Лекция I. Теоретические основы финансов

Приступая к изучению курса "Финансы" необходимо понять, что этот термин означает. Дать однозначный и исчерпывающий ответ не так-то просто, несмотря на кажущуюся простоту вопроса, обусловленную тем, что термин широко применяется, хотя не всегда к месту. Чисто интуитивно мы различаем понятия денег и финансов. Но чем отличаются категории денег и финансов? Существенно ли различие между ними? Необходимо четко представлять себе причины, разграничивающие сферы денежных и финансовых отношений, категории государственных финансов, финансов предприятий и финансов в широком смысле этого слова.

В исследовании категории финансов важен исторический аспект. В своем "Толковом словаре" В. И. Даль определял термин "финансы" следующим образом: "все, что касается до прихода и расхода государства". Он был по-своему близок к современному пониманию понятия "государственные финансы". Попытаемся установить, в чем действительно выражаются сущность и специфика финансов как экономической категории, их отличие от других экономических категорий (денег, цены, заработной платы и т.п.).

Деньги — это категория более древняя по сравнению с финансами. Они появились в различных формах на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление же финансов обусловлено возникновением государства, необходимостью формирования не частного, а общегосударственного имущества и осуществлением расходов, необходимых всему обществу. Уже рабовладельческое государство выполняло ряд общественных функций, таких как ОГЛАВЛЕНИЕ войск для охраны границ и ведения войн, охрана общественного порядка, сохранение власти, постройка общественных зданий, дорог и т.д.

Таким образом, уже в рабовладельческом обществе государство предоставляло определенные общественные блага своим гражданам. Естественно, что они присваивались в основном самим государем и его приближенными, и об общественных благах для всех подданных здесь говорить еще рано. Однако для их предоставления государству требовались определенные ресурсы как в натуральной, так и в денежной форме. Отсюда и возникли налоги — в начале в натуральной (подати), а затем и в денежной форме.

Соединение двух источников, обусловивших возникновение финансов, — государства и налогов в их денежной форме — порождает феномен государственных (публичных) финансов с присущими им атрибутами — налогами, государственным бюджетом, государственным кредитом (долгом). Это произошло при отделении государственной казны от собственности монарха (в Европе в XVI—XVII вв.) и переходе в основном к денежной (стоимостной) форме взимания налогов. В этот период возник и стал применяться термин "финансы". Этимологически он берет свое начато от латинских слов finis, т.е. конец, и financia — наличность, доход. В средневековой латыни их употребляли для обозначения срока платежа и документов, доказывающих погашение долга по окончании сделки. Сначала во Франции, а с конца XVII в. и в других европейских государствах под словом "финансы" (finance) стали понимать практически всю совокупность денежного хозяйства государства (его доходы, расходы и долги). В XVIII в. этот термин стали применять и в России. До начала XX в. его употребляли в сравнительно узком смысле применительно к государственным финансам, что мы и видели в приведенном выше определении В. И. Даля.

С разложением феодализма, развитием товарно-денежных отношений государственные финансы способствовали первоначальному накоплению капитала, развитию капиталистического способа производства, становлению национальных рынков. В конце XIX — начале XX в. вмешательство государства в экономику носило весьма ограниченный характер. По образному выражению А. Смита, государство должно было играть роль "ночного сторожа". Однако уже в этот период начинают резко увеличиваться государственные расходы па вое.......е цели, милитаризацию экономики, развитие инфраструктуры, ОГЛАВЛЕНИЕ возрастающего государственного аппарата. Социальные расходы государств на образование, здравоохранение, культуру были еще крайне незначительны. Структура неделимых общественных благ, предоставляемых государством своим гражданам, еще не получила существенного развития в силу ряда условий объективного и исторического характера.

Как будет показано далее, в параграфе 1.3, финансы как самостоятельная наука сформировалась в XVIII—XIX вв., в основном усилиями немецких (И. Юсти и И. Зонненфельс, К. Pay) и итальянских ученых (Л. Косса и Ф. Нитти). Они стали родоначальниками классической теории финансов, которая берет свое начало из камерализма (немецкий вариант меркантилизма). Приведем типичное для того времени определение финансов: "Финансовая наука есть теория государственного имущества. Она обучает лучшим правилам, по которым следует составлять его, управлять и пользоваться им".

