Технологии видеомонтажа

Видеомонтаж – это процесс "сборки" фильма из отдельных кадров. Основные задачи видеомонтажа – удаление ненужных участков сюжета, состыковка отдельных фрагментов видеоматериала, создание переходов между ними, добавление спецэффектов и поясняющих титров. Различают: линейный, нелинейный и гибридный, внутрикадровый и межкадровый, последовательный и параллельный монтаж.

Технология линейного монтажа основана на перезаписи видеоматериала с нескольких видеоисточников на записывающее устройство с удалением ненужных и "вклеиванием" нужных видеосцен и спецэффектов. Это технология прошлого.

В настоящее время используется технология нелинейного монтажа видеоматериала, осуществляемая с помощью цифровых компьютерных технологий.

Гибридный монтаж применяется в особых случаях и использует технологии комбинации линейного и нелинейного.

Внутрикадровый монтаж – это разные приемы съемки в течение одного кадра, выбираемые оператором на камере: "переход фокуса", "панорама", "наезд", "отъезд", "движение камеры".

Межкадровый монтаж заключается во включении блока специальных кадров, обеспечивающих плавный переход одного события к другому.

Последовательный монтаж – когда эпизоды монтируются в хронологическом порядке.

Метод параллельного монтажа заключается в том, что два события, связанные между собой по сюжету, показываются попеременно, одно за другим.

Исходный монтаж. Профессионалы утверждают, что в первом кадре любого рекламного сообщения должно быть заложено все интригующее притяжение, иначе говоря, первый кадр должен быть символичен. Как правило, любой новый кадр привлекает внимание зрителя. Первая его реакция – понять, что он видит. Для этого, в зависимости от крупности и сложности построения кадра, ему необходимо 2–4 с. Если в статичном кадре ничего не происходит в течение 4–6 с, то интерес зрителя к нему пропадает. Вернуть внимание зрителя можно либо сменой кадра, либо увеличением длительности кадра более 10 с, когда зритель начинает всматриваться в детали, искать нюансы, осознавать смысловую нагрузку кадра, либо началом действия в кадре.

Обычно если первый кадр композиционно более сложный, то следующий за ним должен быть проще и короче. Единого ритма в фильме можно добиться путем сокращения кадров до минимально возможной длины.

Монтаж по масштабности. В зависимости от сценария применяют сверхкрупный план или деталь-кадр, крупный план-кадр, первый средний план – человек по пояс, второй средний план – человек по колени, общий план – человек в полный рост, дальний план. Наиболее эффектно воспринимается стык между планами, находящимися на приведенной выше шкале, через один, т.е. общий план монтируется с первым средним и, наоборот, второй средний – с крупным, и т.д.

Монтаж по ориентации в пространстве. Предположим, что велись съемки выступления рекламодателя. Место оператора в зале находилось недалеко от сцепы, чуть правее центра, а рекламодатель во время выступления в основном смотрел в центр зала. На записи преобладающее направление его взгляда будет справа налево. В какой-то момент оператору захотелось поснимать публику, он повернулся направо и включил запись.

Если все так и было, то при видеомонтаже этих кадров можно столкнуться с серьезной проблемой. Дело в том, что и выступающий, и публика на этих кадрах смотрят в одну сторону, справа налево. Проблема бы не возникла, если бы для съемки публики оператор повернулся не направо, а налево. Тогда глаза исполнителя и людей в зале имели бы встречное направление, и было бы ясно, кто на кого смотрит.

Простейший случай видеомонтажа по положению объектов в пространстве – видеомонтаж диалога двух персонажей (так называемая "восьмерка"). Если взгляды этих людей будут направлены навстречу друг другу, кадры смонтируются, если в одну сторону – нет. Правило восьмерки: двух разговаривающих можно снимать, только расположившись с одной стороны от них.

Следует отметить, что горизонтальная композиция кадра в видео оправдана тем, что человеческое зрение панорамно в ширину, а не в высоту, ибо кино или видео по своему существу являются "видом из глаз наблюдателя".

Монтаж по направлению движения. Любое действие в кадре – это движение, и зрачок человеческого глаза инстинктивно притягивается к любому движущемуся объекту, который становится центром зрительского внимания в кадре. В статичном кадре центром внимания является центр композиции.

При съемке кадров во время движения по улицам через правое и левое окно обязательно возникнут трудности при монтаже, связанные с тем, что кадры, снятые через левое и правое окно, "нс захотят" стоять рядом. Зрителю будет казаться, что эти кадры были сняты из автомобилей, движущихся навстречу друг другу. Чтобы выйти из положения, нужно во время съемки сделать несколько кадров через переднее стекло автобуса. Такие кадры будут монтироваться с любым из предыдущих кадров. Кроме того, если в конце кадра, снимаемого, например, через левое окно, перевести камеру на какой-нибудь неподвижный объект (крупный план человека, сидящего у окна), то следующий кадр смонтируется "без вопросов". Если на одном кадре объект движется от нас чуть налево, то в следующем кадре он не должен двигаться направо. Операторы всегда начинают и заканчивают съемку панорам короткими статичными кусками. Это дает возможность монтировать панорамы через небольшую паузу 15 движении.

