Технология драматизации конфликта

С помощью этой технологии можно выделить и проявить реальные конфликты в среде людей, межличностный контакт которых не разрушен (случайный либо неглубокий конфликт между друзьями, родителем и ребенком и т.п.) и высока обоюдная мотивация на примирение. В основе технологии лежат:

– актуализация проблемы;

– постановка, разыгрывание ситуаций, в которых проявляется проблема;

– доигрывание различных вариантов выхода из сложившейся ситуации.

Применительно к социально-педагогической деятельности рекомендуется трехэтапное использование данной технологии.

На первом этапе человек, недовольный сложившейся ситуацией, в присутствии оппонента исполняет его роль, отдав собственную роль кому-нибудь другому. Если он протестует против такого распределения ролей, то ему предлагают сыграть свою роль, но не с самим недовольным, а с другим актером.

На втором этапе "виновник" конфликта сам играет роль "ущемленного", воспроизведя смысл и тон ответа в диалоге с актером, который ранее изображал его самого.

На третьем этапе социальный педагог предлагает участникам разногласия изобразить, как именно следовало бы противоположной стороне обращаться и действовать во время конфликта. Начать можно с исполнения "недовольным" роли его оппонента, а сразу после этого дать возможность всем желающим представить собственную версию поведения одной из сторон.

Результатом драматизации конфликта обычно становится не столько разрешение разногласий, сколько коррекция взаимного поведения и взаимных ожиданий участников, а также повышение их психологической чувствительности и точности поведенческих реакций. Необходимо помнить основные принципы драматизации:

1) отказ от рассказа в пользу показа;

2) обмен ролями между партнерами по разногласию;

3) активное привлечение аудитории, причем не только для игрового воспроизведения конфликта, но и для совместного поиска адекватных форм взаимодействия в конфликтных ситуациях.

Данная технология применима к урегулированию межличностных конфликтов самого разного уровня.

Программа примирения жертвы и обидчика

Это самая распространенная сегодня технология урегулирования конфликтных ситуаций (англ. Victim-Offender Reconciliation Programs – VORP). Она предполагает организацию встречи жертвы и обидчика для обсуждения последствий конфликта и принятия решения о том, что следует предпринять для нейтрализации или устранения последствий. Такая программа проводится на условиях добровольного согласия сторон, при условии, что обидчик признает свою ответственность за случившееся и хочет (что устанавливается посредником в ходе предварительных бесед), насколько возможно, исправить ситуацию.

Примирительная встреча организуется и проводится ведущим. После ряда отдельных предварительных встреч с каждой из сторон конфликта проводится сама примирительная встреча (одна или несколько). В ходе встречи стороны последовательно имеют возможность описать произошедшее, выразить свое отношение к нему, описать свои мысли и чувства, опасения и надежды, задать второй стороне волнующие их вопросы, получить ответы, высказать пожелания относительно форм и вариантов компенсации ущерба и т.п. В ходе таких встреч ведущий помогает:

1) достичь взаимопонимания по поводу произошедшего, причин, его вызвавших, и последствий для потерпевшего;

2) обсудить и сформулировать порядок возмещения ущерба;

3) сформулировать планы по изменению конфликтной ситуации.

Соглашение о возмещении ущерба, планы изменения образа жизни и поведения участников, способствовавшего возникновению конфликтной ситуации, фиксируются в примирительном договоре.

Примирительный договор (соглашение) – это документ, составленный по результатам примирительной встречи, который содержит информацию об участниках конфликта, о признании несправедливости по отношению к потерпевшему, о прощении обидчика, о действиях обидчика по заглаживанию вреда, о человеке, который будет проверять выполнение договора, а также подписи всех участников конфликта, ведущих. Пример договора представлен ниже.

Подобные программы обладают высокой эффективностью, которая достигается в результате:

– привлечения к активному участию в процессе примирения пострадавшего и обидчика, а также их родственников;

– создания условий для выражения чувств участников, снятия отрицательно окрашенных психологических состояний и освобождения от ролей "жертвы" и "преступника";

– превращения столкновения между людьми в конструктивный процесс решения их проблем;

– осознания обидчиком своей ответственности за нанесенный вред.