Лекция 1. Теоретические основы менеджмента

В результате освоения тем данного раздела студент должен:

знать

сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ менеджмента, его закономерности и принципы;

– основные этапы развития управленческой мысли за рубежом в XX в., тенденции развития менеджмента в XXI в.;

– особенности моделей менеджмента различных стран;

уметь

понимать, анализировать и обосновывать взаимосвязь основных понятий и категорий менеджмента;

– анализировать основные положения научных школ управления, оценивать их достоинства и недостатки;

– определять факторы, влияющие на формирование модели менеджмента;

владеть

специальной терминологией в области менеджмента;

– современными методологическими подходами исследования проблем управления;

– навыками оперирования основными понятиями формирования различных моделей менеджмента.

Введение в менеджмент

Сущность менеджмента

Понятие "менеджмент" достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став, по своей сути, аналогом понятия "управление". Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность людей, с помощью которой обеспечивают выполнение стоящих задач. Необходимость в управлении возникает по мере появления целей, достижение которых требует коллективных усилий. В современном обществе необходимость менеджмента обусловлена такими факторами, как ускорение научно-технического прогресса, ориентация производства на потребителей, возрастание значения непроизводственной сферы и коммерческой деятельности в частности.

Термин "менеджмент" широко используется применительно к разнообразным социально-экономическим процессам, осуществляемым на предприятиях в рыночных условиях. Как и в мировой практике, наряду с общим менеджментом в России получают широкое распространение специальные формы менеджмента, ориентированные на отдельные функциональные области деятельности организаций и предприятий: инновационный менеджмент, финансовый менеджмент, менеджмент персонала и т.п. Менеджмент, во-первых, современная наука и практическая деятельность, во-вторых, специальные знания и искусство управления.

Термин "менеджмент" многие полностью отождествляют с понятием "управление", считая введение слова "менеджмент" лишь данью моде.

В английском языке имеются глаголы: to manage – управлять в хозяйственной сфере; to governe – управлять в политической сфере; to control – управлять в сфере техники.

Появление термина "менеджмент" – необходимое уточнение в русском языке понятия "управление" применительно к хозяйственной сфере, бизнесу, управлению в условиях рынка. То есть менеджмент – это управление организацией, хозяйствующей в условиях рынка.

Менеджмент – важнейшая составная часть управления, предметом которой являются социальные отношения в процессе управления. Таким образом, предметом менеджмента как науки являются отношения, складывающиеся между людьми в процессе управления.

Менеджмент можно рассматривать и как профессиональную деятельность. С этой точки зрения менеджмент представляет собой вид деятельности, который предполагает целенаправленную концентрацию усилий людей для получения заранее определенного экономического результата.

Менеджмент можно рассматривать и как искусство управления людьми. Во всех сферах человеческой деятельности паука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. В управлении, когда в результате групповой деятельности любое решение отличается от альтернативных вариантов (если не целью, то методами), умение найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего. Вполне объяснимо, почему среди достижений мировой управленческой мысли особое место занимает один из высших разделов теории управления – искусство управления. Действительно, не каждому дано овладеть этим искусством, как, впрочем, и любыми другими его видами, но знать основы искусства управления, стараться применять его важнейшие принципы и методы – обязанность каждого специалиста и руководителя любого уровня.

Руководитель должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости "человеческой инженерии" и владеть обширными знаниями.

Теория управления не может дать готовые рекомендации для конкретных жизненных ситуаций, и каждый человек принимает решения, основываясь на интуиции и собственном опыте.

Управление не может претендовать на статус точной науки, поскольку процесс управления протекает в условиях значительной неопределенности и для него характерно множество внешних и внутренних переменных. Однако наука управления позволяет систематизировать, анализировать управленческий процесс и разрабатывать рекомендации по его оптимизации.

Специалисты в области управления сходятся во мнении, что управление является частью политических, экономических, технологических, социальных систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т.е. имеет серьезный научно-методический фундамент. В связи с этим различают следующие типы управления: техническое (в технических системах); естественное (основанное на законах зоологии и биологии); социальное (это непрерывный процесс воздействия на объект управления: личность, коллектив, предприятие, отрасль, государство) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов.

Многие исследователи считают, что процессы управления являются определенными и целенаправленными действиями. Однако всякие действия происходят в некоторой "материальной" среде. Такой средой для управления является система управления. Как неразрывны среда и действия в ней, так неразрывны система управления и процессы управления. Одно невозможно без другого. Процесс управления без системы управления невозможен, а система управления без процесса управления бесполезна. В связи с этим приступим к рассмотрению системы управления организацией как среды для процесса управления.

Управление любой организацией является сложной системой, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью выработки управляющих воздействий, получения максимального конечного результата при определенных ограничениях (наличия ресурсов и времени).

Система управления организацией представляет собой совокупность элементов (органов управления, коммуникационных систем, специальных систем), которые функционально взаимосвязаны, и функциональные связи должны быть постоянно в движении. Рассмотрим каждый элемент.

