Технология включенной деятельности

В качестве основных исполнителей технологии включенной деятельности привлекаются социальные педагоги, наиболее близкие членам целевой группы по возрасту и характеру поведения. Иногда к работе привлекаются завербованные волонтеры – члены тусовки.

Включенная деятельность предусматривает:

1) сбор первичной информации о подростковой группе;

2) разработку вариантов внедрения в группу;

3) разработку легенды (либо отправных точек легенды);

4) внедрение в группу;

5) вербовку волонтеров – источников информации;

6) оценку и анализ получаемой информации (включая ее достоверность);

7) работу в соответствии с планом деятельности с групной/тусовкой/движением изнутри;

8) если группа оказывается асоциальной или антисоциальной, взятие ее социальным педагогом на контроль.

Наиболее сложный вопрос включенной деятельности – внедрение в конкретную молодежную группу/тусовку. Отработаны следующие способы налаживания отношений с подростковыми формированиями:

а) вхождение в тусовку "под крышей" какого-либо общественного объединения либо иной другой организации, которая позитивно воспринимается подростками;

б) вхождение в тусовку и встраивание в ее иерархию в качестве участника движения или нахождение в ней на особом положении. Последнее возможно при наличии приближенности к лидеру тусовки. Данный вариант считается самым эффективным;

в) вариант "авторитет" – вхождение в тусовку в роли человека, обладающего авторитетом для ее членов, имеющего возможность решать различные проблемы, актуальные для членов данной неформальной группы (например, способного достать билеты в популярный ночной клуб и т.п.).

В результате анализа бесед с членами подростковых групп, сопоставления информации, полученной от разных подростков, и др. заполняется паспорт неформальной подростковой группы, после чего проводится как взаимодополнение, так и исключение ложной информации. Систематизация паспортов подростковых и юношеских неформальных групп – эффективнейший способ контроля за развитием и динамикой неформального движения подростков и молодежи на территории крупного населенного пункта.

После окончания диагностических процедур социальный педагог определяется с выбором реабилитационных технологий и конкретных мероприятий. В число наиболее эффективных современных методов работы с неформальными группами молодежи входят технологии:

– мобильной работы;

– дезорганизации;

– переориентации;

– нейтрализации.

Технология мобильной работы

Основным ОГЛАВЛЕНИЕм технологии мобильной работы выступает установление взаимодействия с подростками – членами неформальных групп. Мобильная работа с молодежью проводится в местах встреч и пребывания детей и подростков и преимущественно в то время, которое подростки определяют самостоятельно. Чаще всего такие места расположены во внеинституциональной сфере социума (улица), именно поэтому одним из распространенных синонимов понятия "мобильная работа" является понятие "работа в открытом социуме", или "уличная работа". Основной целью мобильной работы является предотвращение либо замедление процесса изоляции подростков от социально здоровой среды в семье, группировке или в жилом микрорайоне, т.е. там, где объединение сверстников или группировки для отдельно взятого подростка играют главенствующую роль.

Социальный педагог или социальный работник мобильной службы становится первым представителем реабилитационного пространства, вступающим в доверительные отношения с членами неформальной группы, ориентирующим их в структуре реабилитационного пространства организованного социума. Основное назначение мобильной службы – выполнение роли посредника между "уличными" детьми, членами неформальных группировок и т.п. и обществом. Главными задачами подобных служб являются:

1) мониторинг территории района для сбора полной информации о детско-подростковом сообществе, с тем чтобы:

– выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информировать о них соответствующие органы;

– осуществлять профилактику беспризорности, не допускать появления на улице "новеньких" детей (например, через систему информаторов-ветеранов, своевременно сообщающих педагогу о появлении новичка за то или иное оговоренное вознаграждение);

– оказывать всестороннюю экстренную помощь детям, попавшим в критическую ситуацию;

– способствовать формированию социально приемлемого поведения у детей и подростков путем коррекции их мотивационной сферы;

2) тесное сотрудничество с различными структурами реабилитационного пространства (подразделениями по делам несовершеннолетних, организациями детского досуга, школами, информационно-координационным центром и т.д.) для оперативной выработки согласованных действий по работе с детьми и подростками – членами группировки (рейды, массовые мероприятия в местах скопления членов группировки, информационно-рекламные мероприятия и др.);

3) разработка и реализация конкретных реабилитационных программ для несовершеннолетних из группы риска (например, вовлечение членов неформальной группы в цикл разовых досуговых мероприятий экстремального характера и т.п.);

4) выполнение роли проводника для "детей улицы" в сферу реабилитационного пространства.

В число технологий реабилитационно-коррекционного взаимодействия с неформальными группами обычно включают технологии дезорганизации и нейтрализации.