Лекция 16. Технологии социальной защиты сельского населения

К началу XXI столетия в сельской местности Российской Федерации проживало около 40 млн человек, более половины которых – население трудоспособного возраста.

Разрушение сельскохозяйственных предприятий повлекло за собой упадок и социальной сферы села. Резко сократилось жилищное строительство, закрылись учреждения здравоохранения и т.д.

За годы реформ в сельской местности практически разрушена система бытового обслуживания населения, система розничной торговли остается также практически неразвитой, ограничен доступ к медицинским, образовательным, культурным, правовым услугам.

Значительная часть сельского жилого фонда находится в ветхом и аварийном состоянии. Около 75% введенной на селе общей площади жилых домов за последние годы идет на замену ветхого и аварийного жилого фонда.

Низкий уровень территориальной мобильности сельского населения резко ограничивает доступность к учреждениям, обеспечивающим базовые социальные услуги, сдерживает развитие выездных технологий обслуживания. Более 50% населенных пунктов в сельской местности не имеют прямого автобусного сообщения с районными центрами.

Неразвитость систем связи и информационного обслуживания создает условия социальной изоляции жителей отдаленных деревень, ограничивает использование информационных технологий в образовании, здравоохранении, социальном обслуживании.

Так, обеспеченность радиотрансляционными точками за последние 10 лет снизилась в 3,4 раза. Радиофикация отсутствует в 13,6% деревень и сел. Свыше 1/3 сельских поселений не имеет отделений почтовой связи.

В целом реконструкция и строительство инфраструктуры российского села резко сократились.

Ухудшение жизни сельских жителей в результате кризиса сельскохозяйственного производства усугубляется тем, что на селе сворачиваются многие государственные предприятия и социальные службы, так что сокращается возможность приложения рабочей силы вне собственно сельского хозяйства. В рамках сельского образа жизни произошел значительный переток рабочей силы, и к началу реформы примерно половина работников, живущих в селе, была занята уже не сельским хозяйством. В ходе реформы эти возможности сократились.

В XXI в. российское село возвращается к устаревшим низкопроизводительным укладам хозяйства. Сельское хозяйство становится все более натуральным, а образ жизни занятых в нем людей – все более архаичным.

Основным субъектом социальной поддержки сельского населения являются органы государственной власти на уровне сельского административного района. Современный сельский район представляет собой сложную территориальную, производственную и социальную общность, совокупность различных взаимосвязанных сторон общественных отношений[1].

На районном уровне координируется и объединяется деятельность всех агроформирований села – колхозов, совхозов, ассоциаций, агропромышленных комплексов, союзов крестьянских хозяйств, акционерных и кооперативных объединений, сельских транспортных и строительных организаций и т.д.

Сельский административный район определяется как единый социально-экономический, территориальный, природный, исторический и культурный комплекс, включающий в себя сельское население, совокупность общественных отношений, связанных с его жизнедеятельностью, а также территорию и материальные объекты, расположенные в сельской местности.

В условиях рыночной экономики многие слои сельского населения оказались за чертой бедности. Главной для них остается проблема выживания.

Для сельских жителей характерны специфические особенности роста бедности. В селе значительно больше, чем в городе, безработных, они остаются слабо защищенной категорией на селе. С одной стороны, рынок труда в сельской местности локализован в рамках одного малого населенного пункта, перечень сфер приложения труда недостаточен, отдельные отрасли и виды трудовой деятельности представлены узким кругом профессий, с другой – неинтересная, малосодержательная работа без перспективы развития, длительные задержки выплаты заработной платы. Вместе с тем только наличие личных подсобных хозяйств помогает обеспечивать минимальные доходы семьи.

На деятельность государственных и муниципальных органов социальной защиты населения в сельской местности в настоящее время оказывают влияние несколько специфических факторов.

Во многих сельских районах исчерпан внутренний потенциал демографического воспроизводства и идет процесс старения населения. Коэффициент демографической нагрузки на селе выше городского на 25%. В отдельных селах России доля старших возрастов составляет 80–90%.

Наблюдается перелом сложившейся в доперестроечный период прогрессивной тенденции диверсификации экономики села, происходит деформация отраслевой структуры занятости и усиление ее моноотраслевого характера. Основная масса сельских безработных находится за пределами регулируемого государством рынка труда.

