Тенденции инновационной активности

Чтобы обеспечить инновационную активность, необходимы меры:

• по скорейшему созданию инноваций;

• максимальной заинтересованности в их внедрении.

Скорейшее создание инноваций вызывается как внешними, так и внутренними факторами. Внешние факторы – это, прежде всего, обеспечение экономической и военной безопасности. Внутренние факторы – повышение конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя для успешного противодействия импортной продукции.

Рассмотрим эти факторы.

Экономическая безопасность означает, что государство либо само создаст технику и технологию, отвечающую требованиям мировых стандартов, либо имеет достаточную научную и техническую базу для обеспечения быстрого освоения такой техники и технологии. Обеспечивается ли в России экономическая безопасность? К сожалению, утвердительно на этот вопрос ответить нельзя. За последние 20 лет оказалось потеряно много научных разработок, сократилось число работников, способных создать и внедрить в производство такую технику и технологию. Так, по расчетам экспертов из 25 наиболее важных для XXI в. технологий Россия имеет только одну.

Основная причина была уже названа ранее. Здесь следует еще раз подчеркнуть, что переход отечественной экономики на роль мирового поставщика энергоносителей, металлов, прежде всего цветных, удобрений и древесины фактически привел к резкому ослаблению внимания к работе обрабатывающих отраслей и, следовательно, к вопросам создания и внедрения инноваций. Известно, что инновации служат основой для повышения конкурентоспособности продукции в обрабатывающих отраслях. К сожалению, за последние 15 лет повышение конкурентоспособности часто обеспечивали не за счет создания и внедрения инноваций, а за счет экономии на оплате труда. Но эта мера носила ограниченный характер и быстро показала свою несостоятельность. Сложность ситуации для обрабатывающей промышленности России состоит в том, что с ведущими промышленными странами сложно конкурировать из-за устаревшего парка машин и оборудования, а с промышленностью КНР из-за еще более низкой оплаты труда.

О том, что это необходимо, говорит положение с военной безопасностью. С конца 1990-х гг. и до настоящего времени оборонно-промышленный комплекс – единственная сфера в обрабатывающих отраслях промышленности, которая может эффективно конкурировать на мировом рынке.

Эта конкурентоспособность обеспечивалась хорошим резервом модернизации созданной еще в бывшем СССР военной техники и ее относительной дешевизной из-за сравнительно, относительно ведущих промышленных стран, дешевизной этой техники. Но к 2010 г. возможности модернизации оказались исчерпаны, а КНР стала усиленно копировать российскую технику и реализовывать ее на мировом рынке уже под китайской маркой и за меньшую цену.

Устаревшая военная техника уже не гарантирует безопасность страны. Опыт Югославии в 1999 г., Ливии – в 2011 г. показал, что экономия на современных средствах вооружения обходится слишком дорого.

Военная и экономическая безопасность были, есть и будут важнейшей функцией государства. Идеи типа "государство – ночной сторож" и "нет врагов" более чем наивны в условиях существования России. Стремительный рост населения в мире, необходимость гарантированного доступа к ресурсам, а к таковым сейчас относятся не только запасы полезных ископаемых, но пахотная земля, лес и пресная вода, приводят к тому, что Россия представляет собой лакомый кусок. Конечно, переход России на роль сырьевого придатка ведущих промышленных стран вполне устраивает эти страны. Но это не устраивает население России, которое слишком велико для того, чтобы хорошо жить за счет экспорта. Мало того, ведущие промышленные страны заинтересованы в том, чтобы население России экспортировало много, а потребляло мало. Большое потребление внутри страны неизбежно вызывает отрицательную реакцию ведущих промышленных стран. Ливия тому наглядный пример.

Отечественный товаропроизводитель должен быть эффективен, т.е. конкурентоспособен. Следует четко сознавать, что эффективность проявляется через конкурентоспособность, а не через форму собственности. Конкурентоспособность за счет низкой заработной платы уже обеспечить нельзя. Следовательно, отечественный товаропроизводитель должен обеспечить ее за счет внедрения инноваций. Вопрос о создании инноваций в России будет решаться на уровне государства, так как процесс разработки и отладки инноваций не только требует средств, но, главное, содержит большой элемент риска. Последний предприниматель охотно переложит на плечи государства. Но, чтобы внедрить инновацию, предпринимателю необходимо создать условия, при которых это внедрение для него эффективно. Здесь государство должно играть роль мягкого регулятора, т.е. стимулировать предпринимателя. Стимулирование предпринимателя должно осуществляться через систему экономических льгот. В состав таких льгот могут войти льготы по налогам, если предприниматель или государственное предприятие использует отечественные инновационные разработки. Другими льготами могут быть преимущественное получение инновационных разработок, если предприниматель участвует в финансировании работ в технопарке, либо малого инновационного предприятия в составе вуза или института Академии наук.

Тесное сотрудничество отечественных товаропроизводителей с разработчиками инноваций в конечном счете выгодно товаропроизводителям. Так, принимая участие в финансировании инновационных работ, предприниматели будут в курсе новейших разработок в этой сфере, могут оценить, а затем и привлечь на работу наиболее способных студентов. Следует помнить, что такая практика широко распространена в ведущих промышленных странах.

Отечественные товаропроизводители должны четко представлять, что в современных условиях удержать хорошего работника можно только высокой заработной платой и социальными льготами. Следует считаться с тем, что в современных условиях хозяйствования ведущие промышленные страны имеют возможность создавать на территории России свои филиалы и привлекать в эти филиалы наиболее способных молодых специалистов. Примером может служить работа в Москве филиала компании Boing. В этом филиале занято примерно полторы тысячи специалистов, в основном выпускники МАИ, МАТИ, МВТУ. Руководство компании Boing придает большое значение работе этого филиала.

Для успешного противодействия конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей, кроме перечисленных мер, отечественные товаропроизводители должны четко понимать, что разработанные в государственной системе инновации требуют для своей реализации подготовленных работников. Это означает, что российские предприниматели должны сознавать, что обучение работников, повышение их квалификации в конечном счете не потеря для производства, а прибыль.

Достаточно обратиться к опыту Японии, где работники не менее двух часов в неделю занимаются повышением квалификации, а переход к всеобщему обязательному высшему образованию считается не роскошью, а необходимым условием для создания и внедрения инноваций.

Россия имеет все возможности для повышения инновационной активности, но эти возможности надо воплощать в реальность за счет проведения необходимых мер в кратчайшие сроки.