Телеологическая функция

Третьей основной функцией сознания является телеологическая (греч. teleologia – целеполагание). Она формируется обычно на базе двух уже рассмотренных функций познания и оценивания. После того как предмет (процесс) познан и оценен с точки зрения его полезности для человека, всегда, и вполне естественно, возникает вопрос о возможности его использования па практике. Целеполагание есть интеллектуальная деятельность человека по выработке целей своей деятельности. Результатом целеполагания, естественно, становится цель. Под целью обычно понимается желаемое состояние системы, отличное от существующего; это осознанный образ потребного результата деятельности. Следовательно, в процессе целеполагания происходит выработка идеального "образа потребного будущего", в котором найдут применение полезные свойства изученного и оцененного предмета (процесса).

Каков смысл и назначение целеполагания? Выработанная цель как осознанный образ будущего результата деятельности, обычно приобретает побудительную силу. Она выступает как определенный механизм интеграции различных действий в систему, ориентированную на достижение этой цели. Поэтому целеполагание – это выработка сущностного проекта деятельности, определяющего характер и системную упорядоченность различных конкретных актов и операций.

Поскольку потребности людей многообразны, то многообразны и вырабатываемые ими цели. Последние можно классифицировать по различным основаниям. В отличие от знаний и оценок, их еще различают по времени действия - стратегические (долгосрочные), тактические (среднесрочные) и оперативные (краткосрочные); а также по характеру – общие и частные.

В процессе целеполагания приходится иметь дело с "веером целей" и "деревом целей". Что это такое? "Веер целей" – это набор альтернативных целей деятельности, которые разрабатываются на основе приоритетных вариантов решения какой-либо социальной проблемы. Они располагаются одна возле другой ("веером"), конкурируя между собой за право стать приоритетной. Данный веер возможных целей деятельности оценивается с тем, чтобы выбрать из них наиболее приоритетную. Именно на основе приоритетной цели вырабатывается возможный проект нормативного акта. Что касается "дерева целей", то это есть система соподчиненных целей деятельности, вырабатываемых для практической реализации принятого нормативного акта. Здесь цели располагаются одна вслед за другой, фиксируя основные этапы, стадии, фазы в процессе достижения главной цели, сформулированной в данном нормативном акте.

Целеполагание – сложная интеллектуальная деятельность, в которой можно выделить две основные стадии: выработка предвидения (предсказания) и формирование на основе данного предвидения определенной цели. Предвидение - это предположение о том, что должно произойти, наступить. Любая цель формируется лишь на основе предвидения (предсказания). Категория цели настолько близка понятию предвидения, что их нередко отождествляют. Вместе с тем, если цель, отражая необходимость в том или ином предмете потребности, выступает в форме желания определенного будущего, то предвидение – это, прежде всего, как можно более объективная, во многих случаях многовариантная картина возможного будущего.

Следовательно, основное различие между предвидением и целью заключается в том, что предвидение дает образ (или образы) возможного будущего, тогда как цель – образ желаемого, потребного будущего. Из различных вариантов предполагаемого развития событий люди выбирают те, которые сулят (обещают) наибольшее благо. Поэтому некоторые предвидения не становятся основой для выработки целей.

Поскольку цель формируется на основе предвидения, то все положительные и отрицательные свойства последнего самым непосредственным образом сказываются на качестве вырабатываемой на его основе цели. Если предвидение оказывается ложным, то и соответствующая цель оказывается ложной. Здесь достаточно вспомнить наше недавнее прошлое, когда на основе ложного предвидения была поставлена ложная и явно невыполнимая цель – построить в отдельно взятой стране коммунизм к 1980 г. Качество предвидения напрямую зависит от качества знаний и оценок, на основе которых вырабатывается предвидение.

В современных условиях предвидение осуществляется в двух основных формах – обыденного предвидения и профессионального научного предвидения. Обыденное предвидение – это то, которое осуществляется всеми людьми в процессе их обыденной, повседневной жизни. Каковы его особенности? Во-первых, оно осуществляется всеми людьми и каждым из них в отдельности. Во-вторых, в обыденном предвидении преобладают элементы стихийного, интуитивного, опирающиеся на повседневные знания и опыт. Чем эти повседневные знания и опыт больше, тем больше вероятность удачного предвидения, когда оно совпадает с реальным ходом дальнейших событий. Поэтому обыденное предвидение, как правило, не использует особых методов построения конкретного предвидения.

Научное предвидение обычно определяют как предположение о ненаблюдаемых (неизвестных) предметах (процессах) прошлого и настоящего, а также о возможных явлениях будущего, выдвигаемых на основе сформулированных теорий, законов, гипотез. Во многих случаях оно предусматривает большую исследовательскую работу, в том числе и экспериментальную, но само его непосредственное осуществление выглядит как логический вывод, умозаключение главным образом от прошлого к будущему.

Логический вывод о предполагаемых событиях становится возможным именно благодаря предсказательным функциям научных теорий, законов, гипотез. Последние в силу своей природы обладают свойством всеобщности (универсальности), что позволяет выявлять характерные тенденции развития какого-либо предмета (процесса) в будущем. Опираясь на знания об этих тенденциях, их оценках обычно и формулируется умозаключение о том, что может произойти в дальнейшем.

