Технологии социальной работы на селе в России

Социальные работники – первые, а зачастую и единственные специалисты, которые приходят на помощь одиноким пожилым гражданам и инвалидам. Оказываемые жителям сел социальные услуги значительно отличаются по трудоемкости от услуг, предоставляемых городским жителям. Важно не только доставить (зачастую из города) продукты, хозяйственные и промышленные товары, лекарства, помочь приготовить пищу и навести порядок в доме, произвести оплату коммунальных услуг, но и позаботиться о заготовке дров на зиму, помочь на огороде, в заготовке солений и варений, зимой очистить дорожки от снега. Там, где нет почтового отделения, доставляются газеты, возят подопечного на почту, в банк или медицинское учреждение, в православные праздники сопровождают в церковь.

В обязанности социальных работников, работающих в сельской местности, входит содействие в организации ремонта дома. Социальные работники также оказывают помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных, зубопротезной и протезно- ортопедической помощи, обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации, организации ритуальных услуг.

Функции социальных работников в сельской местности нередко выходят за рамки привычных должностных обязанностей. Далеко не все жители отдаленных поселков в силу малообеспеченности или проблем со здоровьем могут приехать в районный центр для решения социальных вопросов.

Помимо ухода на дому за пожилыми гражданами и инвалидами, нуждающимися в постоянной посторонней помощи, работники центров решают вопросы социальной защиты жителей поселков и деревень из числа пожилых граждан и инвалидов, не являющихся клиентами, многодетных, неполных семей, малообеспеченных семей.

На местах решаются вопросы по оформлению нуждающихся в дома-интернаты; содействию в оформлении документов в Пенсионный фонд, оплате налогов на землю, строения и имущество; оформлению льгот на топливо; содействию в его доставке. Оформляются документы на предоставление субсидий. Оказывается практическая помощь в прохождении медико-социальной экспертизы и обеспечении техническими средствами реабилитации и ухода, лекарственными препаратами (приобретение их в районной аптеке по заявкам). В целях изучения и оперативного решения социальных проблем жителей периферийных районов практически на всех сельских территориях проводятся выездные комиссии, в состав которых входят специалисты органов социальной защиты населения, учреждений социального обслуживания, Пенсионного фонда и других заинтересованных служб. Периодичность выездов различна, но эта форма работы востребована.

Для более эффективной работы с сельскими жителями на базе администраций сельских поселений создаются отделения надомного обслуживания.

Для оценки эффективности сети отделений и их работы по предоставлению социальных услуг на дому используется ряд показателей.

Показатели охвата пенсионеров сельских районов социальным обслуживанием на дому превышают соответствующие показатели в городах. Это объясняется следующими объективными причинами. В зоне обслуживания учреждений социального обслуживания сельских районов проживает значительно меньше жителей, чем в городах. Несмотря на ощутимую разницу в ресурсах (в том числе из-за закрытия градообразующих предприятий в некоторых районах), в возможностях материально-технического обеспечения учреждений, в сельских районах активно используются интенсивные методы развития социального обслуживания, внедряются новые формы социальной работы, осваиваются новые технологии.

Одним из способов сокращения непроизводительных потерь времени, связанных с дальними поездками и ожиданием транспорта, является максимальная приближенность отделений социального обслуживания па дому к месту проживания клиентов.

К оказанию трудоемких услуг во многих регионах привлекаются добровольные помощники. Так как услуги, выполняемые добровольцами, предоставляются клиентам бесплатно, у последних появляется возможность сократить свои расходы на оплату социальных услуг. Движение добровольцев стало неотъемлемой частью работы центров социального обслуживания и принимает организованные формы. Во многих областях приняты программы развития движения добровольных помощников.

Действуют программа "Два поколения", "Координатор волонтерского движения", проводится конкурс "Доброволец года". В группах и отрядах, сформированных в соответствии с программой, заняты школьники, учащиеся профессиональных лицеев.

Кроме волонтерской деятельности, развивается соседская помощь. Выявлены граждане, способные оказывать помощь клиентам центра. Еще один вариант облегчения труда социальных работников сельских районов и неблагоустроенных городских районов – прием на работу в социальные службы мужчин.

Применяется также обслуживание клиентов семейными парами. Как показала практика, чередование мужского и женского труда не только облегчает условия работы, но и востребовано клиентами. Применение принципа разделения труда (предоставлением трудоемких услуг занимается так называемый социальный рабочий) позволяет значительно увеличить количество дополнительных услуг (расчистка снега, доставка воды, колка дров, складирование угля, вскапывание огорода, мелкий ремонт строений).

Для активного вовлечения сельских жителей в жизнь общества по инициативе социальных работников для них стали организовываться мини-клубы по интересам.