Схожих взглядов на финансы под воздействием прежде всего немецкой школы финансов, в частности К. Pay, придерживались и российские ученые конца XIX в. и начала XX века — И. Я. Горлов (1814-1890), В. А. Лебедев (1833-1909), И. И. Янжул (1846-1914), И. X. Озеров (1869-1942), Л. И. Буковецкий (1881-1972). Рассмотрим точку зрения на финансовую науку одного из ведущих российских специалистов того времени профессора Санкт-Петербургского университета В. А. Лебедева: "Все вообще средства, которые государство может иметь для выполнения своих целей, — будут ли эти средства заключаться в личных услугах граждан или в разных вещественных материалах, капиталах, денежных сборах и пр. — все они могут быть названы финансами. Хозяйственная деятельность государства, направленная на приобретение материальных средств, составляет финансовое хозяйство.

Правила финансового хозяйства, облеченные в известные законодательные нормы, будут финансовым законодательством или финансовым правом. Теоретическое исследование всех этих основных понятий, т.е. финансов, финансового хозяйства, финансового права, составляет финансовую науку".

Таким образом, финансовая наука к началу XX в. опиралась на следующие постулаты:

• финансы трактовались как средства и имущество, принадлежащие государству и публичным союзам (муниципалитетам, землям, общинам);

• финансы не сводились только к денежным средствам, под ними понимались любые средства, полученные государством в форме денег, имущества, материалов, услуг;

• большое внимание уделялось доходам государства, а не его расходам;

• в пауке о финансах преобладала описательность действующих норм, правила и принципы формирования доходов и расходов без соответствующего инструментария их планирования и снижения фактора неопределенности и рисков.

Со второй половины XX в. государственные финансы постепенно принимают развитую форму, способствующую формированию и перераспределению ограниченных денежных ресурсов, необходимых всему обществу для достижения поставленных стратегических целей — обеспечения благосостояния населения страны, социального мира и экономического роста. Финансы стали носить полностью денежный (стоимостной) характер. Развивается экономика общественного сектора как гигантский институт, обеспечивающий выполнение государством всех своих функций в экономической, социальной, правовой и оборонной сферах. Государственные финансы стали оказывать существенное воздействие на так называемые "провалы рынка", т.е. те экономические ситуации, в которых рынок либо не работает, либо не эффективен, например, в условиях кризиса.

С развитием акционерных (корпоративных) форм предпринимательства, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин "финансы" выходит за рамки его узкого понимания только как государственных (публичных) финансов. Его стали использовать в более широком смысле, включая в это понятие и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций — в дальнейшем финансы предприятий). Постепенно формируются и две относительно самостоятельные науки о финансах — наука о государственных (общественных) финансах и наука о финансах предприятий, организаций, корпораций, т.е. хозяйствующих субъектов (финансы корпораций, позже — финансовый менеджмент).

Первая наука изучает общественные отношения и наиболее рациональные способы формирования и использования централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства. Вторая — наиболее рациональные формы создания и использования денежных фондов, капитала и генерирования денежных потоков в рамках кругооборота средств отдельного предприятия (корпорации) в целях обеспечения интересов сравнительно узкого круга учредителей (акционеров), а не общества в целом.

Объединяет эти науки их общая основа — изучение, исследование способов наиболее рационального управления процессами поступления и расходования дефицитных денежных ресурсов на протяжении определенного периода времени и в условиях неопределенности. Это связано, во-первых, с тем, что поступление доходов и возникновение расходов, как правило, не совпадают во времени, а во-вторых, сами доходы и расходы не могут быть точно определены ни тем, кто принимает решения, ни кем-либо другим. Они носят прогнозный, вероятностный характер как для государства, так и для хозяйствующего субъекта (домохозяйства), что требует применения самых разнообразных финансовых инструментов и решений для выравнивания временных разрывов между поступлениями доходов и осуществлением расходов, достоверного определения их прогнозных (плановых) значений и снижения различных рисков, влияющих на доходы и расходы. Подробное изучение этих инструментов и способов принятия обоснованных решений стратегического и тактического характера изучает специальная прикладная наука — корпоративные финансы, основы которой рассмотрены в гл. 11—13 настоящего учебника.

Итак, если деньги — всеобщий эквивалент, измеряющий затраты всех факторов производства и обеспечивающий обмен их результатами, то государственные финансы как экономическая категория — совокупность денежных (стоимостных) отношений, связанных с формированием и использованием различных денежных фондов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и части национального богатства.

К причинам, порождающим государственные финансы, можно отнести:

• существование государства;

• развитие товарно-денежных отношений;

• появление налогов в денежной форме;

• движение капитала, активов и связанных с ними денежных потоков.