Научное предвидение получило в XX в. название "прогнозирования" (от гр. prognosis – предвидение, предсказание), а науку стали называть "прогностикой". В связи с этим всю деятельность в обществе по выработке предвидения (предсказания) теперь обозначают понятием "социальное прогнозирование", которое включает две составные части – обыденное прогнозирование и научное прогнозирование.

Каковы особенности научного прогнозирования?

1. Оно осуществляется профессионалами – прогнозистами, т.е. учеными (научными работниками), специализирующиеся на прогнозировании предполагаемых событий и изменений в узких, хорошо им известных, областях природной и социальной действительности. К сожалению, у нас пока не ведется специальной подготовки ученых-прогнозистов. Таковыми становятся некоторые ученые стихийно, в силу особого склада ума, сами по себе. Результатом научного прогнозирования являются научные прогнозы, которые используются при выработке социально значимых целей.

2. Научное прогнозирование осуществляется специально созданными материальными (техническими) и духовными средствами. Среди последних особую значимость имеют такие методы научного прогнозирования, как метод экстраполяции, метод экспертных оценок, метод моделирования, метод аналогии и др. Все дальнейшее развитие научного прогнозирования напрямую связано с созданием и совершенствованием новых средств и методов.

3. Так же как и научное познание, научное прогнозирование осуществляется на теоретическом уровне. Любой научный прогноз является результатом теоретико-аналитической работы, обобщающим выводом из анализа массы различных знаний и оценок.

Каково место прогнозирования в структуре социального управления? В литературе почему-то чаще всего рассматривается вопрос о соотношении прогноза с планом. Видимо, это было связано с прошлой (советской) практикой составления пятилетних и других планов, разработать которые без предварительных прогнозов было явно невозможно. При этом одни авторы считают, что прогнозирование – это разработки, предшествующие планированию. Другие – что это этап, следующий за планированием. Третьи противопоставляют прогнозирование как подход к стихийным, неуправляемым процессам природы или общества планированию как способу регулирования управляемых социальных процессов[1].

Думается, однако, что все эти утверждения одинаково неверны. Прогнозирование напрямую с планированием не связано. Между ними существует только опосредованная связь. В качестве посредствующих звеньев выступают цель и норма. Только после выработки и принятия нормы возникает вопрос о плане реализации (выполнении) этой нормы. Поэтому прогнозирование непосредственно предназначено только для одного – выработки на его основе социально значимой цели. Прогноз – это база и основа для формулирования цели.

Каков механизм выработки цели? Очевидно, что он опирается на познание и оценивание. Прогнозирование вырабатывает возможные варианты наступления тех или иных событий, которые следует изучить, оценить, выбрать из них наиболее приемлемые (желаемые, потребные) и закрепить их в качестве приоритетных целей при решении той или иной проблемы. Когда будет приниматься человеком решение (норма), одна из этих приоритетных целей станет главной, определяющей сущность и основное ОГЛАВЛЕНИЕ данного решения.

Нередко роль цели в процессе управления преувеличивается, она рассматривается в качестве главного регулятивного фактора. В результате управление сводится к двум основным этапам – "целеполаганию" (выработке цели) и "целеосуществлению" (выработке и использованию средств ее реализации)[2]. Однако подобная трактовка места цели совершенно очевидно расходится с реальным процессом управления.

Поскольку цель концентрирует в себе актуальную потребность, она определяет способ и характер деятельности людей, но, по большей части, не непосредственно, а через управленческое решение, в которое включается в качестве главного элемента. Цель – это идеальное предвосхищение результата деятельности, выступающее мобилизующим фактором в процессе решения конкретной проблемы прежде всего в тех случаях, если она становится частью соответствующих нормативных актов, а также и тогда, когда рекомендуется в качестве приоритетной цели.

Следовательно, по роли в составе управленческой деятельности цель проявляет себя двояко: во-первых, она является основой для выработки и принятия основного регулятора деятельности – нормы, а во-вторых, сама непосредственно служит некоторым регулятором этой деятельности. Как только цель вырабатывается и попадает после оценки в число приоритетных, она начинает регулировать деятельность людей как фактор, который может приобрести обязательный, т.е. нормативный характер.

Как соотносятся между собой цель и средства ее осуществления? На практике, в своем большинстве, опираясь на здравый смысл, люди достаточно правильно решают данный вопрос, а именно – они считают, что цель должна определять не только ОГЛАВЛЕНИЕ предстоящей деятельности, но и ее средства. Какая ставится цель, такие должны использоваться и средства. Другими словами, если ставится гуманная и благородная цель, то и средства должны использоваться гуманные и благородные. С другой стороны, очевидно, что разбойные и низменные цели нельзя осуществить гуманными и благородными средствами.

Однако католический орден монахов-иезуитов выработал и использовал в своей деятельности двусмысленный софистический тезис, согласно которому "цель оправдывает средства". Суть этого тезиса состояла в том, что в борьбе за торжество дела католической церкви ("дела Бога") все средства хороши (в том числе и негуманные). Данный тезис получил широкое распространение в средневековой междоусобной борьбе в Западной Европе и продолжает использоваться в наши дни. Очевидно, применение бесчеловечных средств для осуществления человечной цели приводит обычно к обесчеловечиванию самой этой цели, к подмене ее ложной целью. Другими словами, гуманная цель не может быть достигнута негуманными средствами.