Монтаж по фазе движения. Если в конце общего плана человек начал поднимать, левую руку, то в начале среднего плана эта рука также должна подниматься. Иначе изображение не "склеится". Фазу приходится учитывать при видеомонтаже циклически повторяющихся положений объекта. В рекламе многие эпизоды снимают несколько раз, чтобы иметь несколько дублей одного кадра. Одно и то же действие, как правило, снимается несколько раз планами разной крупности. Монтажер, таким образом, имеет возможность на видеомонтажном столе подгонять каждое движение по фазе с точностью до кадра.

Монтаж по композиции (смещение центра внимания). Если на общем плане человек заметно смещен в одну сторону кадра, а на среднем – в другую, при просмотре в месте склейки зритель на время потеряет из вида объект из-за резкого смещения центра внимания. Чтобы этого не произошло, во время съемки и при видеомонтаже нужно помнить, что смещение центра внимания по горизонтали при переходе от кадра к кадру не должно превышать одной трети ширины экрана.

Монтаж по свету. Соседние кадры не должны резко отличаться по тону и характеру освещения. Это относится и к ситуации, когда, например, дальний план снят при солнечном освещении, а общий или средний – при пасмурном. Профессионалы в таких случаях снимают облака в тот момент, когда они закрывают солнце. Такой промежуточный видеомонтажный кадр позволяет перейти от "солнечного" кадра к "пасмурному".

Монтаж по цвету. Соседние кадры в месте стыка не должны резко отличаться по цвету. Цветовое решение соединяемых кадров в комфортном монтаже не должно сталкивать контрастные цвета – здесь действуют законы колористики: соседствующие цвета радуги "красный – оранжевый – желтый – зеленый – голубой – синий – фиолетовый" сочетаются, "зеленый" не только делит цвета на две гаммы – "красную" и "синюю" (которые несоединимы между собой), но и сочетается только со своими "соседями". Переход от одного основного цвета кадра к другому за одну склейку невозможен, необходимо поэтапное изменение соотношений цветов в несколько шагов. Если в новом кадре возникают новые цвета, то они должны занимать не более одной трети площади кадра.

"Перебивка". Перебивка – это кадр, который вклеивается между двумя другими кадрами, связанными между собой единством объектов и места действия. ОГЛАВЛЕНИЕ перебивки всегда резко отличается от предыдущего и следующего за ней кадров, но оно должно быть прямо или косвенно связанным с основным ОГЛАВЛЕНИЕм. Наиболее часто перебивки применяются при видеомонтаже длинных монологов. Если нужно сократить часть выступления человека, снятого длинным статичным средним планом, то без перебивки не обойтись. Для вставки перебивки выбирается место примерно за 1–2 с до того, когда говорящий делает небольшую паузу. К среднему плану клеится перебивка, во время которой звучит конец фразы. Следующий кадр – опять средний план героя, который начинает говорить с нужного редактору места. "Перебивкой" в этом случае может служить кадр, на котором снята картина, висящая на стене кабинета, часы или книга на письменном столе и т.п.

Звук в видео. Запись фонограммы сопряжена со многими трудностями, она требует изобретательности, тонкого слуха и развитого художественного вкуса. Только при соблюдении этих условий достигается та убедительность, к которой, как правило, стремятся режиссеры.

Качественная запись звука – это прежде всего ясность, четкость и естественная тональность звучания, которые достигаются путем грамотного размещения микрофонов. Современные микрофоны обладают одним приемным каналом и не пригодны к избирательной передаче звуков, а человек слышит ушами и способен воспринимать звуки избирательно. Поэтому микрофон нужно ставить в такое положение, чтобы он передавал на записывающую аппаратуру только необходимые звуки. Посторонние шумы, не связанные с ОГЛАВЛЕНИЕм кадра, источник которых находится за его пределами, способны запутать зрителей.

При съемке для контроля звука следует пользоваться наушниками. Если в наушниках слышен ветер, то надо поискать защищенное место или экранировать микрофон – хотя бы головным убором. Желательно микрофон камеры снабдить меховым чехлом для защиты от ветра. У некоторых камер есть ветрозащита, которая подавляет низкие частоты, что иногда дает хороший эффект.