Государственные финансы — это стоимостная категория, но ее отличие от всех других стоимостных категорий состоит п том, что это нс просто деньги, а совокупность денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости ВВП и части национального богатства. Здесь следует подчеркнуть очень важный момент с точки зрения выделения сущностных признаков этой категории. Когда мы осуществляем покупку любого товара или услуги либо предоставляем свои наличные деньги взаймы, эти отношения не регламентируются государством, они добровольны и носят случайный характер.

В отличие от чисто денежных отношений, государственные финансы обладают своим естественным атрибутом — регламентацией государством. Они всегда опосредованы определенными правовыми актами, рекомендациями, стандартами, в той или иной степени их регламентирующими.

Им присущи следующие признаки, действующие только в совокупности:

• эти отношения — всегда денежные,

• они вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;

• эти отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.

Таким образом, государственные финансы представляют собой совокупность перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций.

Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами и их институтами на основе формирования и использования централизованных (общественных) фондов денежных средств. К централизованным (общественным) фондам в Российской Федерации относится бюджетная система, которая включает:

• бюджеты всех уровней;

• государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС)).

С помощью системы централизованных фондов в Российской Федерации перераспределяется около 40% ВВП. Весь этот перераспределительный процесс обслуживают государственные финансы.

Как отмечалось выше, наряду с государственными финансами существуют децентрализованные финансы — финансы организаций (предприятий) или корпораций (под последними обычно понимают финансы открытых акционерных обществ). К децентрализованным финансам, как будет показано далее, относят и финансы домашних хозяйств.

Все эти относительно самостоятельные сферы можно объединить одним общим понятием "финансы" в широком смысле слова, имея в виду более широкую трактовку их содержания, чем государственные финансы.

Финансы не тождественны деньгам, а имеют свою специфику и общественное назначение, которое и выражается в выполняемых ими функциях. Следует отметить, что в общих чертах взгляды ученых на ОГЛАВЛЕНИЕ понятия финансов, даваемое в различных учебниках, существенно расходятся. Авторы настоящего учебника, являясь представителями Санкт-Петербургской (Ленинградской) школы финансовой пауки, считают, что функции экономической категории финансов должны отражать общественное назначение, присущее только этой категории, и таковыми являются функции:

• формирования денежных фондов (доходов);

• использования денежных фондов (расходов).

Эти функции выражают общественное назначение именно категории государственных финансов. По при этом устойчивое формирование доходов государства и их эффективное использование обеспечивается соответствующей организацией контроля, т.е. сопровождается контрольной функцией.

Сформулируем первые краткие выводы.

Финансы являются исторической категорией, которая порождается государством; ее ОГЛАВЛЕНИЕ носит диалектический, сложно познаваемый характер и существенно изменяется в зависимости от состояния развития экономической теории, философии, накопленного практического опыта и личной позиции исследователя, т.е. как и материя, финансы в различных формах своего существования "неисчерпаемы".

Финансы можно рассматривать узко, в прагматическом плане, как движение денежных потоков и капитана. Такой подход характерен для современной западной литературы, трактующей финансы в очень широком аспекте с четким разграничением государственных (публичных) финансов и финансов корпораций.

В современной российской специальной литературе финансы рассматриваются как сложная экономическая категория, выражающая отношения, связанные с процессом формирования и использования денежных фондов. При трактовке содержания государственных финансов подчеркивается их императивный характер (ленинградская школа финансов).

Таким образом, финансы — совокупность денежных отношений (связей) по поводу формирования и использования различных денежных фондов в процессе их образования, распределения и перераспределения.

Предмет изучения финансовой науки — наиболее рациональные способы формирования и использования ограниченных денежных ресурсов во времени и условиях неопределенности.

Для чего же необходимо изучать финансы? Ответ очень удачно дан З. Боди и Р. Мертоном (лауреат Нобелевской премии), приведем его почти без изменения. Итак, финансы нужно изучать:

• для принятия осознанных гражданских решений, оказывающих влияние на финансовую политику страны (не следует забывать, что бюджет государства — это и "твой бюджет": оценивая политические программы партий, бюджетные послания, принимаемые законы, необходимо составлять свое мнение о том, как они скажутся на благосостоянии государства и собственных личных доходах);

• успешной деятельности в мире бизнеса и государственного управления;

• обеспечения интересной и выгодной карьеры;

• эффективного управления личными доходами и сбережениями;

• расширения собственного кругозора.

По мнению авторов, к этим положениям можно только присоединиться и с большим интересом приступить к изучению финансовой системы современной России.