Тенденции и перспективы

Трансформация современной сравнительной педагогики происходит в условиях, когда мир столкнулся с новыми глобальными проблемами: взрывной рост населения, межнациональные конфликты, международный терроризм, экологический кризис и т.д. Преодоление кризисных явлений, прогресс в образовании происходят при диалектическом отмирании устаревшего и нарождении нового. Человечество не в состоянии решать эти и другие мировые проблемы без совместных усилий, частью которых являются сравнительно-педагогические исследования.

Компаративисты по-разному характеризуют изменения сравнительной педагогики на современном этапе. Ряд западных ученых (Л. Волкер, Дж. Хаукинс, В. Д. Руст и др.) не видят каких-либо качественных изменений в дискурсе сравнительной педагогики, полагая, что в педагогической компаративистике доминируют традиционные теоретические ориентиры. Другие сравнитологи (Г. Ноа (США); Ф. Хилькер (Германия); П. Квок (Китай); Иоши Гондо (Япония) и др.), напротив, считают, что происходит радикальная ревизия парадигмы сравнительной педагогики

В сравнительной педагогике наметилось несколько основных перспектив исследований: в социологическом ключе; на междисциплинарной основе; в дискурсе прогнозирования. Как считают Дж. Хаукинс и В. Д. Руст, вопрос состоит в том, будет ли отдано предпочтение той или иной перспективе, либо произойдет их конвергенция.

Сравнительная педагогика интенсивно развивается, расширяются ее объект и предмет, которые простираются от изучения педагогического опыта отдельного учебного заведения до проектов общеевропейского и мирового уровней. Процесс обновления сравнительной педагогики богат и разнообразен. В результате сравнительно-педагогических исследований появляются идеи, которые бросают вызов традиционным концепциям: глобализация образования, образование в многокультурном социуме, непрерывное образование, диверсификация образования, воспитание творческой компетентной личности, модернизация методов обучения, педагогизация технических средств обучения и др. Преимущество отдается не страноведческим исследованиям, а сопоставительному проблемному анализу национальных систем образования.

Приоритеты компаративистики в ведущих странах и остальных государствах заметно различаются. В первом случае сравнительная педагогика занята широким кругом проблем инноваций: компенсирующее и индивидуальное обучение (педагогика поддержки, уровневое обучение и пр.), мульти- и кросс-культурное образование и пр. В остальном мире речь часто идет о преодолении западного влияния и создании национальных моделей образования, борьбе с неграмотностью, организации всеобщего начального обучения, преодолении несоответствия высшего образования запросам социально-экономического развития и т.д.

Усложняется тематика исследований. К примеру, в Гамбургском университете на базе Института сравнительной педагогики в 2001 г. учрежден Институт сравнительного и мультикультурного образования. Увеличивается число университетских научных центров, занятых проблемами сравнительной педагогики. Показательна ситуация в Китае, где такие исследования проводят свыше 10 университетов: Пекинский университет, Университет Восточного Китая, Северо-Восточный университет, Юго-Западный университет и др. Так, Институт международного и сравнительного образования Пекинского нормального университета ведет исследования взаимосвязи культурной традиции и модернизации образования. При этом поощряется изучение студентами и учеными не только педагогической литературы и школьного опыта, но и исторической, политической, философской, художественной литературы той или иной страны, организуются поездки в учебные заведения зарубежных стран с последующим научным обсуждением их результатов. Впечатляют масштабы исследований китайских ученых по сравнительной педагогике. Они охватывают проблемы методологии и методов исследований, всех уровней институционного и непрерывного образования, реформ школьной системы, программ обучения, управления образования, системы экзаменов, финансирования образования, истории сравнительной педагогики и др. На китайский язык переведены классические труды западных специалистов по сравнительной педагогике.

При всех культурных и цивилизационных различиях в современном мире существуют общепринятые приоритетные направления развития педагогической науки и образования. Это позволяет оценивать как благоприятные перспективы сравнительно-педагогических исследований, которые направлены на совершенствование образования за счет совокупного мирового опыта.

Существенно возросло внимание к сравнительной педагогике в современной России. Как никогда, сильна тяга к научному осмыслению зарубежного педагогического опыта, его сопоставлению с отечественной теорией и практикой образования. В современной российской сравнительной педагогике сохранено много ценного из накопленного прежде. Вместе с тем, обновляются компаративистские установки относительно цели, методологии, классификации, периодизации, преемственности педагогического знания, сравнительной педагогики как учебного предмета, актуализирована тематика сравнительно-педагогических исследований.

