Тендерная культура

В работах по вопросам полового воспитания и формирования сексуальных отношений все чаще стали встречаться термины -гендерные отношения, гендерные установки. В общелексическом значении — гендерные отношения — это отношения принадлежности к группе, классу, категории. Но все чаще это понятие связывается, прежде всего, с половыми отношениями, половой принадлежностью. Так мускулинистская тендерная установка традиционно опирается на культ силы как основы власти. Для нее характерен принцип насилия, подавления и рациональности в отношении человека и природы, женщины и мужчины, взрослых и детей, для межнациональных и государственных отношений. Феминистская тендерная установка опирается на идею сотрудничества, любви и уважения к ближнему, ненасильственных действий.

Тендер — социальное конструирование различий между мужчинами и женщинами. Тендер создается обществом как социальные модели женственности и мужественности, которые определяют положение и роли мужчин и женщин в обществе и его институтах на основе тендерной идеологии и тендерной дифференциации.

Проблемы тендерного воспитания вызваны наличием стойких, традиционных тендерных стереотипов. Гендерные стереотипы -устойчивые для данного общества в данный исторический период представления о различиях между мужчинами и женщинами. Гендерные стереотипы восприятия информации, ее интерпретации и трансляции оказываются, по мнению многих исследователей, базисными по отношению к другим "упорядочивающим" стереотипам — возрастным, национальным и классовым. Гендерные стереотипы усваиваются, как считают исследователи, начиная с раннего детства в процессе социализации (процессе усвоения господствующих в данной культуре представлений о правильном поведении, распределении возможностей, способностей и обязанностей и т.д.). Выделяют несколько групп стереотипов: гендерные стереотипы маскулинности-фемининности, гендерные стереотипы распределения семейных и профессиональных ролей между мужчинами и женщинами, гендерные стереотипы, связанные с ОГЛАВЛЕНИЕм труда.

Тендерное образование — такая образовательная модель, в которой учитываются гендерные интересы, принимается во внимание наличие гендерных проблем в социальном развитии общества и в системе образования, предпринимается поиск способов их решения (Н. В. Александрова). Педагогическая теория тендерного подхода должна быть направлена на разработку основ такой организации учебно-воспитательного процесса в любом образовательном учреждении, чтобы он обеспечивал самореализацию женской/ мужской индивидуальности, становление культуры тендерных отношений между полами.

Одной из важнейших проблем тендерного воспитания является формирование тендерной идентичности. Тендерная идентичность — принятие человеком определений мужественности и женственности, существующих в решках своей культуры. В социологии тендерная идентичность трактуется как осознание себя, связанным с культурными определениями мужественности и женственности. В психологии она рассматривается в качестве аспекта сознания, описывающего переживание человеком себя как представителя определенного пола, как осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте. Тендерная идентичность является одним из самых ранних, центральных и активно организующих компонентов Я-концепции человека. Тендерная идентичность взрослого представляет собой сложно структурно-ванное образование, включающее помимо осознания собственной половой принадлежности, сексуальную ориентацию, сексуальные сценарии, гендерные стереотипы и предпочтения.

Тендерная педагогика — совокупность подходов в системе воспитания и обучения, направленных на то, чтобы помочь детям чувствовать себя в педагогическом взаимодействии комфортно и уметь справляться с проблемами социализации, важной составной частью которых является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки. Цель тендерной педагогики — коррекция воздействия тендерных стереотипов в пользу проявления и развития личных склонностей индивида. Такое понимание проблем пола предполагает изживание стереотипов иерархичности, дискриминации, асимметрии и обозначает принципиально новый современный подход к интерпретации общественных и личных проблем.

Тендерный подход в педагогике предполагает гармонизацию тендерного взаимодействия на принципе равных прав и возможностей личности, независимо от половой принадлежности, позволяющий активизировать новые, соответствующие времени механизмы педагогической деятельности, помогающие представителям женского и мужского пола осознать свою человеческую уникальность, неповторимость, сохранять свое женское/мужское достоинство, становиться активными субъектами тендерных взаимоотношений в своей семье, личной жизни, в общественных отношениях и на работе. Педагогический тендерный подход помогает отойти от точки зрения о предопределенности мужских и женских социальных ролей, статусов, жесткой фиксированное™ тендерных моделей поведения, снизить негативное влияние тендерной асимметрии и тендерных стереотипов на подрастающее поколение.

Все компоненты базовой культуры личности взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому в реальном учебно-воспитательном процессе практически сложно в изолированном виде выделить процесс формирования любого из них, но воспитателю необходимо знать их совокупность и специфические задачи и особенности.