Тенденции к нормализации отношений в регионе

Страны региона неоднократно предпринимали попытки к сближению и урегулированию отношений. Так, в феврале 1999 г. состоялась встреча премьер-министров Индии и Пакистана А. Ваджпаи и Н. Шарифа в Лахоре, по итогам которой была принята Лахорская декларация, в которой провозглашались принципы мирного сосуществования двух государств, меры по предотвращению вооруженных конфликтов, развитию добрососедских связей и т.д. Однако эти принципы оказались лишь ничего не значащими обещаниями, поскольку вскоре после подписания декларации пакистанские войска совершили вторжение на контролируемую Индией территорию в районе Каргила, закончившееся военным поражением Пакистана. На поверку несостоятельными оказались и заверения руководителей Индии и Пакистана о готовности к сближению, которые они давали друг другу в индийском городе Агра в 2002 г.

В начале 2004 г. президент Пакистана П. Мушарраф и премьер-министр Индии А. Б. Ваджпаи пришли к согласию по вопросу о начале переговоров по всему спектру двусторонних отношений, включая кашмирскую проблему. Однако при всей важности этих переговоров было бы преждевременно ожидать от них сколько-нибудь серьезных сдвигов в отношениях между двумя странами. Слишком сложен и запутан клубок противоречий, которые уже более полувека омрачают отношения между ними, противоречий, которые не раз приводили к вооруженным конфликтам. К тому же в каждой из этих стран существует мощная внутренняя оппозиция, выступающая против их сближения.

Вопрос сближения актуален также применительно к Китаю и Индии. Немаловажным раздражителем в отношениях между этими странами стала проблема распространения ядерного оружия. При существующих разногласиях между двумя государствами было естественно, что Индия весьма болезненно реагировала на испытание Китаем ядерного устройства в сентябре 1964 г. и приступила к разработке собственной ядерной программы для обеспечения военного паритета с КНР: в 1974 г. Индия впервые провела ядерные испытания, а в 1998 г. завершила работы по созданию ядерной бомбы.

Примеру Индии последовал и Пакистан, который несколько недель спустя после окончания индийской серии ядерных взрывов провел шесть своих. В результате после 30 лет действия Договора о нераспространении ядерного оружия де-факто появились две новые ядерные державы.

Постепенно все более отчетливо проявлялась тенденция к осознанию Китаем и Индией бесперспективности продолжения приграничного противостояния и тем более вооруженной конфронтации. Становилась очевидной необходимость поиска взаимоприемлемого компромисса. Первые реальные результаты в этом направлении были получены в 1993 г., когда в ходе визита в Китай тогдашнего премьер-министра Индии Нарасимха Pao было подписано Соглашение о поддержании мира и спокойствия в пограничных районах вдоль линии фактического контроля.

Главное значение данного соглашения состояло в отказе сторон от применения силы или угрозы силой решить территориальные проблемы. В 1996 г. во время визита в Индию тогдашнего председателя КНР Цзяп Цзэминя между двумя странами было подписано полноформатное Соглашение о создании мер доверия в военной области вдоль линии фактического контроля в районах китайско-индийской границы. Однако в дальнейшем (особенно после испытания Индией ядерного оружия в 1998 г.) процесс разрешения погранично-территориальных противоречий заметно замедлился.

В июне 2000 г. состоялся государственный визит президента Индии К. Р. Нарайяпана в Китай, в ходе которого обе стороны подтвердили взаимное стремление к справедливому и разумному решению всех спорных пограничных вопросов и приняли решение о создании так называемой "Группы выдающихся личностей", в задачу которой была поставлена разработка путей развития двусторонних отношений. В настоящее время ни Индия, ни Китай не заинтересованы в решении пограничного вопроса путем вооруженного конфликта.

В последние годы имеет место тенденция к возрастанию веса и влияния Индии как мощной региональной державы. Более того, в политических кругах Запада на протяжении последнего десятилетия постепенно утвердилось мнение относительно стабилизирующей роли Индии в регионе, что, безусловно, способствовало усилению ее внешнеполитических позиций. Надо отметить, что Индия во все более растущей степени проявляла стремление к пересмотру некоторых основополагающих принципов своей внешней политики. В частности, был взят курс на развитие отношений с США и странами Европы, нормализацию отношений с Китаем, поиск новых партнеров и союзников среди стран развивающегося мира. Были предприняты шаги по развитию отношений в треугольнике Индия — Китай — Пакистан.

В 90-е гг. минувшего века но нарастающей развивались отношения между Китаем и Японией. Резко вырос объем взаимной торговли и инвестиций Страны восходящего солнца в экономику Китая. Заметно расширились политические контакты, возросла интенсивность гуманитарных взаимодействий между гражданами двух стран. Однако это не привело к сближению позиций двух стран по целому ряду ключевых вопросов.

Наиболее острой в отношениях между Китаем и Японией остается тайваньская проблема. В этом вопросе японское руководство проводит проамериканский политический курс, что, естественно, не может устраивать Пекин, по мнению которого распространение на Тайваньский пролив японо-американского сотрудничества в области обороны нарушает суверенитет Китая. Япония обладает собственными интересами на Тайване, которые обусловлены не только внушительным объемом взаимной торговли и масштабами японских инвестиций на острове, но и военно-стратегическими соображениями: в случае воссоединения Тайваня Китай получит возможность доминировать над жизненно важными транспортными коммуникациями Японии со странами Юго-Восточной Азии, а также с Индией и Европой.

В этом плане немаловажное значение имеет территориальный спор относительно принадлежности островов Сенкаку (кит. — Дяоюйдао). Серьезным раздражителем является также нерешенность вопросов о моральной и материальной компенсации ущерба, нанесенного Японией Китаю во время Второй мировой войны.

Японо-американский договор безопасности остается основой и краеугольным камнем японской внешней политики. Вместе с тем руководство Страны восходящего солнца провозгласило в качестве главных задач XXI в. развитие и расширение отношений с соседними странами и содействие региональному сотрудничеству. В настоящее время Япония является активным участником большинства региональных организаций. Она поддерживает и активизирует экономические связи и политический диалог со странами АСЕАН, КНР, Индией. Особенно динамично развиваются отношения с Индией, что не в последнюю очередь объясняется стремлением обеих сторон к обузданию чрезмерных, с их точки зрения, амбиций Китая на лидерство в азиатском регионе.