Теоретическая и практическая педагогика

В настоящее время педагогика все отчетливее проявляет себя на двух уровнях – теоретической пауки и практической деятельности. И то, и другое называется педагогикой, однако, думается, пришло время различать, где мы имеем дело с теорией, а где с применением этой теории на практике. Теоретическая педагогика имеет своей целью исследование сущности педагогических явлений, установление законов и закономерностей учебно-воспитательного процесса. Основная категория теоретической педагогики – научный закон (закономерность). Практическая педагогика использует достижения теории для конструирования более эффективного учебно-воспитательного процесса, что находит отражение в создании и применении все более совершенных технологий. Главная категория практической педагогики – технология.

В принципе теоретическая педагогика не должна беспокоиться о том, будут ли ее открытия применены на практике, ведь ее цель – познание истины, а как это будет использовано и будет ли использовано вообще, теоретику не интересно. Когда Альберта Эйнштейна спросили, можно ли использовать его теорию относительности на практике, он ответил: "Я не знаю. Есть такие люди – инженеры, они разберутся". Вот почему бессмысленно критиковать педагогическую теорию за ее отрыв от практики. В то же время большой проблемой нынешней практической педагогики является отрыв от передового уровня теоретических разработок. Паука о человеке сделала огромные шаги, но ее достижения пока мало известны педагогам и не нашли должного отражения в педагогических технологиях. Продолжается работа на уровне педагогической интуиции, педагогического искусства и мастерства.

Сегодня уже никто не подвергает сомнению научный статус педагогики. Спор перешел в плоскость соотношения науки и педагогической практики, потому что слишком уж неоднозначными оказываются реальные достижения воспитателей. В одном случае они обусловлены глубокими знаниями и умелым применением педагогической теории, в другом – успех приносят высокое личное мастерство учителя, искусство педагогического воздействия, чутье и интуиция. В последние десятилетия особенно остро ощущалась несогласованность между школьной практикой и педагогической наукой, которая подвергалась критике за то, что не снабжает практику прогрессивными рекомендациями, оторвана от жизни, не успевает за быстротекущими процессами. Словом, колеса теории обогнали телегу практики. Учитель перестал верить науке, наметилось отчуждение практики от теории.

Проблема очень серьезная. Похоже, мы стали забывать, что подлинное мастерство учителя, высокое искусство воспитания опирается на научные знания. Если бы кто-нибудь мог достигать высоких результатов без знания педагогической теории, это означало бы ненужность последней, но так не бывает. Кое-какой мостик через ручей или простую хижину можно построить и без специальных инженерных знаний, но выстроить современные сооружения без них нельзя. Так и в педагогике: чем сложнее задачи, которые приходится решать воспитателю, тем выше должен быть уровень его педагогической культуры. Все достижения – от науки, и только провалы – от ее отсутствия. Но развитие педагогической науки автоматически не обеспечивает качество воспитания. Необходимо, чтобы теория переплавлялась в практические технологии. Пока сближение науки и практики идет недостаточно быстро, и многие важные научные знания невостребованные практикой. По оценкам специалистов, разрыв между теорией и практикой по некоторым направлениям достигает 10– 15 лет.

Педагогика быстро прогрессирует, оправдывая свое название самой диалектичной, изменчивой науки. В последние десятилетия достигнуты ощутимые успехи в ряде ее областей, прежде всего в разработке новых технологий обучения. Современные компьютеры, снабженные качественными обучающими программами, успешно справляются с задачами управления учебным процессом, позволяют достигать высоких результатов с меньшими затратами энергии и времени. Наметился прогресс и в области создания более совершенных методик воспитания, технологий самообразования и самовоспитания. В инновационных учебных заведениях создаются благоприятные условия для более быстрого проникновения в практику новых научных разработок. Научно-производственные комплексы, авторские школы, экспериментальные площадки – заметные вехи на пути положительных перемен.