Тенденции развития систем общего образования

Почти во всех ведущих странах мира образование – приоритетный объект финансирования. Школьные ассигнования в этих странах во второй половине XX в., утвердившись как одна из основных статей бюджета, росли быстрее, чем национальный доход в целом. Важные тенденции проявляются при реформировании управления образованием. Обозначились стремления создать компромисс между жесткой централизацией и широкой автономией при управлении школьным делом.

Во второй половине XX столетия в ведущих зарубежных странах прокатилась волна реформ, в результате которых системы образования претерпели важные изменения. Увеличились сроки обязательного бесплатного образования, действует промежуточная ступень между начальной и полной средней школами. По завершении начального и неполного среднего образования учащиеся распределяются по трем основным учебным потокам: полная общеобразовательная школа, которая ориентирует на теоретическую подготовку и дальнейшее обучение в университете; средняя школа с упором на подготовку к обучению в техническом вузе; профессиональные учебные заведения. В значительной мере покончено с формальными инструментами селекции учащихся по социальному положению. Школьные системы сделались более гибкими и открытыми как по горизонтали, так и по вертикали.

Вопрос о взаимоотношениях церкви и школы

В большинстве ведущих стран мира учебные заведения отделены от церкви и религии. Одновременно признается свобода вероисповедания и религиозного образования. В ряде государств Исламского мира мусульманское образование является обязательным. Для школьных систем характерно существование общественных и частных учебных заведений. Многие частные школы принадлежат конгрегациям различных церквей. В светских государствах сложилась определенная система отношений с находящимися в ведении церквей школами, а также мер, гарантирующих свободу религиозного обучения. В этих странах в отношениях с церковью, касающихся школьной сферы, наметился отказ от конфронтации или прочного союза и переход к лояльному сотрудничеству.

Светское школьное законодательство рассматривает обучение религии частным делом граждан. В большинстве стран Запада, Индии, Китае, Японии обязательные уроки религии в общеобразовательных учебных заведениях запрещены. Пресекаются попытки пересмотра этого правила. Показательна в этом смысле конфликтная ситуация, возникшая в Норвегии, где в 2006 г. в школах были введены обязательные уроки христианства. Реформа вызвала решительный протест общественности и была опротестована в Европейском суде. В итоге реформу отменили.

Вместе с тем светскость образования не предполагает наложение запрета на преподавание религий. Родители вправе давать детям религиозное образование. В США такие занятия проходят за стенами учебных заведений. В Англии и ФРГ богословие включено в стандартные программы общего образования. В английских школах религиозное обучение проводится на уроках в классах. В Германии лица, которым доверено воспитание, вправе решать, будет ли ребенок получать религиозное образование. В Японии законом позволено включать религиозное обучение в программу частных учебных заведений. В Индии Комиссия по развитию образования (1964) рекомендовала "поощрять толерантное изучение всех религий" и давать сведения об основных конфессиях индийцев в курсах общего образования.

Религия продолжает занимать свое место в воспитании. Но это место отнюдь не одинаково в разных странах. Если Ислам – основа нравственного воспитания учащихся на мусульманском Востоке, то в школах Запада прочные позиции сохраняет антирелигиозная традиция. В подкрепление светскости образования в 2007 г. Совет Европы принял решение об исключении из школьных программ теории о божественном происхождении мира.

Западная педагогика, однако, не отбрасывает гуманные идеалы, заложенные в религии. Как пишет, например, американский педагог Д. Ховард, в школе речь идет не столько об организации религиозного обучения, сколько о воспитании приверженности евангельским заповедям добра. Классический образец подобного отношения к религиозному обучению – Франция. Право детей на религиозное образование не игнорируется. Учащиеся могут приобщаться к религии, согласно той или иной конфессии. Родителям предоставлена возможность в свободные от занятий дни (обычно по средам) давать своим детям религиозное образование за пределами школьных зданий.