Люди, проживающие в сельской местности, остаются наименее обеспеченной частью населения, а село – зоной расширения и углубления экономической бедности. Низкая оплата труда в сельскохозяйственном производстве, отсутствие рабочих мест делают непривлекательной для молодежи аграрную сферу и проживание в сельской местности. Резко падает значение оплаты труда в формировании бюджета сельского домохозяйства.

Большинство сельских районов не в состоянии обеспечить нормативную бюджетную обеспеченность отраслей социальной сферы за счет собственных источников, что вызывает необходимость их дотационности. Процессы, происходящие в социально-нравственной сфере села (уровень преступности, рост пьянства, деградация института крестьянской семьи), свидетельствуют о все большем отступлении поведения, установок и социальных ориентаций от норм общепризнанной морали. Ухудшение этих характеристик опасно разрушением роли деревни как хранителя моральных и культурных устоев нации.

Специфической особенностью является и значительный отток населения, особенно молодежи, из сельской местности в город. Пенсионеры составляют в настоящее время более половины сельских жителей, и от их жизнеобеспечения и социального самочувствия зависит общая атмосфера па селе. Сельские пенсионеры на фоне обнищавшей части односельчан выглядят несколько лучше, так как главным источником их существования является пенсия.

Следующей многочисленной незащищенной категорией на селе являются дети до 16 лет. Поддержать их частично можно выплатой детских пособий, оказанием дополнительной материальной помощи при рождении ребенка, предоставлением беспроцентных кредитов, развитием личного подсобного хозяйства. Но этой помощи конечно же недостаточно.

Низкий уровень заработной платы не позволяет сельским жителям отказаться от ведения личных подсобных хозяйств, так как они выполняют важную роль в формировании доходов семьи. Люди держат как крупный, так и мелкий рогатый скот, птицу.

Личное подсобное хозяйство селян носит в основном нетоварный характер: в большинстве случаев продукция личного подсобного хозяйства потребляется самими производителями. Но, как показывает статистика, в каждом третьем хозяйстве производят продукты и для продажи.

В качестве социальной поддержки сельских жителей актуальной является организация и развитие на селе различных промыслов, ремесел, мини-цехов по переработке сельскохозяйственной продукции, малых производственных участков, что позволит создать не только дополнительные рабочие места, но и повысить материальный уровень жизни.

Государство должно максимально содействовать решению насущных проблем села, созданию достойных условий жизни крестьянства и его социальной защиты. Возрождение села будет более эффективным, если региональные и муниципальные структуры дадут полную свободу всем видам хозяйствования на селе на основе добровольности и выбора.

Функции решения вопросов социального обслуживания сельского населения возложены на органы социальной защиты, которые вырабатывают основные направления и рекомендации, а их отделы и управления призваны реализовать их с учетом особенностей сельского района.

Основная цель органов социальной защиты населения – осуществление мер по улучшению положения малообеспеченных и социально уязвимых категорий и групп населения, уточнение степени их социальной защищенности на основе адресного подхода к решению имеющихся проблем, на развитии различного рода услуг.

По мнению сельских жителей, наиболее значимые элементы социальной защиты – право на труд, медицинское обслуживание, обеспеченность жильем, пенсионное обеспечение, охрана материнства и детства, повышение доходов и др.

Как показывает практика, важное средство активизации социальной работы на селе – это опора на традиционные источники выживания сельского жителя, использование исконных способов организации жизнедеятельности человека в экстремальных ситуациях, восстановление и укрепление традиций общинной жизни.

Для сельского жителя решающими факторами в организации жизнеобеспечения остаются общие условия и ресурсы окружающей природной среды (плодородие или состояние почвы, климат, погодные условия, обеспечение ресурсами, рельеф местности, богатства растительного и животного мира и т.д.). Как правило, сельские жители досконально знают особенности своей местности. Причем экологическая составляющая определяет выбор системы земледелия, состав культивируемых растений и пород животных, соотношение разных отраслей хозяйства, характер поселения и расселения, способы коммуникаций и даже конкретные формы социальных общностей. Сельский житель для укрепления своего здоровья, лечения болезней, в процессе хозяйственной деятельности традиционно ориентируется па многолетние наблюдения за погодно-климатическими закономерностями в их взаимосвязи с различными природными явлениями. Традиционные ценности каждого этноса неотделимы от среды его обитания. Экологическая обстановка, присущая тому или иному социуму, – важнейший источник формирования национального характера, оздоровления и организации жизнедеятельности сельских обществ.

