Телекоммуникационные технологии

Поскольку технические информационные технологии строятся по образцу человеческого сознания, то с самого начала своего появления они создали возможность конструирования компьютерного сознания. Вместо субъекта -человека или высокоорганизованного животного - появился субъект-компьютер, способный в определенной мере также отражать и реагировать на воздействие внешнего мира, осуществлять управление. Компьютерные технологии являются материальной стороной управления, внешне напоминающая физиологические механизмы человека. Такое управление в государстве осуществляется лишь с участием политических руководителей и гражданских служащих.

Компьютеризация управления связана с процессом внедрения компьютерной техники в деятельность государственного аппарата, заключающийся в автоматизации рабочих мест руководителей и служащих путем оснащения персональными компьютерами, обучении работе на них управленческого персонала, создании банков данных, удовлетворяющих потребности учреждения или ведомства в управленческой информации, а также подключении к транснациональным сетям (Интернет, Интранет и др.). Персональные компьютеры создают возможность разработки и практического использования безбумажной технологии управления. Современный руководитель должен уметь обращаться с компьютером и компьютерными сетями.

Телекоммуникация (греч. tele - далеко, действующий на расстоянии + лат. communication - сообщение, передача информации) обеспечивает передачу информации на расстояние. Введение телекоммуникационной технологии управления основано на системном подходе, который предполагает изменение управленческого процесса, начиная с нижнего звена. Уже первоначальная отчетность (исходный статистический материал) должна записываться на магнитных носителях и поступать в электронные хранилища (базы и банки данных). Трудности и затраты окупаются в результате сокращения аппарата гражданских служащих, уменьшения расходов на оргтехнику и материалы. За счет компьютеризации повышается качество государственного и иного управления, скорость и надежность управленческих решений. Она создает новые возможности для управления, а именно, способствует возникновению компьютерно-организационных технологий.

Построение в России демократического правового государства, становление рыночной экономики - эти и другие проблемы выдвинули на первый план формирование правовой информированности всех структур общества и каждого гражданина в отдельности. Создание такой структуры должно включать три направления. К первой группе следует отнести федеральные и региональные государственные органы. Ее особенностью является то, что эти же структуры являются и "производителями" правовой информации. Ко второй группе следует отнести организации, предприятия и учреждения различных форм собственности, число которых постоянно увеличивается. А к третьей группе - граждан Российской Федерации, заинтересованность которых в информации о законодательстве неуклонно возрастает.

Функции по реализации программ информатизации прежде осуществляло Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ). Позже они были переданы Федеральной службе безопасности (ФСБ России) и Федеральной службе охраны (ФСО России). Эти органы, опираясь на развитые средства телекоммуникаций и обеспечения целостности информации, в оптимальные сроки обеспечили построение общегосударственной системы информации. В составе ФСО России имеется 71 центр правительственной связи, который осуществляет организацию, эксплуатацию и развитие правительственной и иных видов специальной связи, меры по обеспечению криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи, а также информационное обеспечение органов государственной власти. В последнее время руководство этой работой было поручено Министерству информационных технологий и связи РФ. Естественно, оно опирается на результаты, которые здесь были достигнуты.

В настоящее время эталонный банк данных правовой информации содержит более 100 тыс. текстов нормативных актов за период с 1917 г. по настоящее время. Разработана информационно-поисковая система с базой данных Свода законов Российской империи. Система установлена в Главном государственно-правовом управлении Президента РФ и в Информационно-справочном центре Государственной Думы.

Для информационно-правового обеспечения органов государственной власти субъектов РФ разработана информационно-поисковая система "Банк правовых актов", которая включает правовые акты федерального уровня России. Система используется в 67 субъектах РФ с регулярной актуализацией правовой информации по каналам связи. Возможности системы позволяют организовать ведение региональной базы правовой информации субъектами РФ.

В информационном фонде "Электронной России" поддерживаются десятки баз данных и систем информации, содержащие свыше миллиона показателей, характеризующих состояние и развитие ключевых секторов экономики и социально-политической обстановки в стране и мире. Фактически она стала незаменимым инструментом для эффективного управления страной, регионами и отраслями промышленности как в мирное время, так и при чрезвычайных и кризисных ситуациях. Создаваемая информационно-телекоммуникационная система не только превратилась в основной источник информации для всех высших и региональных органов исполнительной и законодательной власти РФ, но и позволила подняться на качественно новый уровень взаимодействия. Для межрегионального и межведомственного обмена данными применяется сеть "Атлас", а также коммутируемые телефонные каналы.

Особую роль в составе "Электронной России" играет Автоматизированная система информационного обслуживания стран - участниц Содружества Независимых Государств (АСИО СНГ), благодаря которой информацию получают соответствующие высшие органы власти этих государств. Она дает им возможность непосредственно взаимодействовать между собой и Исполнительным секретариатом СНГ в Минске и включает информационно-справочные услуги и телекоммуникационный сервис.

Концепция развития подсистемы АСИО СНГ предусматривает дальнейшую интеграцию и модернизацию действующих и разработку новых аппаратно-программных средств системы телекоммуникации, информационно-аналитических центров и информационных пунктов различного уровня, а также информационного и лингвистического обеспечения во всех звеньях на единой методологической основе.

Создаваемая система должна действовать как в мирное время, так и в особые периоды, должна способствовать оптимизации решений по управлению государством в нормальных, критических и экстремальных условиях. Организационное обеспечение гражданской службы, ее компьютерно-коммуникативные технологии должны вывести государственное управление на формирование и функционирование в России электронного правительства.