Изменились цели российской сравнительной педагогики. Она перестает быть "служанкой" политической идеологии, что отнюдь не означает "идеологическую стерильность". Речь идет о выработке идеологии исследований, свободной от диктата философских и политических доктрин, об установлении гармоничного сотрудничества педагогической науки и власти, эффективном педагогическом сопровождении современных реформ в образовании.

Благодаря трудам российских компаративистов происходит обогащение сравнительной педагогики как отрасли педагогического знания, предложены методологические подходы, касающиеся специфики анализа источников, способов установления степени достоверности сведений об изучаемых явлениях и объектах. Исследуется развитие педагогической науки в зарубежных странах. В поле зрения находятся стратегии, состояние и тенденции развития образования в зарубежье. Анализируется образовательная практика различных стран и культур; исследуется эволюция систем управления образованием; направления и результаты реформ структуры средней школы; модернизации содержания общего образования. Изучаются условия повышения качества образования, проблема оценки учебных успехов учащихся; взаимосвязь глобализации и образования; основные направления модернизации подготовки педагогических кадров; проявление педагогических идей мультикультурализма в современном социуме. Рассматриваются последствия вхождения России в европейское образовательное пространство. Обогащается тематика изучения интеграционных образовательных процессов: состояние, закономерности и основные тенденции развития педагогики и образования в современном мире; проблема глобального и национального в развитии мирового образования;

Российская сравнительная педагогика продвинулась в изучении школы и педагогики отдельных стран зарубежья (Η. Е. Боревская, Б. Л. Вульфсон, В. Б. Гаргай, А. Н. Джуринский, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова, О. Д. Федотова, Е. Ю. Рогачева и др.). Проведены обобщающие исследования, где прямо или имплицитно сопоставлены проблемы зарубежного и отечественного образования (И. В. Балицкая, Б. Л. Вульфсон, Е. И. Бражник, А. Н. Джуринский, А. П. Лиферов, И. Р. Луговская, Н. Д. Никандров, Е. Г. Полупанова, М. С. Сунцова, Т. В. Фуряева и др.). Есть удачные бинарные исследования, где сравнительно изучены российские и зарубежные реалии образования (Η. Е. Боревская, Н. В. Маршубина, М. В. Морозова, О. А. Семина и др.).

Сравнительная педагогика в России испытывает существенные трудности. Недостаточен приток молодых ученых. Если учесть, что знание иностранных языков для педагога-компаративиста не более чем подручный инструмент поиска и сбора исследовательского материала, нельзя считать нормальной стойкую традицию прихода в сравнительную педагогику почти исключительно лингвистов – специалистов иностранного языка. В трудах российских ученых преобладают описательность, низкий уровень анализа и оценок. Круг объектов исследования ограничен небольшим числом стран, в первую очередь Запада. Часто игнорируется исторический, культурный контекст педагогики и образования. Многие работы, которые претендуют быть компаративистскими, носят исключительно страноведческий характер. Есть необходимость актуализации тематики научных направлений. За рамками систематических сравнительных исследований остается мировая педагогическая мысль. Без должного внимания остаются такие вопросы, как: научные основы сравнительной педагогики, образование в многокультурном социуме, пожизненное образование, педагогические инновации, воспитание учащихся, педагогика и школа в странах Союза Независимых Государств (СНГ) и т.д.

Обращение к позитивным и негативным аспектам международного педагогического опыта может повысить эффективность научных поисков по модернизации отечественного образования, найти дополнительный источник его развития.

Восстанет ли сравнительная педагогика подобно птице феникс к новой жизни? Популярность сравнительной педагогики может иметь как позитивные, так и негативные последствия: с одной стороны, возможно воссоздание и расширение поля сравнительно-педагогических исследований; с другой – новый интерес к сравнительной педагогике может оказаться не более чем краткой модой. Пока сравнительная педагогика далека от надежд, которые на нее возлагают. К сожалению, не преодолена тенденция, когда функции сравнительной педагогики усекаются до прикладного инструментария управления школьной политики. Открытия сравнительной педагогики редко принимаются во внимание при планировании национальных образовательных систем. Прогностическую ценность сравнительно-педагогических исследований еще предстоит доказать.