В клубы могут входить не только пенсионеры, ведущие активный образ жизни (например, участники хора ветеранов), но и все, кто желает помочь одиноким и инвалидам. Они встречаются с клиентами, частично утратившими способность к самообслуживанию, общаются с ними, обмениваются опытом и воспоминаниями. В процессе общения клиенты Центра проходят курс психологической реабилитации, так как на примерах видят, что люди, подчас имеющие такие же заболевания, те же семейные, социальные и эмоциональные проблемы, продолжают вести активную жизнь.

Социальные контакты с друзьями, соседями, односельчанами оказывают на клиентов подчас более значительный терапевтический эффект, чем контакты с родственниками. Например, пенсионерка 1921 г. рождения в Кемеровской области с заболеванием опорно-двигательного аппарата, практически не выходившая без посторонней помощи из дома, в течение восьми месяцев доставлялась автотранспортом Центра на заседания мини-клуба. По прошествии времени она смогла самостоятельно прийти на заседание, пешком преодолев расстояние более чем в два километра. И это не единичный случай. Кратность посещений одним пенсионером заседаний мини-клубов с каждым годом возрастает. Члены мини-клубов не только активно участвуют в планировании клубной работы, но и самостоятельно организуют внеплановые встречи.

Для маломобильных клиентов Центра создаются подобные мини-клубы на дому. В этом случае социальный работник привлекает к работе не менее двух-трех пенсионеров. Все вместе они обсуждают наиболее интересный или актуальный вопрос. Это позволяет значительно расширить круг общения клиентов.

Деятельность клубов распространяется не только на пожилых людей, получающих социальные услуги на дому. Реабилитационная помощь необходима и гражданам пожилого возраста, и инвалидам, которые не утратили способность к самообслуживанию, но из-за постоянного ощущения психологического дискомфорта теряют интерес к самостоятельной деятельности и поэтому обращаются за услугами социального работника. Для данной категории пожилого населения в Центре также открыты клубы.

Рассмотрим особенности социальной работы в Московской области. Здесь сельские населенные пункты находятся на значительном удалении от городов. Пожилые граждане и инвалиды не всегда могут самостоятельно доехать до органов социальной защиты и попросить помощи. В связи с этим важно максимально приблизить социальную работу к сельским жителям, исключить географический фактор как препятствие доступа к помощи и услугам.

В сельских населенных пунктах работает 93 отделения социального обслуживания на дому, 5 отделений временного проживания, 7 домов-интернатов малой вместимости.

В штат ЦСО введены должности специалистов по социальной работе (из расчета одна ставка на 10 тыс. человек, проживающих в сельской местности). На них возложена функция приема сельских жителей непосредственно в местах их проживания по графику, согласованному с главами сельских поселений. Для удобства главы сельских поселений выделили помещения для приема граждан. Каждый специалист по социальной работе имеет доступ к базе данных льготных категорий граждан, проживающих на сельской территории, закрепленной за ним.

Специалисты по социальной работе на селе решают следующие задачи:

– выявление, обследование и учет неблагополучных и малоимущих семей, одиноко проживающих граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в различных видах социальной поддержки;

– выявление причин трудностей, возникших у граждан;

– определение характера и объема социальной помощи, необходимой конкретному человеку или семье;

– проведение консультаций по вопросам социальной защиты;

– оказание помощи в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное обслуживание на дому либо для направления в учреждение социального обслуживания, содействие в помещении нуждающихся граждан в отделения сестринского ухода и дома- интернаты;

– оказание помощи малоимущим гражданам в оформлении документов на получение государственной социальной помощи;

– содействие в оформлении документов на присвоение звания "Ветеран труда";

– оформление социальной карты жителя Московской области или временного проездного билета и прием заявлений о производстве единовременных выплат взамен нереализуемого права на бесплатный проезд в общественном транспорте;

– помощь социальным работникам в организации обслуживания населения на дому.

В случае необходимости для решения проблем пожилых людей и инвалидов специалисты по социальной работе привлекают других работников центра социального обслуживания – юристов, психологов, медицинских и социальных работников, специалистов отделения срочного социального обслуживания, а также специалистов других государственных и муниципальных организаций и учреждений.

Важнейшая роль в социальном обслуживании одиноких пожилых людей и инвалидов принадлежит социальным работникам, которые составляют около 80% штата центра социального обслуживания. Социальный работник нередко обслуживает несколько населенных пунктов, расположенных на расстоянии нескольких километров друг от друга.

Форма надомного социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в наибольшей степени соответствует традициям и менталитету селян, их склонности к оседлости и консерватизму.