Труд на личном подворье – самая надежная гарантия социальной защиты сельского населения. Расчеты специалистов показывают, что, имея участок земли площадью 6 соток, можно обеспечить овощами и плодово-ягодной продукцией семью из четырех человек. Но это возможно только при правильном ведении хозяйства. Поэтому одна из задач социальной работы на селе – это вооружение сельских жителей сельскохозяйственными знаниями, повышение культуры сельскохозяйственного производства.

В сельской местности проживает в основном коренное население страны, унаследовавшее историческую память предшествующих поколений. Крестьянство по-прежнему ориентируется на традицию, которая является для него непреложным законом хозяйственной и всякой иной деятельности. Традиция закреплялась в обрядах и обычаях. В тех или иных видах на селе сохранились различные формы взаимопомощи, кооперации, заготовки и хранения сельскохозяйственной продукции, содержания скота и др. Эти факторы являются главными в профессиональной деятельности сельского социального работника.

Семья в деревне воспринимается как хозяйственная единица, как форма правильной организации жизни взрослого человека, как источник поддержки и средство выживания. В сельской местности в понятие "семья" вкладывается нечто большее, чем в городе. Семья на селе – это и родные братья (сестры), и близкие родственники, и прошлые поколения, связанные с живущими невидимыми нитями. Благополучное существование семьи во многом зависит от ее способности максимально мобилизовать силы и средства для самообеспечения. В период кризиса сельская семья имеет весьма ограниченный выбор мест работы и, соответственно, источников доходов. Это, в свою очередь, снижает возможности потребления и неизбежно приводит к поиску видов занятости и иных способов получения доходов, компенсирующих недостаток денежных ресурсов. Многие семьи почти полностью живут за счет своего хозяйства. Сельская семья более стабильна, чем городская, сельские женщины проявляют гораздо большую терпимость в браке, чем городские. Дети очень часто занимают первое место в системе семейных предпочтений.

В сельской местности взаимосвязи людей и их солидарность в ощущениях и идентичности приводят к сильной зависимости друг от друга. Поэтому сельские жители, опираясь на сохранившиеся традиции общинной жизни, чаще обращаются за помощью друг к другу, чем к поддержке государственных и общественных структур. Межсемейная, дружеская, соседская, родственная взаимопомощь выступает в разных формах: натуральная помощь, взаимообмен с другими семьями, дарение, помощь в строительстве дома, присмотр за детьми, помощь по хозяйству и др. Механизм взаимопомощи, посредством которого в орбиту взаимной поддержки вовлекается большое число участников, – важное средство социальной защиты человека. И этот фактор необходимо учитывать при организации социальной работы на селе.

Часто без помощи государства и других структур люди сами организуют домашний или семейный бизнес, мобилизуя наработанные прежде связи, устанавливая контакты с городскими родственниками, заставляя проявлять интерес неформальных кредиторов, активно используя потенциал семейной экономики. Имеется много примеров, когда несколько семейств, объединив силы и возможности, сообща заготавливают сено, сажают картофель, убирают урожай, поставляют на рынок большие партии молочной и мясной продукции, разделяют между собой обязанности по ведению своих хозяйств. Многостороннее кооперирование становится основой существования личных подсобных хозяйств.

В пространственно ограниченной сельской среде большое значение имеет общественное мнение. К примеру, действиям властей, когда они ориентированы на личную выгоду, очень часто противостоят сложившиеся на селе традиции общинного, коллективного действия сельских жителей, с которыми руководитель вынужден считаться. В таких случаях руководитель не может, игнорируя последующую реакцию, снять с должностного поста бригадира или специалиста, который пользуется поддержкой и уважением людей. В большей степени это сопротивление ощущают руководители-"чужаки", т.е. те, которые не были изначально его жителями – "своими" в сознании местных селян. Но не везде люди способны на противостояние власть имущим. И это обстоятельство, хотя и не напрямую, определенным способом влияет на ситуацию в селе в целом и на положение каждой семьи в частности.

Как видим, социальная работа на селе, будучи новым видом профессиональной социальной деятельности, должна вписаться в сложную систему социальных отношений, базирующихся на исторических, культурных, хозяйственных традициях той или иной сельской социальной общности и занять в ней свою нишу. Чтобы это произошло, важно хорошо знать и понимать психологию сельского жителя, уважительно относиться к традициям данной местности; использовать исторический опыт социальной защиты человека и при этом нести новейшие профессиональные знания в деле помощи человеку, его семье, общине.

