Теоретические аспекты определения тарифа

Как было сказано выше, движение тарифа на рынке определяется спросом и предложением, а анализ этих графиков позволяет оценить возможное поведение фирм логистики в конкретной тарифной политике. В практической деятельности тарифная политика связана с показателем эластичности.

Эластичность – мера реагирования одной переменной величины на изменение другой величины, выраженная как отношение процентных изменений.

Коэффициент эластичности спроса (предложения) показывает, на сколько процентов изменяется спрос данного товара (материалопотока) при изменении определяющего фактора, например цены:

или

(4.3)

где Q1 – первоначальное количество спрашиваемого материалопотока, ед.; Q2 – изменение спрашиваемого материалопотока, ед.; Р1 первоначальная цена, ден. ед.; Р2 – изменение цены, ден. ед.

Принято считать, если Еа > 1, то спрос эластичный; Еа < 1 – неэластичный; Еа = 1 – спрос с единичной эластичностью.

Пример. Первоначально цена услуг фирмы составила 4 ден. ед., в дальнейшем она снизилась до 3 ден. ед., что позволило увеличить покупки продукции с 80 до 120 ед. Каков коэффициент эластичности спроса? Оцените данную ситуацию.

Решение.

Используем формулу

Знак "минус" при расчете коэффициента эластичности спроса экономисты игнорируют.

Выводы. Спрос эластичный a > 1, Еа = -2). Снижение цены позволило увеличить доходы фирмы.

Аналогичные расчеты можно проводить и при вычислении коэффициента эластичности предложения и дохода.

Для реализации тарифной стратегии и обосновании тарифов необходимо учитывать типы рынков (чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия) (см. табл. 4.1).

Определение тарифа в условиях чистой конкуренции

Отметим, что доля каждой конкурентной логистической фирмы в общем предложении при чистой конкуренции незначительная. Отдельная логистическая фирма не может воздействовать или регулировать рыночный тариф (цену), поскольку он устанавливается исходя из совокупного спроса и предложения. В этой конкуренции логистическая фирма может только приспосабливаться к рыночному тарифу (цене), который она должна рассматривать как данную величину, определяемую рынком. Можно сказать так, что конкурентный логист скорее является тем, кто соглашается с тарифом (ценой), чем кто диктует тариф (цену).

Отметим особо, что кривая спроса в условиях чистой конкуренции, с которой сталкивается отдельная конкурентная логистическая фирма, совершенно эластична. Графы 1 и 2 табл. 4.2 показывают кривую совершенного эластичного спроса там, где рыночный тариф (цена) предполагается 100 ден. ед.

Таблица 4.2

Спрос и доход отдельной логистической фирмы в условиях чистой конкуренции, ден. ед.

Спрос или средний доход фирмы (продавца)

Доход

цена (тариф) услуги (средний доход)

требуемое

количество

перевозок

валовой доход (TR)

предельный доход (MR)

1

2

3

4

100

0

0

0

100

1

100

100

100

2

200

100

100

3

300

100

100

4

400

100

100

5

500

100

100

6

600

100

Очевидно, что кривая спроса на перевозку продукции представляет собой кривую валового дохода (TR); в гр. 1 табл. 4.2 это цена (тариф) за перевозку единицы продукции, или средний доход продавца. Сказать, что покупатель должен уплатить цену (тариф) 100 ден. ед. за перевозку единицы продукции, то же самое, что сказать: доход за единицу перевозки продукции, или средний доход, полученный продавцом, равен 100 ден. ед. Цена (тариф) и средний доход – это то же, рассмотренное с разных точек зрения. При любом уровне перевозок TR может быть определен умножением цены (тарифа) на соответствующий объем материалопотока, который логистическая фирма продает. Перемножив данные гр. 1 и гр. 2, получим результат в гр. 3. В этом случае TR увеличивается на постоянную величину 100 ден. ед. с каждой дополнительной единицы перевозки продукции. Каждая перевозка (гр. 2) прибавляет свой тариф (строка 1) к валовому доходу (строка 3).

Итак, кривые спроса конкурентной логистической фирмы, TR и MR изображены на рис. 4.5. Кривая спроса D или среднего дохода TR, является эластичной. Кривая предельного дохода MR совпадает с кривой спроса D, потому что рынок – чисто конкурентный. В результате цена (тариф) перевозки – постоянная величина для отдельной логистической фирмы. Каждая добавочная единица перевозки увеличивает валовой доход 77? на 100 ден. ед. (гр. 3 табл. 4.2). Предельный доход MR характеризуется прямой линией, потому что он постоянен (гр. 4 табл. 4.2).

Рис. 4.5. Кривая спроса, предельный и валовой доход в условиях чистой конкуренции

Чтобы узнать, каким правилом будет руководствоваться монополист при расчете цены (тарифа), используем из экономической теории график, показывающий зависимость между кривыми спроса, предельного и валового дохода.

Из рис. 4.6, а видно, что предельный доход MR лежит ниже кривой спроса, так как связан с валовым доходом TR. Если последний растет, то MR – положительная величина; когда TR достигает максимума, MR = 0. Если TR уменьшается, то MR становится отрицательным. Таким образом, монополист будет максимизировать прибыль на эластичном отрезке кривой спроса в пользу некоторой комбинации тарифа (цены) на количество продукции.

Какую комбинацию выберет чистый монополист, зависит не только от спроса и предельного дохода, но также и от издержек (рис. 4.7).

Рис. 4.6. Спрос, предельный и валовой доход в условии монополии:

а – спрос и кривые предельного дохода; б – кривая валового дохода

Из рис. 4.7 видно, что в точке А пересекаются предельные доходы и предельные издержки фирмы. Из этой точки восстанавливаем перпендикуляр до кривой спроса (точка С). Проводим горизонтальную линию из С до пересечения с ценой в точке Р0. Это и есть оптимальная цена чистого монополиста. Чтобы определить прибыль, необходимо точку В (пересечение средних валовых издержек и перпендикуляра) соединить горизонтальной линией с точкой Е.

Рис. 4.7. Определение тарифа (цены) и оптимального материального потока

Прямоугольник ЕВСР0 прибыль чистого монополиста. Если опустить перпендикуляр на линию, определяющую количество материального потока, получим оптимальный объем логистической фирмы Qопт.

Следует заметить, что исследования ученых разрушают некоторые распространенные заблуждения относительно монополий. Первое – это не самая высокая цена. Изменение цены приводит к снижению общей прибыли монополии. Второе – монополист стремится к максимальной прибыли, а не к максимальной прибыли за единицу продукции.

Мы рассмотрели монополистическую конкуренцию при определении цены, где в зависимости от ситуации используется метод чистой конкуренции и монополии. При олигополии цена может быть найдена существующими методами, а также установлена путем сговора, тайного соглашения, лидерства в ценах и ценообразовании по принципу "поддержки плюс...".