Лекция 4. Технология делового общения

Основной характеристикой делового общения является его ориентированность на получение конструктивного результата, связанного с обсуждением спорного положения. Конструктивным же можно назвать такой результат общения, который складывается из оптимального комбинирования позиций участников коммуникативного процесса.

Следовательно, вступая в деловой контакт, каждый участник общения должен ясно и твердо знать, за что он будет бороться, а чем может в тех или иных случаях поступиться. Иными словами, должен осознавать пределы своей уступчивости и твердости. А это, в свою очередь, предопределяет набор соответствующих средств, методов и сценариев поведения. Определенность относительно степеней твердости и гибкости прямо связана, например, с выбором стиля переговоров: следует ли вести свою линию жестко, круто, ориентируясь на противоборство, или лучше сразу ориентироваться на сотрудничество.

Именно поэтому, характеризуя технологию делового общения, невозможно обойтись без этики.

Не случайно американский социолог и консультант по менеджменту Джен Ягер в книге "Деловой этикет" пишет, что этика и этикет "шагают рука об руку". Она ссылается на мнение своей коллеги Камиллы Левинтон: "Ваши манеры - отражение ваших этических представлений. Вежливость и интерес к другим отражают стремление действовать в согласии с самыми высокими стандартами на благо каждого человека. Сочувствие и умение понять другого делают человечнее любые отношения. Подавая пример другим, вы незаметно для себя способствуете утверждению более нравственного поведения".

Таким образом, психология и этика тесно взаимосвязаны, и их знание и умелое использование помогают решать сложные задачи делового общения.

В результате изучения материала данной главы студент или заинтересованный читатель должен:

- знать технологию и бизнес-протокол деловых встреч, национальные особенности их организации;

- уметь организовывать и вести деловые беседы, переговоры, совещания;

- владеть практическими навыками управления процессами деловой коммуникации.

Деловой протокол: сущность, характеристика, значение

Сегодня ни для кого не секрет, что хорошие манеры приносят большую прибыль. Бизнес осуществляется не только на экономической арене, но и в этической сфере. Соблюдение правил делового этикета является необходимым элементом профессионализма. Общие постулаты делового этикета таковы: уважение, точность, аккуратность, четкость, краткость и искренность. Умение вести деловую беседу, переговоры, общаться по телефону предполагает развитие навыков ораторского мастерства и техники деловых переговоров. Неотъемлемой частью делового имиджа являются грамотность в письменной и устной речи. По результатам статистических исследований было установлено, что успешная карьера на 85% зависит от личных качеств человека и только на 15% - от профессиональных навыков.

История возникновения протокола

С давних времен человечество аккумулировало, выбирало и адаптировало те правила поведения, условности и обычаи, которые соответствовали интересам поддержания и развития общения между народами. Таким образом, по мере образования государств формировались и связи между ними - определенные нормы общения между странами, наряду с которыми начали формироваться и протокольные нормы.

Слово "протокол" имеет давнюю историю. Корнями оно уходит глубоко во времена античной Греции. В византийской дипломатии оно означало первую часть составленного в торжественных тонах документа, в котором перечислялся состав участников переговоров.

В период Средневековья этот термин понимался как правила оформления различных документов и ведения архивов. Вскоре слово "протокол" стало иметь отношение к дипломатии и дипломатической службе. Расширено было и само значение его - помимо правил оформления дипломатических документов, к дипломатическому протоколу начали относить вопросы этикета и церемониала.