Тенденции в развитии современного государства

В развитии современного государства наблюдаются две взаимосвязанные тенденции. Первая, этатистская (от франц. etat — государство) тенденция состоит в усилении роли государства в обществе, росте государственного аппарата и его материализованных структур. Вторая тенденция, деэтатистская, противоположна первой и связана с ограничением власти, уходом ее от государства к другим политическим и неполитическим структурам. Обе эти тенденции порождаются действием ряда причин.

Так, одна из них — этатистская — объясняется необходимостью государственного регулирования информационной и других новых сфер общества, разработкой соответствующего законодательства, борьбой с новыми видами преступлений (например, компьютерными), формированием связанных с этим государственных органов. Усиление роли государства в экономической жизни развитых стран вызвано также тем, что возможности рыночного механизма регулирования экономики стали ограниченными. Государственный капитал начал активнее привлекаться для заполнения экономических ниш с неблагоприятными условиями воспроизводства, в том числе и развития передовых, наукоемких отраслей, не дающих быстрой отдачи, требующих значительных первоначальных затрат и вследствие этого непривлекательных для частного бизнеса. Государственные предприятия, защищенные бюджетными и налоговыми льготами, ориентированы на достижение макроэкономической эффективности.

Иные причины породили усиление влияния государства в экономике развивающихся стран. Обычно они связаны со слабостью национальных экономик, недостаточным накоплением частного национального капитала и его недостаточной защищенностью перед мощными транснациональными корпорациями, а также неподготовленностью архаичной структуры хозяйства к принятию новых, прогрессивных технологий. По данным причинам в государственном секторе африканских стран занято 50—55% самодеятельного населения.

Наряду с экономической ролью государства существенно усилилась и его социальная роль. Это связано с необходимостью регулирования социальных последствий циклических перепадов производства, особенно в целях снижения безработицы, проведения активной региональной политики, ориентированной на сглаживание противоречий и диспропорций между отдельными регионами страны. Усилившаяся потребность в регулировании социальной жизни, обеспечении социальной стабильности, преодолении социальных конфликтов, предоставлении социальной помощи повысили требования к социальной роли государства.

Результатом такой политики, проводимой почти в течение четырех десятилетий (с 1940-х до 1970-х гг.), стало вторжение государства не только в кредитно-денежную сферу и перераспределение национального дохода, но и в производство товаров и услуг. Так, почти в полной собственности государства находятся почта (практически во всех развитых странах), железные дороги (почти везде, за исключением США), воздушный транспорт, газовая промышленность, электроэнергетика.

Разрастание государства порождается также и расширением международных взаимосвязей, формированием глобальной политической системы и соответствующим развитием дипломатической, идеологической, внешнеэкономической, разведывательной и других служб государства.

"Умощнение" государства продиктовано также объективным усложнением политики и процедур принятия политических решений. Вследствие этого возрастает роль вспомогательного аппарата — технического и информационного, усиливается значение политических коммуникаций. Тенденции в развитии государства, связанные с перераспределением власти среди различных государственных органов, являются более или менее универсальными. Происходит усиление позиций исполнительной власти при снижении значимости власти законодательной. Все больше и чаще функции парламента подменяются правительством, все реже правительственные мероприятия и предложения подвергаются критике или отклоняются. Центры принятия решений в правительстве вес больше смещаются к его главе, а в парламенте — к специализированным парламентским комиссиям и министерским экспертам, представляющим ведомственные интересы. Возрастает дистанция между сменяемыми после каждой избирательной кампании министрами и служащими министерского аппарата, между элитой законодательных органов и рядовыми парламентариями.

Вместе с постоянно действующими могут существовать и временные обстоятельства, вызывающие усиление этатистской тенденции: агрессивный, тоталитарный характер внутренней и внешней политики; расширение военизированного сектора, структур насилия.

Возрастание роли государства ограничивается рядом социальных факторов. В обществах с развитыми политическими системами и рациональным типом политической культуры власть государства всегда ограничивается представительными учреждениями, развитой политической самодеятельностью, массовыми движениями, оппозицией. Рост экономической роли государства также имеет свои пределы. Обнаружилась слабая восприимчивость государственных предприятий к инновациям, бюрократизация управленческой структуры и механизма принятия управленческих решений. Штаты управленцев в государственных структурах вдвое - втрое превышают штаты аналогичных частных корпораций. Принимаемые в них решения проходят громоздкую процедуру согласования вплоть до самых высших этажей власти. Острой проблемой является некомпетентность кадров управляющих, подбираемых по протекции, под влиянием взаимных обязательств, кумовства, родственных и дружественных связей, исходя из личной преданности высшим администраторам. Победа партии на выборах вызывает смену государственных чиновников при очередной смене кабинета, что нарушает преемственность в управлении. Все эти обстоятельства существенно снижают эффективность государственного сектора экономики. Так, в исследовании, проведенном в начале 1980-х гг. в пяти развитых странах — США, Канаде, ФРГ, Австралии и Швейцарии, обнаружилось, что только три государственных предприятия из пятидесяти рассмотренных, имели большую эффективность, чем частные предприятия. Данные причины во многом объясняют смену политического курса и политику приватизации, проводимую в развитых странах с середины 1980-х гг.

В развивающихся странах центральной государственной власти противостоит институт племенных вождей, локальные структуры власти, опирающиеся на собственные ресурсы, религиозные и этнические традиции, свою систему представительства и легитимации власти лидеров, на неформальные патронажно-клиентельные структуры. В мусульманских странах власть государства ограничивается исламскими традициями, закрепляющими важную роль института частной собственности, мусульманского судопроизводства.