1. Органы управления – это основной и обязательный для любой системы управления структурный элемент. При этом под органом управления понимают должностное лицо или группу должностных лиц, выполняющих одну или несколько задач, разделенных по функциональному признаку (закупка, производство, технологии, сбыт, реклама, хранение, доставка и т.д.). В качестве органов управления могут быть отделы и службы. Связи между органами управления определяют организационные структуры управления. Они отображают распределение целей управления, управленческих функций, задач между должностными лицами органов управления и их взаимодействие.

Необходимость создания органов управления ставит перед руководителем задачу организации потоков информации или разделения (вертикального и горизонтального) управленческого труда, которая не имеет однозначного решения. Для определения необходимых руководителю органов управления целесообразно процесс управления по каждой цели разбить на подпроцессы с частными целями (подцелями всего процесса). Такие подпроцессы принято называть функциональными задачами. Выделение отдельных функциональных задач управления позволяет для параллельного достижения частных целей управления создавать специализированные (функциональные) подразделения управления (органы управления), на которых возлагается принятие решений по отдельным функциям управления при координирующей роли руководителя организации.

2. Коммуникационные системы создаются на основе применения в управлении комплексов вычислительных сетей, средств связи и являются технической основой любой системы управления. Коммуникационная система представляет собой организационно-техническое объединение должностных лиц, персональных вычислительных машин, средств связи и создастся на предприятиях для обеспечения управления при выполнении стоящих задач. Коммуникационная система в качестве своих элементов включает: подсистему информационного обеспечения, подсистему документооборота, локальные вычислительные сети, корпоративную сотовую связь.

3. Специальные системы – это комплекс технических средств, обеспечивающих учет и контроль за деятельностью персонала организации, за продвижением материального потока в организации и обеспечением безопасности. Данная система включает: автоматизированную систему учета материалов и товаров, систему контроля и управления доступом на предприятии, видеонаблюдение, пожарную и охранную сигнализации.

Изучая систему управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые к системам управления, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся:

• детерминированность элементов системы;

• динамичность системы;

• наличие в системе управляющего параметра;

• наличие контролирующего параметра;

• наличие каналов (по крайней мере, одного) обратной связи.

Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления. Рассмотрим подробно эти требования.

В системах управления детерминированность – первое требование организованности системы, проявляется в организации взаимодействия подразделений органов управления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается на других элементах системы. Если в организационной структуре управления, например, есть отдел, действия которого не влияют на другие подразделения, то такой отдел не реализует ни одну из целей функционирования организации и является лишним в системе управления.

Вторым требованием системы управления является динамичность, т.е. способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизмененном качественном состоянии.

Любые воздействия среды оказывают возмущающее действие на систему, стремясь нарушить ее. В самой системе также могут появиться возмущения, которые стремятся разрушить ее изнутри. Например, в организации нет достаточного количества квалифицированных кадров, отсутствует по разным причинам ряд ответственных работников, плохие условия работы и т.д. К внешним возмущениям следует отнести указы вышестоящих организаций, изменения ситуаций на рынке, экономические и политические факторы. Под воздействием таких внешних и внутренних возмущений орган управления любого уровня вынужден перестраиваться, приспосабливаться к изменившимся условиям. Для обеспечения быстрой перестройки системы в условиях изменения среды в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт появления возмущения, а для минимально допустимой инерционности и своевременности принятия управленческих решений – элемент, фиксирующий факт упорядочения состояния системы в соответствии с изменившимися условиями. В соответствии с этими требованиями в структуре управления предприятием должен быть отдел совершенствования структуры управления.

Под управляющим параметром (третье требование) в системе управления следует понимать такой ее параметр (элемент), посредством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами. Таким параметром (элементом) в социально управляемой системе является руководитель подразделения данного уровня. Он отвечает за деятельность подчиненного ему подразделения, воспринимает управляющие сигналы руководства организации, организует их выполнение, несет ответственность за выполнение всех управленческих решений. Такой руководитель должен обладать необходимой компетенцией, а условия его работы – обеспечить выполнение данного поручения. Следовательно, управляющий параметр можно считать действующим, если внешнюю информацию воспринимает руководитель организации, который организует работу по выполнению поручения, распределяет задания в соответствии с должностными инструкциями при наличии условий, необходимых для выполнения поручений. Несоблюдение данного требования (управляющего параметра) приводит к принятию субъективных управленческих решений и так называемому авторитарному стилю руководства. Управляющий параметр требует четкой организационной структуры и распределения обязанностей между руководителями подразделений, утвержденных должностных инструкций и прочих документов по регламентации управленческой деятельности.

Четвертым требованием, предъявленным к системам управления, следует назвать наличие в ней контролирующего параметра, т.е. такого элемента, который постоянно контролировал бы состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него (или на любой элемент системы) управляющего воздействия. Контроль субъекта управления предполагает курирование обработки любого управляющего сигнала, поданного на вход данной системы. Функцию контролирующего параметра в системе управления, как правило, реализует один из сотрудников аппарата управления. Например, подготовку плана важнейших работ курирует главный специалист по экономике. Любые решения в системе управления должны проходить только через элемент, выполняющий функции контролирующего параметра.