Ключевой проблемой сельского социального развития остается создание социальной инфраструктуры, которая обеспечит доступ сельских жителей к современным и эффективным образованию, здравоохранению, культуре, телекоммуникациям, водоснабжению, электроснабжению, транспорту, работе, профессиональному обучению для всего сельского населения. Решение этих задач также в немалой степени зависит от социальных служб.

Необходима новая парадигма развития социальной работы, нацеленная на повышение человеческого достоинства и осознание ценности человеческой личности как субъекта преобразований своей жизни. Исследователь М. Гурьянова характеризует суть новой парадигмы следующим образом:

– создание социальных служб непосредственно в общинах;

– развитие оптимальной модели социальной работы в каждой общине, отвечающей нуждам, потребностям, традициям жителей данной местности;

– целостный межведомственный подход к структурированию социальной работы в каждой общине, позволяющей вести комплексное обслуживание всех жителей общины – и детей, и взрослых;

– развитие и подготовка квалифицированного персонала – общинных социальных педагогов, осуществляющих социальный патронаж семей, и социальных работников, специализирующихся на поддержке проблемных групп клиентов;

– приоритет превентивных и развивающихся форм социальной работы; вовлечение населения в работу по оказанию помощи нуждающимся, по принятию решений в социальной политике муниципалитета;

– признание роли добровольных, благотворительных, религиозных организаций и включение в официальную систему социального обеспечения.

Социальные службы в общине можно развивать на базе местной школы как наиболее устойчивого звена социальной сферы, превратив ее в общинный центр социальной работы с детьми и взрослыми, семьями, пожилыми и инвалидами. В центре могут работать социальные педагоги и социальные работники, культорганизаторы, медицинские работники, психологи. В качестве консультантов можно привлекать юристов, экономистов, других специалистов из города. Таким образом, создастся комплексная социальная служба, которая станет центром культурного досуга, социальной помощи, образовательной деятельности, физкультуры и спорта, благотворительной работы, общественного и производительного труда, добровольческой работы волонтеров. В социальной работе на селе важно также учитывать специфику образа жизни крестьян, традиции, роль церкви, природы и быта, а также широкую сеть социальных приспособительных приемов: образцы взаимопомощи, вынужденная щедрость, общинная земля и разделение труда, которые помогают крестьянам выравнивать неизбежные провалы в семейных ресурсах.

Население, даже если оно и будет гомогенным по конфессиональному или этническому признаку, различается по таким показателям, как достаток, пол, возраст и профессионально-квалификационная группа. Поэтому социальному работнику, имеющему дело с сельскими клиентами, занимающемуся разрешением социальных проблем села, необходимо учитывать эти различия, поскольку профессиональное вмешательство, как правило, требуется осуществлять адресно, учитывая специфику социокультурной группы. Социальный работник в этом случае должен отчасти быть еще и этнографом или социальным антропологом.

Еще один принцип социальной работы на селе – это комплексный характер социальных услуг. Такие специализированные сервисы, которые можно найти в городских условиях: реабилитационные центры для детей-инвалидов, кризисные центры для женщин, приюты для детей и подростков и многие другие – трудно организовать отдельно в условиях села. Центры социального обслуживания на селе по сути должны представлять собой квинтэссенцию всевозможных сервисов, быть комплексными службами, способными разрешать многосторонние проблемы. Соответственно, подготовка сельских социальных работников не может оставаться узкоспециализированной.

Сельские жители вряд ли будут оценивать качество социальной работы только по диплому специалиста. Им необходимо видеть результаты профессионального труда, поэтому в действительности сельский социальный работник только тогда будет успешен, известен и оценен по достоинству, когда, не ограничиваясь задачами конторского служащего, сможет провести индивидуальную консультацию, групповую беседу, организовать группу поддержки, поднять общину на коллективное действие.

Специалист прилагает усилия, направленные на организацию общего дела, например по охране порядка, по уборке, рытью колодца или помощи инвалиду, повлиять на администрацию поселка или района, чтобы получить финансирование для тех или иных нужд села. Он должен быть в состоянии обсудить проблемы детей с директором школы, войти в состав рабочей группы негосударственного фонда по проблемам пожилых сельчан и координировать банк одежды или банк пищи для беженцев.

