Тэнноизм

Первое использование термина тэнно (Небесный Государь) относится к VIII в., когда он появился в посланиях японских правителей в Корею и Китай.

Этапом развития синто стало возникновение концепции "Исэ синто", главной целью которой было укрепление культа императора. Одной из причин появления этой концепции явилось усиление авторитета и влияния святилищ, особенно Исэ дзингу, в период и после монгольского нашествия (1261–1281). Тогда небывало возрос культ "обитавшей" в Исэ "прародительницы" императорского дома Аматэрасу, оказавшей помощь своим потомкам: божественный ветер камикадзе, дважды разметав флот нападающих, отвратил угрозу. Развитие "Исэ синто" во второй половине XVI в. привело к возникновению нового культа, допускающего обожествление какого-то лица при жизни, при этом основанием была не принадлежность к императорскому роду, а крупные политические и общественные деяния. Такими фигурами были объединители страны – Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси, Токугава Иэясу. Ода Нобунага в начале 80-х гг. XVI в. потребовал от подданных поклонения себе как живому богу на всей завоеванной им территории острова Хонсю. Хидэёси был удостоен императором возведения в сан синтоистского божества, и в его честь было построено святилище. Он стремился к включению себя и в буддийский пантеон в качестве бодхисаттвы Хатимана. Токугава Иэясу был обожествлен посмертно; император пожаловал ему посмертное имя Тосё дай гонгэи (Великое воплощение солнечного сияния Востока).

Несмотря на значительное количество синтоистских святилищ и буддийских храмов единого духовного центра, характерного для многих стран Востока, в Японии не сформировалось. Наследники Токугава Иэясу попытались осуществить идею создания единого общенационального религиозного центра. Таким центром могла стать древняя императорская столица Киото – традиционная резиденция императорской "божественной" династии на территории японского архипелага. Однако сёгунат нс был заинтересован в усилении позиций института императора.

Не соответствовало планам сёгунских властей и использование в этих целях наиболее известных, сложившихся как крупные центры паломничества, городов, таких, например, как Нагоя, где было множество разнообразных храмовых сооружений. В то же время было ясно, что, хотя каждый вступающий во власть сёгун и получал "благословение" от императора, все же сёгунат как система правления не мог рассчитывать на сакрализацию своего режима, поскольку уже императорская власть этого не допустила.

В этих условиях потомки первого сёгуна Токугавской династии предприняли попытку превратить построенное в 1617 г. в честь Токугава Иэясу святилище Тосёгу в Никко (северо-восточнее столицы Эдо) в центр общенационального религиозного поклонения. Деревянная статуя Токугава представляла собой синтай святилища. После смерти внука Иэясу, сёгуна Иэмицу, мемориальный комплекс в Никко был расширен и стал насчитывать более 50 синтоитских святилищ и буддистских храмов.

Сёгунат прилагал усилия к тому, чтобы повысить значение Тосёгу, умело используя религиозный авторитет императора.

В 1645 г. решением императора святилище получило высший статус мия, который соответствовал Исэ дзингу.

По указу сегуната в каждой из провинций создавались свои копии святилища Тосёгу в Никко. К середине XIX в. их общее количество достигло 200.

Однако формирования нового, созданного сёгунами Токугава культа, так же как и создания единого религиозного центра в масштабах страны, не произошло. Старые синтоистские ками, тесно связанные с нуждами земледельческой общины и повседневной жизнью и деятельностью горожанина, оказались ближе японцу и сильнее культа военного диктатора, ставшего Великим воплощением солнечного сияния Востока.

В период правления Токугавской династии (1603–1867) различные течения конфуцианства обогащали синто этическими идеями, создавая широкую основу для активизации синто-конфуцианского синкретизма. Идеи защиты императора, реставрации императорской власти стали идеологической основой оппозиционного движения за свержение системы сегуната.

В марте 1868 г. был опубликован указ о восстановлении единства системы религиозного ритуала и управления государственными делами (единства религии и политики). Культ императора – тэнноизм – стал центром государственного синто, фактически заменившего множество богов одним "живым богом".

Теоретическим обоснованием тэнноизма стал сложный комплекс понятий, составляющих кокутай (в приблизительном переводе национальная сущность, в дословном – тело государства). Компоненты кокутай – это идеи о божественном происхождении японцев и их государства, о непрерывности в веках императорской династии, о национальной самобытности, воплощающейся в особом характере японца с его моральными добродетелями, верноподданностью и сыновней почтительностью. Идеологи тэнноизма, используя традиционную концепцию "гармоничного государства", содействовали укреплению националистических тенденций, а в конечном счете – в готовящихся войнах – освящению милитаризма (пропагандой "божественной миссии", хакко ити у – "весь мир под одной крышей"),

В целом комплекс государственного синто включал: династийный синто, являвшийся достоянием императорской семьи; тэнноизм – культ императора; храмовый комплекс, в котором осуществлялось почитание как общеяпонских, так и локальных богов; домашний алтарь с камидана – миниатюрным аналогом храмового жертвенника.

Еще в период токугавского правления в синтоизме возникли религиозные течения. В 1882 г. был издан закон, разделяющий синто на две сферы – храмовый синтоизм, или государственный, и неофициальный смыто. В первую вошли большинство синтоистских храмов страны, во вторую – различные синтоистские течения. С 1882 г. только святилища храмового синто могли называться дзиндзя, что указывало на их государственную институализацию. Здания других течений синто не могли называться дзиндзя, а имели название кёкай (церковь, церковное здание).

В 1930-х гг. возникли три крупных оппозиционных государственному синто движения – Омото сё, Хито но миги, Хоммити.

После поражения Японии во Второй мировой войне началось осуществление курса демократизации страны. Применялись меры но искоренению милитаризма и тэнноизма. В 1946 г. в новогоднем обращении к народу император Хирохито отрекся от божественного происхождения. Были проведены прогрессивные реформы в системе образования, отменено "моральное воспитание" в школах, отправление культа императора. Конституция 1947 г. изменила статус императора, теперь он объявлялся "символом государства и единства нации".

Однако идея восстановления системы тэнноизма сохранилась. Основным направлением политики возрождения тэнноизма становятся попытки восстановить синтоизм в статусе государственной религии. В 1946 г. была создана Ассоциация синтоистских святилищ, которая позволила сохранить единую централизованную систему управления святилищами и добиться передачи в их собственность обширных земельных участков, которые ранее, как правило, принадлежали государству.

Уже в 1952 г. обрядность императорского двора приобрела характер официальных государственных церемоний. Не менее важным этапом укрепления идеи государственного синто стало возрождение обараи – обряда великого очищения всей японской нации. Символическое участие в обряде высшего религиозного лица государства подчеркивало единство национальной религии и императорской власти. В 1966 г. восстановлен отмененный конституцией 1947 г. праздник кигэнсэцу – день основания государства.

В 1969 г. на основе Ассоциации синтоистских святилищ была создана Синтоистская политическая лига – организация, которая впервые после ликвидации государственного синто в послевоенный период открыто ставила политическую задачу участия в управлении государством.

В январе 1989 г. скончался император Хирохито. Система синто определяла весь разнообразный комплекс церемоний в ритуале престолонаследия. Вручение "божественных регалий", государственной и императорской печати, первый прием императором высокопоставленных должностных лиц по решению правительства были проведены не только как религиозные церемонии, но и как государственный акт.