видов связей в системе "субъект – объект – система безопасности".

Все это позволяет выделить основные положения безопасности жизнедеятельности:

• деятельность человека всегда потенциально опасна. Что бы ни делал человек, всегда есть возможность возникновения опасности;

• опасности – это то, что угрожает как отдельному человеку, так и обществу и государству в целом. Одна и та же опасность (например, криминогенная) в разных масштабах распространения влияет на отдельную личность или на мир в целом;

• безопасность – это приемлемый риск. Что для одного человека является приемлемым (например, позднее возвращение домой, прыжок с парашютом, полет на самолете и т.п.), то другой человек считает опасным и старается избегать этих случаев.

Рассматривая предметную область знаний "Безопасность жизнедеятельности", необходимо отметить, что различные сферы жизни человека, общества, государства и все пространство их безопасности являются интегративной, синтетической системой научных знаний, развивающейся на межпредметной, комплексной основе.

Специфической особенностью предметной области знаний "Безопасность жизнедеятельности" является то, что ее нельзя изучить методами частных наук или простым суммированием их методов. Ее проблематика охватывает многие, если не все, области человеческого знания и является результатом взаимодействия, целостного взаимосвязанного проявления разнообразных, но однородных по своей сути проблем.

Именно человек, владеющий знаниями и культурой безопасности, с явно выраженными качествами личности безопасного типа поведения в своих поступках, быту и различных видах производственной деятельности несет ответственность за безопасность каждой личности, общества и государства.