Тэнноизм

Этапом развития синто стало возникновение концепции "Исэ синто", главной целью которой было укрепление культа императора. Одной из причин появления этой концепции явилось усиление авторитета и влияние святилищ, особенно Исэ дзингу, в период монгольского нашествия и после него (1261–1281). Тогда небывало возрос культ "обитавшей" в Исэ "прародительницы" императорского дома Аматэрасу, оказавшей помощь своим потомкам – божественный ветер "камикадзе", дважды разметав флот нападающих, отвратил угрозу.

Развитие "Исэ синто" во второй половине XVI в. привело к возникновению нового культа, допускающего обожествление какого-то лица при жизни, при этом основанием была не принадлежность к императорскому роду, а крупные политические и общественные деяния. Это отражало общую ситуацию в стране, сложившуюся еще в конце XII в., когда к власти пришло военно-феодальное дворянство (самураи), фактически сделавшее власть императорского дома номинальной, ограничив ее сферой культа синто. Феодальный диктатор Ода Нобунага (1534–1582), боровшийся за объединение страны, объявил себя богом и потребовал поклонения себе как ками. Обожествлен был и его сподвижник диктатор Тоётоми Хидэёси (1536–1598). По завещанию сёгуна (главы военно-феодального правления) Токугава Иэясу (1542–1616) надлежало построить несколько святилищ и часовню для поклонения его духу.

В период правления династии Токугава (1603–1867) различные течения конфуцианства обогащали синто этическими идеями, создавая широкую основу для активизации синто – конфуцианского синкретизма. Складывались школы, ставившие задачу на историческом материале обосновать культ и институт императорской власти. Опираясь на древние мифологические своды, эти школы скрупулезно излагали идею достоверности происхождения и действия божественной династии японских императоров, подчеркивали роль "тэнно" (императора) как источника и носителя "национальной" самобытности. Возрождалась забытая мудрость древнего "Пути" – "мити" Японии, восстанавливался "синто древности" ("фукко синто").

Идеи защиты императора, реставрации императорской власти стали идеологической основой оппозиционного движения за свержение системы сёгуната.

Открытие страны в середине XIX в. после двух с половиной веков затворничества и появление иностранцев, поток западной культуры, хлынувшей в страну, углубили кризис феодального общества и ухудшили положение большинства населения. Лозунг "сонно дзёи" ("почитание императора, изгнание варваров"), выдвинутый учеными школы Мито в начале XX в., нашел отклик и поддержку в разных социальных слоях, в том числе в оппозиционных кругах самурайства. Антииностранное и антисёгунское движения сомкнулись под одним лозунгом. Многотысячные выступления против сёгуна были начаты паломниками в синтоистские святилища осенью 1867 г. и стали первым этапом буржуазной революции Мэйдзи (1867–1868).

Завершение борьбы, приведшей к крушению системы сегуната и реставрации императорской власти, означало выбор нового пути – модернизацию страны, трансформацию всей общественной жизни, в том числе и сферы религиозного сознания. Но для выполнения поставленных задач новым правительственным органам приходилось считаться с исторически сложившейся традиционной структурой национального общественного организма, в том числе и со спецификой культуры. Оптимальным представлялся принцип "вакон ёсай" – "японский дух, европейские знания".

В марте 1868 г. был опубликован указ о возвращении к единству системы религиозного ритуала и управления государственными делами (единству религии и политики). Был восстановлен дзингикан – Управление по делам небесных и земных богов. А 660 г. до н.э. – дата восшествия на престол императора мифологического периода японской истории Дзимму – был объявлен началом летоисчисления от "основания Японской империи". Одновременно для повышения религиозного и политического авторитета императорского дома стала восстанавливаться древняя синтоистская обрядность.

