Технология формирования творческой личности

Каждый ученик наделен творческим потенциалом. Раскроется ли он в школе – зависит от многих обстоятельств, и прежде всего от применяемых технологий. Если постоянно применяются технологии, требующие простых, репродуктивных форм выполнения учебной деятельности, творческие способности остаются неразвитыми. Задача школы – обеспечить оптимальное соотношение продуктивной и репродуктивной деятельности; найти возможность для привития навыков самостоятельной творческой деятельности. При этом необходимо помнить, что до проявления своего собственного творчества воспитанник должен созреть. Если такое созревание уже заметно учителю, то он может организовать урок, применить нестандартную технологию развития творческих способностей. На уроках формирования творческой личности (так иногда называют подобные занятия) учитель добивается не накопления знаний и умений, а обогащения учеников творческим опытом их применения. Сопутствует решению задачи высокий уровень активности мышления.

ОГЛАВЛЕНИЕ технологии заключается в создании учителем ситуации творческой переработки, обобщения, экспериментирования, поиска. Обычно технология реализуется в форме нестандартного урока. Чаще других применяются урок-путешествие, урок-игра "Брейн-ринг", урок-панорама, творческая мастерская, пресс-конференция.

В развивающей эдукации центральной фигурой является не учитель, а ученик. Функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации учебной деятельности учащегося. Развивающая эдукация заменяет методы преподавания учебного материала специфическими средствами организации учебной и воспитательной деятельности, которые создают благоприятную среду для развития школьника. Это способствует тому, что:

• формируется система партнерских отношений с одноклассниками и учителями;

• создается ситуация интеллектуального поиска;

• снимается груз внешней стимуляции.

Технология развивающего обучения и воспитания в младшем школьном возрасте помогает формированию способности к самопознанию, самоусовершенствованию, саморазвитию, а также приобретению умения учиться.

Технология полного усвоения М. В. Кларина

[1]

Идеи этой технологии созвучны педагогике сотрудничества и подчеркивают те места эдукационного процесса, где возможно совершенствование отношений между педагогами и обучаемыми. Автор технологии констатирует слабые места традиционно организованного учебно-воспитательного процесса. Разброс неуспеваемости школьников при усвоении ими базового содержания образования объясняется не их способностью или неспособностью, а неумением педагогов организовать процесс обучения в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия и усвоения. В традиционном учебном процессе всегда фиксированы два параметра – темп обучения и способ предъявления учебного материала, при этом учитель объясняет и требует так, будто перед ним находится один ученик, а не десятки детей с различными особенностями восприятия, осмысления, запоминания. Единственное, что остается незафиксированным, – результаты обучения. Пресловутые "тройки", "четверки", "пятерки" за освоение базового содержания образования фактически означают дифференциацию того, что не может быть дифференцировано по определению, так как должно быть усвоено всеми полностью. При правильной организации обучения, особенно при снятии ограничений во времени, абсолютное большинство школьников в состоянии полностью усвоить обязательный учебный материал.

Таким образом, согласно технологии полного усвоения различие в учебных результатах будет иметь место за пределами требований к обязательным результатам обучения. В рамках данной технологии построение учебного процесса направлено на то, чтобы подвести всех учащихся к единому, четко заданному уровню овладения знаниями и умениями. Автор формулирует основные характеристики технологии полного усвоения.

1. Общая установка учителя: все ученики могут и должны освоить данный учебный материал полностью.

2. Разработка критериев (эталонов) полного усвоения для курса, раздела или большой темы.

Это подготовительная работа, ОГЛАВЛЕНИЕ которой включает в себя конкретизацию и уточнение целей учебной деятельности учащихся в виде планируемых результатов, которые он должен продемонстрировать после изучения темы (курса). Их особенность состоит в том, что они формируются в виде умений (наблюдаемые действия, поведение), не допускающих расширенного или двойного толкования. На этой основе разрабатываются или подбираются тесты (проверочные работы) для контроля достижения запланированных целей. Все учебное ОГЛАВЛЕНИЕ разбивается на отдельные учебные единицы, законченные по смыслу (содержательная целостность) и небольшие по объему (3–6 уроков). Ученик должен постоянно держать в поле своей деятельности планируемый конечный результат и все свои действия направлять на его достижение, получая в случае удачи всевозможные поощрения (стимулы), основным из которых является само успешное продвижение к намеченной цели. К каждой учебной единице разрабатываются диагностические тесты и коррекционный дидактический материал.

Диагностические тесты служат только ориентировочной основой для продвижения по пути усвоения содержания и, как правило, не оцениваются. Главное назначение текущих тестов – выявление необходимости коррекционной работы. Коррекционный дидактический материал применяется при повторном объяснении после анализа диагностических тестов и выяснения того, какие именно интеллектуальные операции (запоминание, понимание, применение, анализ, синтез, оценивание) не освоены школьниками. Сюда могут входить готовые опорные конспекты, обобщающие таблицы, схемы, рисунки, кадры диафильмов, фрагменты видеофильмов, оборудование для индивидуальных экспериментов и т.д. вплоть до учебника (комментированное чтение). Эти материалы рассчитаны на такую дополнительную проработку неусвоенного материала, которая отличается от первоначального способа его изучения и дает возможность ученику подобрать подходящий для него способ работы.

