Технология "семейная конференция"

Технология "семейная конференция" (англ. Family Group Conferences – FGC) основана на традиционных методах разрешения спорных ситуаций, принятых у маори, коренного населения Новой Зеландии. На определенном этапе работы с семьей социальный педагог должен собрать вместе всех людей, заинтересованных в решении той или иной семейной проблемы (например, пропуски ребенком школьных занятий), причем как членов семьи, так и представителей ее социального окружения (родственники, заинтересованные близкие и др., особенно в неполных и неблагополучных семьях). В семейном кругу без присутствия посторонних (в данном случае – социального педагога) участники конференции изучают факты, обсуждают проблему, выражают свое отношение к ней и разрабатывают план ее решения с помощью собственных ресурсов. Таким образом, решение проблемы перестает зависеть от влияния специалиста социальной службы, семья сама отвечает за решения собственных проблем.

Основные этапы проведения семейной конференции:

1) представление ведущим организатором (социальным педагогом) всех участников;

2) выступление социального педагога либо другого приглашенного специалиста, в котором семье разъясняется актуальная для рассматриваемого случая информация (юридического, психологического и т.п. характера) и предоставляется информация о тех видах социальных услуг, которыми семья может воспользоваться для решения своей проблемы;

3) обсуждение в кругу семьи и анализ фактов произошедшего, выработка плана действий по решению проблемы. На это время приглашенные специалисты и ведущий удаляются из комнаты, ожидая окончания обсуждения в соседнем помещении;

4) представление семьей плана решения проблемы ведущему (кто, что делает и в какие сроки). Ведущий уточняет отдельные пункты на предмет их реалистичности и непричинения вреда третьим лицам.

Технология "школьная конференция"

Сторонами в конференции выступают группы людей (классы, микрогруппировки в пределах классного коллектива) или человек и группа (класс). Типичной ситуацией для проведения школьных конференций является решение вопроса об исключении ученика из учебного заведения в связи с систематическим срывом им занятий или прогулами. Такие конференции также эффективны при разрешении затяжных конфликтов между классами или между учеником и классом (например, в широко распространенных в современной школе ситуациях буллита [травли] одного ребенка другим либо группой). Для проведения школьной конференции должно быть подготовлено помещение, в котором можно рассадить всех участников по кругу, чтобы во время общего разговора все могли видеть всех, что способствует открытому общению и достижению взаимопонимания (при большом стечении участников возможно использование спортивного или актового зала).

Последовательность действий может быть представлена следующим образом (в целом она повторяет логику семейной конференции).

Ход предварительной встречи (по Е. Ю. Зиновой, 2011), проводимой до начала конференции отдельно с каждой из сторон конфликта:

1. Приветствие, знакомство, представление целей школьной конференции.

2. Ведущий предлагает участникам принять правила поведения в кругу: говорить о себе, о своих чувствах, о своей точке зрения, не допускать обвинительных высказываний, после окончания встречи сохранять конфиденциальность и т.д. Участники обсуждают эти и другие правила и принимают их.

3. Каждый участник высказывает свое мнение о ситуации, отвечая на вопросы: в чем заключается ситуация, как развивался конфликт, каков вклад каждой стороны в возникновение и развитие конфликта, каковы последствия для их жизни, какие чувства вызывает ситуация. В ходе этой беседы ведущий помогает участникам прояснять их чувства, скрытые потребности, истинные стремления, применяя приемы активного слушания: отражение чувств, перефразирование, резюмирование.

4. Ведущий обобщает все высказывания, делает выводы.

5. Участники высказывают свое мнение о возможностях разрешения конфликта, о том, что может сделать каждая сторона для этого, а также о том, как будет проходить обмен мнениями и предложениями во время конференции между сторонами. Ведущий делает акцент на том, что на общей встрече представители каждой стороны не только будут иметь возможность высказать свое мнение, но и должны это сделать. Ведущий информирует ребят о своей нейтральной позиции в отношении правоты или неправоты сторон конфликта, а также о своей главной миссии – помощь в возникновении и осуществлении подлинного диалога между участниками.

6. Ведущий обобщает все высказывания, делает выводы, благодарит участников и завершает встречу.

Ход школьной конференции.

1. Приветствие ведущего, представление целей начавшейся встречи.

2. Знакомство. Каждый участник называет свое имя и цель своего участия во встрече.

3. Ведущий предлагает участникам принять правила поведения в кругу: говорить о себе, о своих чувствах, о своей точке зрения, не допускать обвинительных высказываний, после окончания круга сохранять конфиденциальность и т.д. Группа обсуждает эти и другие правила и принимает их.

4. Каждый участник высказывает свое мнение о ситуации, отвечая на вопросы: в чем заключается ситуация, как развивался конфликт, каков вклад каждой стороны в возникновении и развитии конфликта, каковы последствия для их жизни, какие чувства вызывает ситуация. В ходе беседы ведущий помогает участникам прояснять их чувства, скрытые потребности, истинные стремления, применяя приемы активного слушания: отражение чувств, перефразирование, резюмирование.

5. Ведущий обобщает все высказывания, делает выводы.

6. Участники высказывают свое мнение о возможностях разрешения конфликта, о том, что может сделать каждая сторона для этого.

7. Ведущий обобщает все высказывания, делает выводы и проверяет, насколько они совпадают с мнением членов круга.

8. Ведущий предлагает участникам поделиться своими впечатлениями о прошедшей встрече, участники делают это по желанию.

9. Ведущий благодарит всех за участие и завершает встречу.

Во время школьной конференции перед ведущим стоят следующие задачи:

• организация коммуникации;

• оказание поддержки участникам в ситуациях, когда они испытывают негативные чувства (плачут, молчат в ответ на вопросы, слышат в свой адрес критику и т.д.);

• выдерживание темы разговора, если он уходит в области, не относящиеся к целям, поставленным перед участниками;

• недопущение критики, обвинений, клеймения участников в адрес друга друга;

• постоянное ориентирование участников на то, чтобы, говоря, они обращались не к ведущему (что гораздо легче в подобной ситуации), а к тому человеку, для кого предназначено высказывание, т.е. не "он(а) сказал(а)...", а "ты сказал(а)...";

• поддержка ведущим инициатив, направленных на личностный рост конфликтующих сторон. Например, если дети начинают вырабатывать цивилизованные правила поведения в группе, следует поддержать эту инициативу и дать возможность высказаться всем участникам. Одновременно важно выяснить факторы, мешающие диалогическим формам взаимодействия учеников и учителей. Ведущему необходимо уметь работать не только с отдельными подростками, но и с подростковыми (детскими) компаниями (сообществами). В противном случае есть опасность, что конференция воспроизведет обычный режим групповых взаимодействий, где фактически лишь получат подтверждения "властные полномочия" лидеров. Исключительно важна роль того, кто в дальнейшем поддержит все положительное, что может укрепить нормальные отношения между участниками конференции (в этой роли могут выступать социальные работники, учителя, школьные психологи).