Технологии видеосъемки

Базовые технологии съемки включают: точку съемки, движение камеры, последовательность киноповествования, выбор объектива, освещение на натуре и в павильоне, монтаж, звук в рекламном ролике.

1. Точка съемки. Это важный момент в подготовке к охвату камерой рекламного ракурса или плана съемки. Планов съемки может быть несколько, при этом они должны создавать образ единого целого сюжета через последовательное логическое выстраивание сюжетов. Деятельность оператора должна моделировать логическое мышление человека в реальной жизни, направленное на лучшее восприятие рекламируемого объекта или мотивационного сюжета, подводящего к объекту.

2. Движение камеры. Любое перемещение съемочной камеры должно подчиняться определенным законам. Если предполагается горизонтальное панорамирование либо движение камеры по вертикали, либо то и другое вместе, то незадолго до начала движения камеры и ненадолго после окончания движения изображение должно оставаться статичным. Это же правило действует при использовании объектива с переменным фокусным расстоянием, наездах на объект и отъездах от него. Другими словами, камера на мгновение замирает на месте, а затем движется, потом снова замирает. Этот закон применим при любой съемке. Тогда при монтаже переход на следующий план будет выглядеть естественным.

Надо помнить, что для зрителя неприятен переход от статичного плана к следующему, снятому в движении, и наоборот. Столь же важно, чтобы в начале и конце движения камера фиксировала внимание на чем-то, представляющем безусловный интерес для зрителя. Оператор должен всегда точно знать еще до начала съемки, когда камера начнет двигаться и когда остановится. Заметим, что при наездах и отъездах, равно как и при съемках объективом с переменным фокусным расстоянием, важно, чтобы кадр был не только интересным по содержанию, но и выразительным по композиции. Движение по направлению к объекту должно начинаться с общего плана, строго продуманного с точки зрения композиции, и завершаться в достаточной близости от объекта, чтобы зритель мог рассмотреть детали.

Нужно также иметь в виду еще одно обстоятельство. Если снимается панорама слева направо, то не совсем уместно тотчас акцептировать внимание на другой панораме, снятой в противоположном направлении. Те же правила относятся к перемещению камеры вверх и вниз.

Не стоит злоупотреблять наездами и отъездами, постоянным метанием камеры в разные стороны. Малейшее перемещение или колебание камеры, зафиксированное во время съемки, при просмотре отснятого материала будет очевидно.

Держать видеокамеру в руках неподвижно практически невозможно. Как бы ни старался оператор, при съемке изображение все равно подрагивает. Если обстоятельства позволяют, лучше применять штатив. Если штатива нет, как опору можно использовать парапет набережной, выступ стены, ограды, перила или дерево, на которое можно опереться плечом. При съемке с рук желательно задерживать дыхание.

Готовясь к съемке, оператор обдумывает, как будет варьировать фокусное расстояние, применять разные углы зрения, ракурсы. Особенно тщательно снимаются крупные планы. Насыщение кадра элементами, полными значения, вынесение на первый план интересных деталей, изменение точек съемки, наблюдение камеры сверху и снизу за происходящим в кадре – все это помогает сделать экранное изображение живым. Слишком большое число общих и укрупненных средних планов, органически не связанных с сюжетом, сделает фильм слабым и посредственным.

3. Последовательность повествования. Снимая планы, между которыми нет временного разрыва, нужно придерживаться определенных правил. Персонажи, предметы в кадре должны находиться в одном и том же положении. Для того чтобы перейти со среднего плана на крупный в момент, нужно снять действие дважды: первый раз на среднем плане и второй – на крупном. Когда к этапу монтажа накоплено достаточное количество планов одной мизансцены, режиссер может выбрать наиболее удачный момент перехода с одного плана к следующему.

4. Виды объектива камеры. Назначение объектива – проведение качественной съемки вблизи и вдали путем изменения фокусного расстояния, которое обеспечит съемку различных перспектив. Необходимость съемки крупного и удаленного плана обусловлена созданием эффекта вовлеченности и позитивного восприятия рекламного сюжета.

Применяемые телеобъективы позволяют снимать различные географические планы, осуществлять замедление или ускорение движения объектов в кадре (снимать движение облаков, заход (восход) солнца), получать трюковые кадры, создать впечатление тесноты предметов и др.

Использование широкополосной оптики позволяет создать эффект линейной перспективы, незаменимо при съемке в тесных помещениях, когда необходимо вместить в кадр большое пространство, или для ракурсной съемки, обеспечивающей сокращение предметов в перспективе и др. Помещая перед объективом насадки из сеток, можно обеспечить расплывчатость изображения, создать эффект тумана, дымки.

5. Освещение при съемке. Освещение при создании видео необходимо для получения достаточной освещенности объекта, а также создания световых спецэффектов экспозиции. Умение работать со светом и тенью необходимо для наилучшего выделения формы, рисунка, тона и фактуры снимаемого предмета рекламирования. Освещение может быть получено от естественного источника света – солнца (луны) – или за счет искусственного освещения.

При солнечном освещении оператору во время съемки необходимо учитывать угол наклона лучей, который оказывает влияние на уровень освещенности рекламируемого объекта (предмета), направленность и характер тени, изменение цвета неба в течение дня. Освещенность плана зависит от состояния погоды (яркой, солнечной или пасмурной, дождливой, туманной), времени года. При организации съемки оператору необходимо заранее наметить не только точки съемки и продумать композиции кадров, но и выбрать время, когда условия освещения будут наиболее благоприятными, чтобы получить выразительные и эффектные кадры.

Иногда для большей выразительности цвета предмета, удаления теней используют в дополнение к естественному свету искусственные источники. Искусственное освещение получают с помощью приборов рассеянного и направленного света. Для смягчения теней, снижения контрастности используются различные рассеиватели, отражатели-подсветы. Для дополнительного освещения наружных стен здания или съемок помещения используют прожектора, фотоосветители-рефлекторы.

6. Место съемки. Процесс съемки может происходить: на натуре; в интерьере; в экстерьере; в павильоне. Интерьер – не оборудованное специально для кино-фотосъемки помещение, а экстерьер – место, где "интерьер" переходит в "натуру", например: человек выходящий из дверей здания; человек, поднимающийся по трапу. Место съемки выбирается в зависимости от сюжета рекламного ролика, времени года, погоды, величины рекламного бюджета.

Большое значение при съемке играет время суток. Классификация времени съемки может выглядеть так: натура день; натура ночь; натура утро (солнце только встало – низкое солнце); натура вечер (солнце садится – низкое солнце); режим – то короткое состояние природы, когда происходит закат или восход солнца, с небольшим "захлестом" в сумерки.

Варианты съемки: стационарная камера (статичная), панорамирующая со штатива камера, панорамирование с движением (камера на тележке) и т.п.