Дополнительным может служить только направленный микрофон. Чем лучше его направленность, тем меньше записывается помех. Направленные микрофоны имеют трубчатую конструкцию, которая обеспечивает задержку низких частот. Для внешних микрофонов изготавливается иногда ветрофильтр, подавляющий более широкий диапазон низких частот. Направленные микрофоны могут монтироваться на камкордере, и ассистент не будет нужен. Для интервью и выступлений этот микрофон весьма полезен, так как обычно камера находится слишком далеко, чтобы хорошо записать текст.

Если микрофон будет стоять слишком близко к источнику звука, запись окажется лишенной глубины, будет восприниматься как зажатая и грубая. Если же микрофон поставить на большом расстоянии от источника звука, запись получится глухой или с выделением отдельных случайных частот, что нежелательно. Если надо записать речь одного человека в студии или в комнате, микрофон устанавливают на уровне губ говорящего и, как правило, не ближе 60 см.

Рекламные фильмы сопровождаются музыкой и речью диктора-комментатора. Когда невозможно заранее предусмотреть ОГЛАВЛЕНИЕ снимаемого материала, режиссерский сценарий не включает дикторского текста. Он пишется позднее на основании монтажных листов, в которых описаны ОГЛАВЛЕНИЕ и продолжительность отснятых эпизодов. Опытный автор дикторского текста хорошо знает, какое количество слов возможно произнести за ту или иную единицу времени.

Фильм с минимумом авторского текста, как правило, обеспечен фонограммой, которая включает шумы, музыку, звуки природы. Свист ветра, стук колес мчащегося поезда, цокот копыт, звуки уличного движения могут быть отдельно записаны или взяты из специальной библиотеки шумов.

Речь диктора хорошо сочетается с музыкальным сопровождением. Музыка подбирается заблаговременно в соответствии с темой и жанром фильма, ее темп, ритм, настроение должны сочетаться с изображением и влиять на восприятие произведения. Неумелое музыкальное оформление может исказить смысл сюжета, побудить зрителя к неправильному истолкованию его содержания. Подбор и характер звучания музыкальных инструментов также оказывают воздействие на зрительское восприятие.

Подготовка монтажных листов. Прежде чем начать видео-монтаж, нужно провести некоторую подготовительную работу – написать видеомонтажные листы исходного материала. Если есть возможность вывести на экран телевизора показания счетчика ленты – очень хорошо, это существенно облегчит процесс. На этом этапе необходимо просмотреть весь исходный материал и выписать ОГЛАВЛЕНИЕ и показания счетчика (начало и конец) тех кадров, которые собираетесь использовать в своем рекламном фильме. На этом этапе можно опускать бракованные и малоинтересные кадры. Если материал, из которого вы хотите монтировать фильм, располагается на двух или более кассетах, они должны быть пронумерованы, а их номера вписаны в видеомонтажные листы, чтобы не было путаницы, вызванной тем, что кадры из разных кассет будут иметь одинаковые показания счетчика. Если на исходной кассете есть "дыра", т.е. где-нибудь в середине показания счетчика прерываются и опять начинаются с нуля, это также необходимо отмстить в видеомонтажном листе.

Монтажный план фильма. После того как были подготовлены видеомонтажные листы исходного материала, можно выбирать из видеомонтажных листов кадры в той последовательности, которая является наиболее подходящей.

Для того чтобы происходящее на экране было понятным и не затянутым по времени, в кино- и видеомонтаже используется прием – чередование крупности. Чтобы зрителю было понятно, где происходит действие фильма или отдельного эпизода, очень желательно, чтобы вначале в них присутствовали кадры, где объект снят общим планом. Это может быть один или несколько статичных кадров или кадров с панорамами или наездами. Злоупотреблять общими планами не стоит, поскольку, давая представление об объекте или действии в целом, они не позволяют разглядеть интересные подробности, которые чаще всего просматриваются на средних и крупных планах. Средняя длина общих планов – 5–8 с. Длина кадра, конечно, зависит и от характера объекта – если картинка лаконичная, можно обойтись тремя секундами, если же на ней много интересных деталей, которые хочется рассмотреть, то можно подержать общий план и подольше.

Рекламными образами могут быть люди, звери, растения. Объект рекламирования должен заинтересовать зрителя либо своим внешним видом, либо тем, что и как он делает, либо тем и другим одновременно. При этом необходимо избегать длинных видеомонтажных кадров, показывая объект в действии. В дополнение к этому можно вставить "перебивку", которая может содержать изображение, не относящееся напрямую к действию, но помогающее соединить между собой два нужных кадра.

Параллельный видеомонтаж – еще один способ видео-монтажного сокращения времени. Он используется при параллельном показе сюжета, растянутого во времени.

О спецэффектах-фэйдерах. Фэйдер – функция видеокамеры, позволяющая выполнять переход в затемнение и выход из затемнения. Лучшее место для применения этого эффекта – разделение эпизодов.