Теневая экономика и ее влияние на рынок труда

В отечественной экономической литературе последних лет большое внимание уделяется теневой экономике, в первую очередь некриминальной. Экономисты много пишут о "сером" бизнесе, о различных схемах, используемых российскими предпринимателями для уклонения от налогов и таможенных сборов, утаивания истинных объемов произведенной продукции и прибыли и т.д. По оценкам экспертов фонда "ИНДЕМ", размер мзды, которую "государевы люди" требуют с предпринимателей, вырос за последние четыре года более чем в 13 раз (по некоторым данным, с 10 до 135 тыс. долл.). В 2001 г. на одну среднюю взятку можно было купить 30-метровую квартиру среднего качества. Сейчас размер взятки должен позволить взяточнику приобрести апартаменты площадью в 200 кв. м.

По словам президента фонда "ИНДЕМ" Георгия Сатарова, результаты опросов предпринимателей показывают, что рынок коррупции в России вырос с 33,5 млрд долл. в 2001 г. до 316 млрд долл. в 2005 г. Объем рынка "деловой" коррупции в текущем году превзошел доходы федерального бюджета более чем в 2,5 раза. Публикуются данные и о теневой занятости. По некоторым оценкам, в теневой экономике России занято более 30 млн экономически активного населения, производящего 40–50% валового национального продукта страны. Нелепо утверждать, что наемные работники в данном секторе экономики не трудятся.

На вопрос о существовании криминального труда ответить сложно. Так, если, например, игорный бизнес или проституция легализованы, то деятельность людей, занятых предоставлением подобных услуг, должна быть признана трудом, а их доход – трудовым. Вор и грабитель прилагают для достижения результата физические и умственные усилия, нередко реализуют при этом профессиональные знания и опыт. Многие криминальные профессии (например, вор-карманник, хакер) требуют многолетней подготовки и постоянной практики. Иначе говоря, по ряду формальных признаков представители криминальных профессий тоже "трудятся". Заключенные, которые роют подкоп для побега, действуют вполне целенаправленно и затрачивают энергию; обретенная свобода выступает для них в роли желанного блага. Впрочем, результат деятельности вора не созидание благ, а лишь присвоение собственности других людей.

А. П. Егоршин и А. Л. Мазин определяют труд как целесообразную энергозатратную деятельность людей по созданию благ, удовлетворяющую потребности индивида и общества. При этом авторы отмечают: подобное определение отражает главные, сущностные свойства труда, но не раскрывает всех его граней, поскольку труд – основа жизнедеятельности отдельного человека и общества в целом; осуществляется на основе определенных мотивов и стимулов; может представлять собой процесс управления людьми и процессами; может быть средством самовыражения и самоутверждения личности; предполагает контроль (внешний и внутренний); трудовой процесс может основываться на кооперации и разделении труда.

В изданной в 2004 г. фундаментальной работе "Труд" ее авторы дают следующее определение этому понятию: "Труд – это процесс использования человеком своего интеллектуального и трудового капитала для того, чтобы с помощью различных видов природной энергии и производственных фондов осуществлять целесообразную деятельность по присвоению готовых и производству жизненных благ и по выполнению иных видов общественно полезной работы". Рассматривая данное определение, можно согласиться с мнением профессора А. И. Рофе в том, что оно громоздко и вызывает ряд вопросов:

• разве интеллектуальный капитал в данном контексте не является частью трудового и не обусловлен ростом последнего?

• не используя природной энергии и производственных фондов, но производя при этом вручную продукцию или какую-то общественно полезную работу человек трудится или нет?

Можно привести весьма много определений труда, но при этом необходимо отметить, что он одновременно выступает и как процесс взаимодействия человека с природой, в результате которого создаются различные блага и происходит адаптация человека к внешней среде, и как определенные отношения между его участниками, в результате которых осуществляется воздействие как на внешнюю среду, так и на собственно человеческую природу.

При этом практически все современные исследователи признают, что труд как фактор производства является уникальным, требующим особого подхода к его изучению. Однако анализ специфики труда как фактора производства требует прежде всего рассмотрения особенностей труда во всем многообразном спектре человеческой деятельности.

Классическим, на наш взгляд, является определение труда, данное А. Маршаллом: труд – это "всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы". Следует заметить, что оценка труда как вынужденных и неприятных издержек, жертв, которые приходится нести для достижения цели (выживания, удовлетворения потребностей, улучшения жизненных позиций и т.д.), восходит к Библии (Ветхому Завету), где, как известно, Адаму в наказание за грехопадение было заповедано "в поте лица своего есть хлеб свой".

Любопытно, что ни в Библии, ни у Маршалла мы не встречаем уточнения, на кого при этом человек должен работать: на себя или на кого-то другого; не уточняется также, добровольный это труд или принудительный; принципиальный характер носит лишь недопустимость подхода к труду как к приятному занятию, т.е. к потреблению блага.