Последовательность шагов эдукации в соответствии с технологией полного усвоения Вперед.

1. Ориентация учащихся. Учитель с самого начала заявляет своим ученикам, что они начинают учиться по-новому, и по этой новой методике в классе, во-первых, не будет неуспевающих, а во-вторых, количество хороших и отличных отметок ничем не ограничено. Затем учитель знакомит детей с тем, как они будут учиться, чтобы достичь полного усвоения. В практике работы по этой системе упор обычно делается на следующих целях:

• класс будет учиться по новому методу, который позволяет достичь хороших результатов всем учащимся;

• каждый ученик получает отметку только на основе результатов заключительной проверки, по итогам всего курса;

• отметка каждого ученика определяется сравнением не с результатом других учеников, а с заранее определенным эталоном. Здесь необходимо указать эталон высшей (отличной) отметки;

• каждый ученик, достигший эталона, получает отметку "отлично";

• число отличных отметок не ограничивается. Взаимопомощь учащихся друг другу увеличивает возможность получить отличные отметки всеми;

• каждый ученик получит любую необходимую помощь, поэтому если он не может усвоить материал одним способом, то ему будут предоставлены другие альтернативные возможности;

• на протяжении всего курса обучения каждый ученик получит серию диагностических проверочных работ (тестов), предназначенных для руководства его продвижением. Результаты этих проверок не оцениваются отметками, а служат только для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности или ошибки и исправить их;

• в случае затруднений при выполнении текущих проверочных работ каждому ученику сразу же будет дана возможность выбрать альтернативные учебные процедуры, чтобы помочь преодолеть затруднения, недопонимание или ошибки;

• эти возможности выбора надо сразу же использовать, не позволяя ошибкам или неясностям накапливаться и затруднять последующую учебную деятельность.

Таким образом, уже на начальном этапе работы прослеживается направленность всего учебного процесса на запланированный конечный результат.

2. Учебный процесс разбивается на блоки, соответствующие предварительно выделенным учебным единицам (в простом случае их последовательность соответствует изложению материала в выбранном учителем учебном пособии).

3. Изложение нового материала и его проработка учащимися происходят традиционно, но вся учебная деятельность подчинена ориентирам, которые представляют собой конкретно, точно сформулированные учебные цели (их перечень уже объявлен учащимся как эталон, на основе которого будут оцениваться их учебные результаты). После изучения и проработки учащимися данной учебной единицы проводится проверочная работа (диагностический тест). Результаты теста объявляются учащимся сразу же после его выполнения. Единственным критерием оценки является эталон полного усвоения знаний и умений.

4. После выполнения проверочной работы ученики разделяются на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения на требуемом уровне могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим либо просто освобождаются от занятий до начала следующей учебной единицы. Основное внимание учитель уделяет тем учащимся, которые не смогли преодолеть барьер полного усвоения материала. С ними организуется вспомогательная (коррекционная) учебная деятельность, для чего выявляются имеющиеся у них пробелы в знаниях и умениях. По той части учебного материала, которая не усвоена большинством детей, проводятся занятия со всей группой; материал излагается заново, причем способ изложения меняется. При устранении частных затруднений нередко применяется индивидуальная работа учителя с учеником. Основной формой в этом случае является работа детей в малых подгруппах (по два-три человека), их взаимообучение, использование помощи тех учеников, которые успешно усвоили данный раздел (учебную единицу).

5. Вспомогательная работа завершается проверкой (диагностическим тестом), после которого возможна дополнительная коррекционная работа с теми, кто все еще не достиг требуемого уровня (полного усвоения). Класс переходит к изучению новой учебной единицы лишь тогда, когда все или почти все учащиеся на требуемом уровне усвоили ОГЛАВЛЕНИЕ предыдущей учебной единицы. Что касается оценочных суждений (не выставления отметок!), то все формулировки результатов промежуточного (диагностического) контроля относятся к тину "усвоил – не усвоил" ("зачет – не зачет"). Однако это вовсе не означает, что высказывания учителя будут сводиться именно к такого рода лапидарным (лаконичным) и сухим оценкам. Обычно оценочные суждения носят содержательный характер и поддерживают, подбадривают ученика.

6. Оценка в виде традиционной отметки выставляется по результатам контрольных работ, охватывающих либо весь курс, либо материал крупного раздела, куда входит несколько учебных единиц. После проверки контрольных работ учитель готовит для каждого ученика обзорную информацию, которая конкретизирует данные итоговой проверки, привязывая их к разделам курса (учебным единицам). Для такой конкретизации применяется уже составленная учителем таблица спецификации целей по всему курсу; крестики, отмечающие запланированные цели полного усвоения, заменяются условными обозначениями того результата, который достигнут учеником по отношению к этим целям, например: "у" – полное усвоение, "н/у" – неполное усвоение. Такие данные позволяют ученику самостоятельно ориентироваться в полученных знаниях и эффективно восполнять имеющиеся пробелы как при подготовке к пересдаче разделов курса (при необходимости), так и в ходе дальнейшего обучения.