Тендерные аспекты политики занятости и оплаты труда

В условиях перехода России к модернизации рыночной экономики, развивающейся в условиях трансформации российского общества и международного экономического кризиса, особое значение приобретает положение, складывающееся на рынке труда и занятости населения.

Международный опыт свидетельствует, что развитие рыночной экономики требует свободной конкуренции и ценообразования. Рынок должен формироваться в интересах граждан государства, а все формы собственности — иметь равные условия для развития. В то же время в Конституции РФ записано (ст. 37): "Труд свободен: каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду — выбирать род деятельности и профессию".

История XX в. и начала XXI в. подтверждает, что женщина — важнейший и активный субъект рынка труда. В современной России уровень участия женщин на рынке труда остается одним из самых высоких в мире (32 млн женщин занято в экономике): 49% занятых в экономике — женщины (51% — мужчины), высшее образование занятых в сфере труда имеют — 54% женщин, 46% мужчин.

Однако, несмотря на активную жизненную позицию и увеличение числа женщин, которым карьера жизненно необходима, в современной России просматривается резко выраженная тендерная асимметрия структуры занятости на рынке труда:

— сокращение доли женщин во всех отраслях экономики, на рабочих местах, требующих высокого профессионального мастерства и знаний (особенно в сфере интеллектуального труда),

— сосредоточение женщин в отраслях с нестабильной и законодательно незащищенной занятостью,

— неравенство в оплате труда женщин и мужчин,

— рост женской безработицы.

Современные исследователи отмечают, что тендерная асимметрия сместилась "в пользу мужчин". Такое положение создает качественно новую ситуацию на рынке труда, связанную с ярко выраженным процессом дефеминизации, сокращением количества работающих женщин, что недопустимо для демократического государства, в котором провозглашено, что "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации" (ст. 19 Конституции РФ).

Следует отметить следующие негативные тенденции на рынке труда и в сфере занятости.

1. Занятость у мужчин составляет 69,2%, среди женщин — 59,2%. В возрасте до 20 лет работают 9% молодых людей, 5,6% девушек, в возрасте от 55 до 59 лет — 72,2% мужчин, 49,9% женщин.

2. Доля безработных женщин составляет 32,9%, мужчин - 26,8%.

Для женской безработицы характерно следующее:

— женщины чаще мужчин регистрируются на бирже труда;

— женская безработица более долговременная, чем мужская;

— женщины, ставшие домохозяйками, не занимают активной позиции в поисках работы;

— наиболее тяжело трудоустроиться одиноким и многодетным матерям, инвалидам, матерям детей-инвалидов;

беременность, роды, декретный отпуск ведут к потере квалификации и неконкурентоспособности женщин по отношению к мужчинам.

3. В органах государственной власти:

а) в федеральных государственных органах: в органах законодательной власти женщины составляют 7,5 тыс., мужчины — 5,4 тыс. (в Совете Федерации мужчины составляют 94%, женщины — 6%, в Государственной Думе шестого созыва мужчины — 86%, женщины — 14%); в органах исполнительной власти: женщин — 468,5 тыс., мужчин — 198,6 тыс., в органах судебной власти и прокуратуры: женщин — 106,4 тыс., мужчин — 28,6 тыс.;

б) в государственных органах субъектов РФ: в органах законодательной власти: женщин — 5,5 тыс., мужчин — 3,7 тыс.; в органах исполнительной власти: женщин — 129 тыс., мужчин — 53,6 тыс.; в органах судебной власти: женщин — 17,4 тыс., мужчин — 3,6 тыс.;

в) на муниципальных должностях и должностях муниципальной службы женщины насчитывают 269,9 тыс., мужчины — 88,4 тыс.1

4. Женщины в связи с рождением детей, декретным отпуском, выполнением домашних обязанностей труднее, чем мужчины, адаптируются к рыночным условиям.

5. Имеют место негативные тенденции — работодатели (особенно частные фирмы, в которых работают молодые женщины) не затрудняют себя льготами по выплате пособий женщинам-матерям, хотя это предусмотрено современным законодательством.

6. Исследователи отмечают, что в годы реформирования российской экономики женщины были вытеснены не только из сферы квалифицированного труда: управления, приборостроения, электроники, но даже из традиционно женских отраслей — финансы, связь, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, имеют место:

— нарушение принципов оплаты труда за счет сокращения используемого женского труда в высокооплачиваемых сферах и высокой дифференциации заработной платы работников по отраслям, иногда по предприятиям (в настоящее время заработная плата женщин на 1/3 ниже, чем мужчин);

— сокращение производства (в машиностроении, инженерном корпусе, химической промышленности в период существования СССР женщины составляли 50%, в легкой промышленности — 80%);

- отказ самих женщин от карьерного роста, предпочтение профессиям, приносящим меньший доход, но позволяющим уделять внимание ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей;

— наследие СССР, где централизованная тарифная политика, официально устанавливая единые в гендерном качестве тарифы, фактически отдавала предпочтение традиционно "мужским" отраслям: тяжелой и добывающей промышленности, строительно-монтажным работам, гране-порту, а "женские" отрасли рассматривались как "менее значимые" и, соответственно, хуже оплачивались;

— недоступность для женщин высокооплачиваемых должностей (занятие низкооплачиваемых должностей, даже если они имеют одинаковые профессиональные навыки с мужчинами).

7. В российском обществе имеет место сохранение тендерных стереотипов: по мнению работодателей, женская рабочая сила менее "выгодна" и более затратна; деление на "женские" и "мужские" профессии, что препятствует реализации политики равных прав и возможностей для работающих мужчин и женщин на рынке труда.

Все указанные тенденции позволяют сделать следующие выводы:

— не может быть подлинной демократии при существующей дискриминации части населения (женщины составляют 53% населения РФ), ибо реальная демократия может быть основана только на самообеспечении каждой личности за счет собственного труда и собственности, широкого доступа к государственным социальным услугам;

— необходимо внести поправки в существующее законодательство с целью недопущения проявления какой-либо дискриминации по признаку пола;

— определение равноправия иолов как центральной проблемы социальной политики;

соблюдение законности во всех сферах жизнедеятельности российского общества;

— недопустимо сокращение возможностей для женщин выбора профессиональной карьеры, свободного выбора жизненного пути;

— необходимо создавать условия для формирования партнерских отношений женщин и мужчин, основанных на существующем законодательстве, профессионализме;

- необходимо вернуть женщинам право и возможность экономической самостоятельности;

- создание условий для женщин, при которых они могли бы сочетать свою профессиональную карьеру с выполнением семейных обязанностей (это касается и современных мужчин);

- создание условий для цивилизованного развития бизнеса и достойного места в нем как мужчин, так и женщин.