Тенденции развития образования

Принцип сословности, унаследованный от Средневековья, в соответствии с которым наилучшие школы предназначались для дворянства и духовенства, становился все более ощутимым фактором снижения интеллектуального потенциала наций. Предпринимаемые в XVII–XVIII вв. попытки реформировать образование на светских началах наталкивались на оппозицию церкви, оставшейся духовным и организационным центром школьного дела. Тем не менее расширялись масштабы образования первого и второго сословий, а также верхов третьего сословия. В результате соперничества католической и протестантской церквей усложняются задачи и программы, повышается эффективность деятельности учебных заведений. Основным видом учебного заведения в системе повышенного образования стала школа классического типа, все больше отличавшаяся от прежних учебных заведений. Ее приоритетом постепенно сделался пересмотр содержания образования в пользу предметов реального цикла.

Устои средневековой феодальной школы постепенно разрушались. Увеличивался приток в учебные заведения детей третьего сословия (крестьян и горожан). Во Франции, например, такая категория составила к середине XVII в. половину учеников общеобразовательных заведений. Усилилось влияние светского образования, что выразилось в расширении программ "мирских дисциплин", успешном соперничестве общинных школ с церковными. Так, в 1672 г. в Париже насчитывалось свыше 160 муниципальных начальных (малых) школ и только 40 приходских заведений элементарного обучения.

Развитие начального образования

Развитие учреждений начального обучения представляло сложную картину борьбы нового со старым. Начальная школа не справлялась со своими задачами. Основная масса населения (прежде всего крестьяне) оставалась неграмотной. Правящие классы пренебрегали просвещением народа. Так, в Германии, где судьба начальных школ фактически полностью зависела от покровительства крупных землевладельцев и церковных властей, вопрос о сколько-нибудь систематической подготовке учителей, ликвидации неграмотности даже не ставился. В результате к концу XVIII в. читать и писать умели чуть больше трети населения Германии; несмотря на эдикты, предписывающие отдавать детей в школу, в действительности в лучшем случае ее посещал лишь каждый второй ребенок. В застое пребывало и образование в Англии, где в конце XVIII в. на 1712 жителей в среднем приходился лишь 1 учащийся. Не лучше выглядела ситуация во Франции. Королевские власти не выделяли ни одного су на школы для низших слоев населения. В большинстве провинций не хватало начальных учебных заведений. Даже в сравнительно благополучном Орлеанском округе в 1750 г. на 106 коммун приходилось лишь 50 учреждений элементарного образования. Не хватало профессиональных преподавателей. Количество учебных заведений для подготовки преподавателей элементарной школы исчислялось единицами. Число выпускников было крайне незначительным. Так, единственная на всю Францию семинария св. Шарля в конце XVII в. выпускала ежегодно 20–30 учителей, что было каплей в море.

При всех недостатках масштабы и эффективность начального обучения, тем не менее, неуклонно повышались. Обратимся для примера к данным по Франции. В ряде провинций количество начальных учебных заведений увеличилось в течение XVII в. почти в пять раз. Грамотность мужского городского населения к исходу XVII в. колебалась в пределах 40–80%. Особенно высок был уровень грамотности среди первого и второго сословий: у мужчин – до 100%, у женщин – до 70%. В итоге к концу XVIII в. 47% мужчин и 26% женщин во Франции были грамотными.

В Англии, Северной Америке и Германии живительную струю в организацию школ начального обучения внесла Реформация. Под эгидой англиканской церкви создавались благотворительные и воскресные школы для бедняков. Впрочем, уровень подготовки в этих учебных заведениях был крайне низким: лишь некоторые выпускники могли с трудом читать религиозные тексты на родном языке. В общинах пуритан в Северной Америке первые школы начального образования появились в XVII в. В 1647 г. в колонии Массачусетс был принят первый закон, регламентировавший программу и деятельность таких школ в духе Реформации. Яркий образец программы создававшихся деятелями Реформации элементарных школ – Готский школьный устав (1642), который стал каноном для многих учебных заведений Германии. Документ был выработан под заметным воздействием идей Я. А. Коменского и В. Ратке. Уставом планировалось обучение в трех классах: низшем, среднем и старшем. В первых двух классах по катехизису обучали родному языку (чтение, письмо), счету, церковному пению. В старшем классе к этому добавляли "мирские предметы": изучение обычаев, начал естествознания, местной географии. Последние содержали знания о природе (почему молния видна раньше, чем слышится гром, и т.п.), о ведении хозяйства (советы земледельцу), первые сведения о судопроизводстве и собственности (что такое межа между частными владениями и др.). Преподавать "мирские предметы" надлежало, опираясь на наглядность и наблюдения; учитель должен был добиваться достижения учениками определенного уровня подготовки. Начальный возраст ученика определялся Готским уставом в пять лет; учиться школьник мог до тех пор, пока не сдавал экзамен (но не дольше, чем до 14 лет). Занятия шли круглый год, 5 дней в неделю (за исключением среды и субботы), по 6 часов ежедневно. В деревенских школах предусматривались шестинедельные летние каникулы, в городских – четырехнедельные. Всем предметам, кроме мирских, обучал один учитель – шульмейстер. "Мирские предметы" преподавали специальные учителя. Предполагалось поднять социальный статус учителя путем создания специальных учреждений подготовки шульмейстеров, введения постоянной оплаты учительского труда.

В свою очередь, католические монархии и римская церковь в XVII–XVIII вв. заметно активизировали свою деятельность в сфере элементарного образования. В значительной степени это было вызвано стремлением противостоять влиянию Реформации. Пример такой политики – начальная школа Франции. Под нажимом католиков во Франции было сорвано соблюдение Нантского эдикта 1508 г. (отменен в 1685), вследствие чего гугеноты лишились возможности создавать свои учебные заведения. Одновременно королевские власти и католический клир насаждали католические начальные школы. Была основана упомянутая семинария св. Шарля, которая готовила преподавателей для школ бедняков. Появились пособия, адресованные этим учителям: "Христианские нравственные мысли для образования детей", "Приходская школа, или Способ обучать в малых школах" и др. В конце XVII в. появились первые уставы католических начальных школ. Эти документы пронизаны авторитарным и консервативным духом: запрещаются смешанные школы, подчеркивается необходимость телесных наказаний ("розга необходима, ибо рождает мудрость"). Но в них чувствуется и влияние новых дидактических идей ("дети усвоят хорошо текст лишь тогда, когда прочтут его самостоятельно").

Руководство католической церкви во Франции подхватило идею распространения образованности. В одном из кардинальских посланий (1698) провозглашалась необходимость для всех французов (для знати – обязательность) обучения. В документе регламентировались подотчетность церковных школ элементарного обучения, ежегодные суммы вознаграждения учителям – женщинам и мужчинам. Французский епископат, заботясь о своем влиянии на воспитание и обучение, призывал верующих укреплять в детях религиозные чувства.

Активную деятельность в сфере элементарного образования во Франции развернула католическая конгрегация Братьев христианских школ. Первая школа конгрегации появилась во Франции в 1679 г. Спустя 40 лет подобные школы действовали в 22 городах. К 1789 г. в учебных заведениях "Братьев..." насчитывалось до 36 тыс. учащихся в 116 городах. Обучение было бесплатным. В классах занималось до 100 учеников. Вместо индивидуального применялся метод фронтального обучения. Они овладевали началами чтения и письма на французском языке, правилами арифметики, заучивали псалмы, иногда учились читать по латыни. Впрочем, далеко не все осваивали подобную программу, поэтому тех школяров, которые овладевали искусством выводить буквы, награждали громким титулом "писателя".