Для того чтобы выполнять такую межведомственную и многопрофильную координацию, социальный работник на селе обязательно должен обладать умениями налаживать и поддерживать горизонтальные и вертикальные связи как внутри сельской общины, так и вне ее. Горизонтальные связи выступают залогом устойчивости сельского сообщества.

Горизонтальные связи подразумевают контакты и отношения с теми, кто предоставляет другие виды услуг, и просто с влиятельными людьми общины (учитель, врач, руководитель администрации, священник и др.). На селе, где большинство людей знакомы лично, а многие еще и родственники, эти связи являются во многом неформальными и могут способствовать более легкому доступу к тем или иным услугам, а возможно, стать основой некоего проекта.

В этом случае необходимо учитывать местные традиции, во многом утраченные за годы советской власти, и технологии социальной работы в странах третьего мира, где социальные работники (как и миссионеры) обучают сельское население различным навыкам, позволяющим снизить загрязнение окружающей среды, воды и риск эпидемий.

Пример. Французский православный священник, приехавший служить в чувашское село, как свидетельствовали телерепортажи в августе 2001 г., безуспешно пытался в проповедях и личном общении организовать людей на рытье колодцев, чтобы улучшить санитарные условия. Причины его неудачи следует искать в инертности местной культуры, а возможно, в имеющемся отчуждении по отношению к нему.

И все же во многих случаях такие проекты и те, которые требуют специального финансирования, могут стать реальностью именно благодаря деятельности социального работника и при условиях помощи извне, например, при поддержке областной администрации и таких фондов, как "Тасис", "Евразия" и др.

Вертикальные связи касаются отношений с внешним окружением общины: районными, областными и федеральными властями, государственными и негосударственными организациями, от которых в большей или меньшей степени зависит работа местных школ, больниц и учреждений социального обслуживания. Социальный работник может выполнять посредническую функцию, выступая за права сельских потребителей социальных, образовательных и медицинских услуг, добиваясь переговоров различных сторон и разрешения трудных вопросов в самых разнообразных ситуациях. Прежде всего в ситуации, когда община получает дополнительные ресурсы и дополнительные проблемы, например из-за близости к строящемуся терминалу по уничтожению остатков химического оружия или испытывает экономическое развитие по причине "раскручиваемого" в этой местности туризма. С другой стороны, речь может идти и об обратной ситуации, когда деревня переживает кризис и буквально вымирает из-за упадка сельского хозяйства, безработицы, алкоголизма и интенсивного оттока молодежи.

Социальный работник на селе может испытывать трудности из-за того, что жизнь в сельской общине прозрачна, все профессиональные и личные проблемы выставлены напоказ, как рыбка в аквариуме. Поэтому личные предубеждения к социальному работнику со стороны сельских жителей, часть которых влияют на принятие решений, могут помешать при продвижении им той или иной идеи, важной с точки зрения социального развития на селе. Наверное, конфликт ценностей социальной работы и ценностей местного сообщества неизбежен, как и во многих ситуациях в городской среде, когда возникают с трудом разрешаемые дилеммы.

В селе, например, очень трудно соблюсти принцип конфиденциальности уже на основании того факта, что каждый визит клиента к социальному работнику моментально становится известным большинству жителей. Вообще социальная работа городского типа, если можно ее так назвать, во многом основанная на ценностях индивидуализма, сталкивается в сельской общине с особенностями, которые определяют ее специфику. Это прежде всего общинный образ жизни и внимание общины к индивидуальным проблемам человека или группы.

Социальные работники, которые получили образование в крупном городе и вернулись на свою родину в село, чтобы заниматься профессиональной деятельностью, имеют больше шансов адаптироваться и учитывать эти сложные моменты, чем те городские жители, которые поехали в село, скажем, по распределению. Между "своими" конфликт ценностей менее интенсивный, чем это можно ожидать в случае взаимодействия людей из двух различных культур.

Эти и многие другие моменты следует учитывать в подготовке социальных работников, ведь примерно треть студентов дневных отделений – это выходцы из районных центров и сел. Образовательные программы очень часто игнорируют проблемы организации социальной работы на селе, хотя такая перспектива могла бы существенно обогатить учебный процесс в целом и оказать долгосрочное влияние на социальное развитие села, где сегодня потребности в профессиональной социальной работе чрезвычайно велики.