Теоретические модели кризисно-ориентированной индивидуальной работы

Кризисно-ориентированная индивидуальная социальная работа направлена на разрешение личностных кризисов и восстановление социального функционирования индивида. В социальной работе кризис принято понимать как составную и естественную часть человеческой жизни. Условиями проявления кризиса в жизни человека выступают (рис. 8.2):

а) ситуационные факторы, которые приводят к нарушению социальных контактов индивида, не позволяют ему осуществить институционализированные интересы, реализовать личностные потребности. К таким кризисам можно отнести ситуацию болезни родных, смерти близких, потери работы, развод и другие факторы, нарушающие социальное функционирование индивида;

б) факторы развития. Кризис как фактор развития проявляется в ситуации поиска новой идентичности и стиля жизни.

Рис. 8.2. Основные факторы проявления кризиса

Ситуативное стрессовое событие

Ситуативное стрессовое событие выделяется исследователями в качестве одного из важнейших факторов, определяющих кризис. Под стрессовым событием понимается такое явление, которое приводит к дезинтеграции существующих связей индивида.

Р. Джеймс и Б. Джилиланд, описывая стрессовое событие, выделяют определенные фазы, важнейшими среди которых являются невозможность использовать индивидуальные ресурсы, неэффективность индивидуальных механизмов преодоления кризисной ситуации[1].

Другими исследованиями кризисная ситуация рассматривается не в статике, а как развивающееся явление, которое может вызывать чувство страха и депрессию из-за невозможности позитивно разрешить сложную жизненную ситуацию.

Л. Джонсон, исходя из подходов, сложившихся в психологии, психиатрии, практике социальной работы, предлагает обобщенную модель динамики развития индивидуального кризиса для использования ее в практике социальной работы (рис. 8.3).

Решение проблемы клиента можно осуществлять на различных стадиях протекания кризиса. В процессе взаимодействия с клиентом социальный работник должен диагностировать стадию развития кризисной ситуации. При этом он должен решать две оперативные задачи:

1) совместно с клиентом выработать понимание сущности индивидуального кризиса, выяснив причины, которые привели клиента к кризисной ситуации;

2) определить систему помощи, активизируя ресурсы клиента и ресурсы агентства или других социальных служб.

По мнению исследователей, для решения проблем клиента, переживающего кризис, важна оперативная интервенция. Она осуществляется по принципу "здесь и сейчас". Оперативное вмешательство в ситуацию клиента приводит к тому, что она не будет иметь тенденций к принятию хронических форм, когда необходимо терапевтическое вмешательство.

Кризисная интервенция состоит в том, чтобы интенсивно взаимодействовать с клиентом на протяжении минимального времени. При этом может статься, что клиенту,

Рис. 8.3. Динамика кризиса по Л. Джонсону[2]

Рис. 8.4. Особенности кризисной интервенции

находящемуся в подавленном, дискомфортном состоянии, будет трудно устанавливать отношения с социальным работником. Профессионал должен выступить для клиента в роли "временного заместителя надежды". В острой кризисной ситуации, осложненной состоянием дезориентации, ответственность за развитие событий и работу по структурированию проблемы социальный работник должен брать на себя (рис. 8.4).