Наличие прямых и обратных связей (пятое требование) в системе обеспечивается четкой регламентацией деятельности аппарата управления по приему и передаче информации при подготовке управленческих решений. В управлении и менеджменте используются одни и те же понятия: объект и субъект управления, прямые и обратные связи между ними, система управления, окружающая среда. При рассмотрении основных понятий менеджмента и управления на уровне предприятий и организаций необходимо учитывать специфику их деятельности и общие задачи функционирования хозяйствующих субъектов.

Объект управления – это управляемая подсистема, т.е. то, чем управляют (отрасль, торговая фирма, подразделение и т.п.).

Субъект управления – это управляющая подсистема, т.с. то, что управляет (аппарат управления отраслью, торговой фирмой, подразделением).

Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь – это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь – это информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления.

Характерной особенностью предприятия (организации) является то, что в качестве субъекта и объекта управления выступают люди.

В системе управления объект управления часто называют управляемой подсистемой, субъект – управляющей подсистемой. Социальную систему управления характеризует ряд общих условий. Прежде всего управляемая подсистема обладает способностью изменять свои параметры (или свойства) под воздействием управляющей подсистемы. При этом для эффективного управления необходимы критерии и показатели, наиболее полно отражающие важнейшие параметры деятельности объекта управления. Например, для торговой фирмы такими показателями могут быть: торговые площади, издержки обращения, численность персонала, объем розничного товарооборота, прибыль, рентабельность и др.

Субъект управления воздействует на объект в соответствии с определенной целью. Для этого управляющая подсистема должна предвидеть состояние объекта управления после соответствующего воздействия. Для ориентации на определенную цель субъекту управления должна поступать информация о состоянии объекта после воздействия, т.е. в системе управления должны быть четко организованы прямые и обратные связи. И наконец, любая экономическая система управления должна располагать определенными материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами.

Специфика социальной системы управления обусловливает особенности управления процессом труда в каждой фирме, что находит свое выражение в рационализации соединения живого труда с предметами и орудиями труда, в совершенствовании форм и приемов трудовой деятельности, в том числе и в управлении.

Вместе с тем для всех предприятий (организаций) все большее значение приобретает социальная сторона управления, которая охватывает различные аспекты управленческого общения, соблюдение этических норм и правил общения менеджера с персоналом.

Каждая социальная система управления связана со средой, в которой она существует.

Окружающая (внешняя) среда – это все то, что окружает данную организацию: поставщики и покупатели, конкурирующие организации, культура, политическая ситуация и др. Окружающая среда активно влияет на любую организацию, поставляя ей кадры, орудия труда, сырье, материалы или товары, энергоносители и т.д. В свою очередь и организация влияет на окружающую среду, когда производит и реализует товары и услуги. Например, предприятия торговли оказывают непосредственное влияние на формирование и удовлетворение потребностей и спроса покупателей, воспитывают вкус и культуру потребления. Ассортимент реализуемых ими товаров зависит от уровня развития отраслей пищевой и легкой промышленности, состояния экспорта, импорта и т.д.

Все понятия управления тесно взаимосвязаны и взаимозависимы (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Система управления и ее основные элементы

В некоторых литературных источниках выделяют также и внутреннюю среду организации, которую составляют цели, задачи, технологии, структура управления и люди.

Поскольку каждый человек индивидуален, обладает особым характером, психологическими качествами, то его реакции на управляющее воздействие являются субъективными и трудно предсказуемыми. Это делает социальное управление сложным процессом с неопределенным результатом. В связи с этим необходимо обеспечивать непрерывное и целенаправленное воздействие на управляемый объект, которым может быть коллектив или отдельная личность. Управление есть процесс, а система управления – механизм, который обеспечивает этот процесс. Любой динамический процесс, в котором могут участвовать люди, состоит из отдельных процедур, операций и взаимосвязанных этапов. Их последовательность и взаимосвязь составляют технологию процесса (в нашем случае управленческого).

Часто технологический процесс управления осуществляется в условиях неопределенности при неполноте исходной информации. Однако дефицит информации не является непреодолимым препятствием для принятия управленческого решения. Например, при изменении условий внешней среды предприятие, стремящееся к выживанию и достижению максимальной прибыли, будет адекватно реагировать на эти изменения и механизм адаптации предприятия, принимаемые управленческие решения могут быть многовариантными.

ОГЛАВЛЕНИЕ процесса управления может быть представлено с различной степенью детализации этапов, фаз и функций управления.

При организации управления рассматривают наиболее общие этапы процесса (рис. 1.2):

1) уяснение поставленной задачи (цели) (целевой этап Ц);

2) сбор информации и оценка обстановки (информационный этап И);

3) принятие решения о выборе наиболее рационального способа достижения поставленной цели (решающий этап Р);

4) планирование предстоящих действий в соответствии с принятым решением (планирующий этап П);

5) доведение принятого решения до подчиненных в виде приказов, приказаний, распоряжений, команд и т.д. (доводящий этап Д);

6) контроль результатов выполнения принятого решения подчиненными войсками (контролирующий этап К).

Рис. 1.2. Этапы процесса управления