Технология консультирования

Технологическая последовательность консультативного процесса предполагает следующие этапы (по Р. Кочюнасу):

1. Исследование проблем. На этой стадии социальный педагог, осуществляющий консультацию, устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия. Необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию.

2. Двумерное определение проблем. На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания. Проблемы определяются конкретными понятиями. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает на способы их разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.

3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить письменный список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

4. Планирование. На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта клиента и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего поведение воздействия.

5. Деятельность. На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем. Специалист помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении целей. Клиент должен усвоить, что частичная неудача – еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе со специалистом оценивает уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщает достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Успешность профессионального взаимодействия во многом зависит от того, удастся ли социальному педагогу избежать в процессе общения с клиентом широко распространенных в консультативной практике ошибок. К наиболее частым ошибкам консультирования относятся:

совет – предложение клиенту готового решения его проблем. Советы редко принимаются, так как предполагается превосходство советчика, которое лишает человека возможности взять на себя ответственность за принятое решение;

анализ или интерпретация – объяснение клиенту, что же на самом деле представляет собой его проблема, почему он чувствует ситуацию как проблемную и т.д. Такая интерпретация нередко создает новую проблему, ведет к оправданиям, порождающим защитные реакции, требуя информации, которой клиент часто не имеет;

логическое убеждение – использование последовательности вопросов, имеющих логичные ответы, направляющие клиента, который испытывает сильные эмоциональные переживания, к решению. Клиент чувствует, что вопросами его загоняют в ловушку;

наставления и резонерство – объяснение клиенту, которое начинается со слов "надо бы...", "следовало бы...". Это порождает защитные реакции у клиента, чувство вины (если принимается) и чувство обиды (если отвергается им);

угрозы – намеки или прямое заявление, что клиент испытает тяжелые последствия, если не примет определенное решение. Все это порождает враждебность и обиду.

Зачастую социально-психологическую проблему клиента сложно решить в ходе взаимодействия лишь с ним одним. В практике социально-педагогической деятельности значительное место занимают технологии, активизирующие ресурсы так называемого ближайшего (сетевого) окружения клиента.