Телекоммуникации в управленческой деятельности

Современные телекоммуникационные системы являются неотъемлемой частью бизнеса, которая помогает значительно повысить эффективность процесса управления и сделать работу персонала более удобной. Еще недавно эффективной работе мешал такой непреодолимый, казалось бы, фактор, как удаленность работника от его рабочего места. Но на сегодняшний день, благодаря развитию телекоммуникаций, результаты работы перестали зависеть от того, где вы находитесь: в офисе, дома или в дороге. Используя компьютер-ноутбук, модем, электронную почту и Интернет, можно оставаться на связи с коллегами, обмениваться данными с web-сервером компании, следить за динамикой курса акций и отправлять факс заказчику, причем делать это можно, не обращая внимания на расстояние и ваше перемещение в пространстве. В настоящее время процесс управления невозможно представить без оперативного обмена разнообразной информацией. Современный уровень развития средств связи предоставляет широкие возможности организации такого информационного взаимодействия.

Под системой телекоммуникаций будем понимать комплекс средств и каналов связи, работающих по определенным, им присущим принципам (физическим, организационным, технологическим и пр.) и предназначенных для передачи информации на большие расстояния. При этом предполагается обслуживание значительного количества пользователей систем (от нескольких тысяч). Телекоммуникационные системы включают такие структуры передачи информации, как телевещание (коллективное, кабельное, спутниковое, сотовое), телефонные сети общего пользования (ТфОП), сотовые системы связи (в том числе макро- и микросотовые), системы персонального вызова, спутниковые системы связи и навигационное оборудование, волоконные сети передачи информации.

В телекоммуникационной индустрии современные тенденции включают использование оптического стекловолокна, радио- и микроволн для создания глобальных цифровых сетей с предоставлением комплексных услуг (ISDN). Стандарты находятся в процессе разработки, и их согласование является международной политической проблемой. До недавнего времени отсутствие стандартов в области телекоммуникаций было причиной несовместимости систем и, следовательно, больших расходов на коммутацию для пользователей информационных технологий и систем. В результате между организациями и внутри них были созданы "островки автоматизации". Современная тенденция ориентирована на "открытые системы", которые обеспечивают более высокую связность, интеграцию, совместимость, согласованность и мобильность. В этом отношении экономика взаимодействия до некоторой степени заместила конкуренцию, поскольку поставщики информационных технологий и систем считают, что долгосрочный рост продаж зависит от достижения согласованности между стандартами.

Имеются следующие виды телекоммуникационных систем:

• телеграфная связь;

• телефонная связь;

• радиосвязь;

• спутниковая связь;

• компьютерные сети.

Перечисленные выше телекоммуникационные системы, как правило, тесно взаимодействуют друг с другом и используют общие ресурсы для реализации связи. Для организации такого взаимодействия в каждом государстве и в глобальном масштабе действуют специальные органы, которые:

• регулируют порядок использования общих ресурсов;

• определяют общие правила взаимодействия (протоколы) телекоммуникационных систем;

• разрабатывают перспективные телекоммуникационные технологии.

Для реализации связи на расстоянии телекоммуникационные системы используют системы:

• коммутации;

• передачи;

• доступа и управления каналами передачи.

Выделяют несколько критериев классификации телекоммуникационных систем:

по назначению:

– системы телевещания;

– системы связи (в том числе персонального вызова);

– компьютерные сети;

по типу используемой среды передачи информации:

– кабельные (традиционные медные);

– оптоволоконные;

– эфирные;

– спутниковые;

по способу передачи информации:

– аналоговые;

– цифровые.

Системы связи подразделяются по мобильности на:

– стационарные (традиционные абонентские линии);

– подвижные.

Подвижные системы связи, в свою очередь, подразделяются по принципу охвата зоны обслуживания:

– на микросотовые – DECT;

– на сотовые – NMT-450, D-AMPS, GSM, CDMA;

– на транкинговые (макросотовые, зоновые) – TETRA, SmarTrunk; спутниковые.