Культ императора – тэнноизм – стал центром государственного синто, фактически заменившего множество богов одним "живым богом". Теоретическим обоснованием тэнноизма стал сложный комплекс понятий "кокутай" (в приблизительном переводе "национальная сущность", в дословном – "тело государства"). Компоненты кокутай – это "божественное" происхождение японцев и их государства, непрерывность в веках императорской династии, национальная самобытность, воплощающаяся в особом характере японца с его моральными добродетелями, верноподданностью и сыновней почтительностью. Идеология тэнноизма, используя традиционную концепцию "гармоничного государства", содействовала укреплению националистических тенденций, а в конечном счете – в готовящихся войнах – освящению милитаризма (пропагандой "божественной миссии" – "хако ити у" – "весь мир под одной крышей"),

В целом комплекс государственного синто включал:

• династийный синто, являвшийся достоянием императорской семьи;

• тэнноизм – культ императора;

• храмовый – в котором существенно почитание как общеяпонских, так и локальных богов;

• домашний – с камиданом – миниатюрным аналогом храмового места священнодействия.

После поражения Японии во Второй мировой войне в условиях общедемократического подъема началось осуществление курса демократизации страны. Принимались меры по искоренению милитаризма и тэнноизма. В 1946 г. в новогоднем обращении к народу император Хирохито отрекся от божественного происхождения. Были проведены прогрессивные реформы в системе образования, отменено "моральное воспитание" в школах, опиравшееся на культ императора. Конституция 1947 г. изменила статус императора, теперь он объявлялся "символом государства и единства нации".

Однако положение государственного синто не было кардинально изменено. Основным направлением политики возрождения тэнноизма становятся попытки восстановить синтоизм в статусе государственной религии. В 1946 г. высшим синтоистским руководством была создана Ассоциация синтоистских святилищ – Дзиндзя хонтё, которая позволила сохранить единую централизованную систему управления святилищами. В Ассоциацию вошла значительная их часть – более 78 тыс.

Уже в 1952 г. обрядность императорского двора приобрела характер официальных государственных церемоний. Были проведены как государственный акт синтоистские церемонии возведения Акихито (сына правящего императора Хирохито) в сан наследника престола и его свадьба в 1959 г. Не менее важным этапом укрепления идеи государственного синто стало возрождение обараи – обряда великого очищения от скверны всей японской нации. Символическое участие в обряде высшего религиозного лица государства подчеркивало единство национальной религии и императорской власти.

В 1966 г. восстановлен отмененный Конституцией 1947 г. праздник "кигэнсэцу" – День основания государства, который отмечается ежегодно 11 февраля. В школьные учебники была вновь включена мифологическая эра истории со сведениями о "божественном" происхождении императорской династии и народа. Особое место в стремлении восстановить тэнноизм занимает храм Ясукуни, построенный в 1868 г. в Киото в честь воинов, павших за императора, и после буржуазной революции перенесенный в Токио.

Святилище находилось в ведении министерства армии и военно-морского флота.

В 1969 г. на основе Ассоциации синтоистских святилищ была создана Синтоистская политическая лига – организация, которая впервые после ликвидации государственного синто открыто ставила политическую задачу участия в управлении государством. В январе 1989 г. скончался император Хирохито. Система синто определяла весь разнообразный комплекс церемоний в ритуале престолонаследия. Вручение "божественных регалий", государственной и императорской печати, первый прием императором высокопоставленных должностных лиц по решению правительства были проведены не только как сугубо религиозные церемонии, но и как государственный акт.

Синто сегодня переживает активные и ускоренные изменения. Синтоистские организации реагируют на жизнь и деятельность своей высокоразвитой индустриальной страны и все более усиливают участие в социальной жизни, предельно активизируя влияние на разнообразные сферы общества. Прежде всего, это многоплановая работа в синтоистских общинах. Каждый квартал в городе или деревне приписан к тому или иному храму или святилищу. За последние годы все большая часть священнослужителей синтоистских приходов занимается общественной деятельностью в разных слоях населения. Сюда относится культурно-просветительская работа с детьми, молодежью, пожилыми японцами, а также научно-исследовательская деятельность по истории формирования и развития синтоизма, буддизма и конфуцианства.

Фундаментальные приоритеты синто – культ природы и предков – в современном мире с его насилием, жестокостью становятся более, чем когда-либо ранее, востребованными, оказывая глубокое моральное влияние на мировоззрение молодого поколения.