Многие пожилые граждане и инвалиды пользуются услугами сети специализированных отделений социальномедицинского обслуживания на дому. Медицинские сестры и социальные работники этих отделений владеют методами оказания доврачебной помощи, осуществляют постоянное наблюдение за состоянием здоровья подопечных, проводят профилактические мероприятия, обучают родственников обслуживаемых граждан практическим навыкам ухода за больными, осуществляют морально-психологическую поддержку больных и членов их семьи. Особенно внимательно обслуживаются пожилые люди, утратившие способность к самостоятельному самообслуживанию вследствие заболевания сахарным диабетом, онкологическими заболеваниями и в постинсультных состояниях.

На поддержание активного образа жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в сельской местности, организацию их досуга, восстановление и поддержание общественных связей направлена работа отделений дневного пребывания.

В целях оказания транспортных услуг маломобильным пожилым людям и инвалидам во многих территориальных подразделениях работает служба "Социальное такси". По заявке социального работника центры социального обслуживания выделяют специальный автотранспорт для доставки подопечного в медицинское учреждение, банк, на почту, в учреждение социального обслуживания. При этом социальный работник обязательно сопровождает подопечного.

Важнейшим направлением повышения эффективности и качества социальной защиты жителей села является приближение к ним социальных служб. С этой целью внедряется выезд в удаленные сельские населенные пункты – мобильные бригады ("Поезд милосердия", "Социальный экспресс").

Внедрение такой формы работы позволяет комплексно решать социально-бытовые проблемы жителей села. В состав бригад входят работники территориальных структурных подразделений, специалисты отделений социального обслуживания на дому, срочной социальной помощи, социально-психологической помощи инвалидам, консультативного отделения, отделений дневного пребывания, представители местных органов власти, учреждений здравоохранения, юристы, работники социально-бытовой сферы.

График работы мобильных бригад согласовывается и утверждается заранее всеми заинтересованными сторонами. О приезде такой бригады сельское население заранее оповещается через администрации сельских поселений и муниципальные средства массовой информации.

Мобильная бригада осуществляет обслуживание на дому, срочное социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов (доставка лекарств, выписка топлива пожилым людям, не находящимся на надомном обслуживании, оформление документов на предоставление субсидий и мер социальной поддержки, государственной социальной помощи), оказывает социально-бытовые, санитарно- гигиенические, правовые услуги. Осуществляется прием населения, квалифицированные специалисты дают консультации.

Используется также социальная практика решения проблем пожилых людей на селе, которую называют "Социальный экспресс". На базе автомобиля "Газель" оборудуется место для парикмахера, аптечный киоск, устанавливается телевизор с видеомагнитофоном, видеокамера для подготовки видеописем подопечных пожилых граждан и инвалидов.

С возрастом многие люди страдают от одиночества, вынужденной оторванности от родных и знакомых, что негативно влияет на их здоровье и психологическое состояние. Понимая это, многие территориальные структурные подразделения применяют такую форму работы, как общение с помощью видеописьма. На магнитный носитель производится видеозапись письма пожилого человека к родным, близким, друзьям, затем она доставляется социальным работником адресату. Если адресат живет за пределами Московской области, то письмо направляется ему по почте.

Многолетний опыт организации обслуживания с помощью мобильных бригад показывает высокую эффективность, мобильные бригады пользуются большой популярностью у жителей отдаленных сел.

Хорошо зарекомендовало себя создание сельских социально-консультационных отделений (пунктов) в крупных селах. Они размещаются обычно в зданиях администраций сельских поселений и, как правило, обслуживают несколько сельских населенных пунктов. В социальноконсультационном пункте пожилой, маломобильный человек может решить большинство своих вопросов. Пункты взаимодействуют с центрами помощи семье и детям, еженедельно их сотрудники совместно принимают население.

За каждым специалистом социально-консультативного отделения закреплены один или два территориальных участка, у каждого имеются подробные карты и схемы местности, списки необходимых контактных телефонов представителей местных органов власти и общественных структур. График приема на местах разрабатывается на полугодие и размещается на информационных стендах в зданиях поселковых администраций и непосредственно в выделенных для приема граждан местах (как правило, это сельские клубы и дома культуры).

Сельские социально-консультационные пункты являются организаторами всей работы с населением в деревнях в вопросах социальной защиты. Их специалисты осуществляют информационно-правовую работу, выявляют нуждающихся в социальной поддержке граждан, ставят их на учет, оказывают помощь в решении конкретных социальных проблем. В пунктах оформляют субсидии, льготы гражданам льготных категорий, неспособным самостоятельно решить сложные вопросы вследствие старости, слабого здоровья или удаленного проживания, пакет документов на получение государственной социальной помощи, оказание адресной и гуманитарной помощи малообеспеченным гражданам или разовой материальной помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предоставляют консультации психолога, налаживают досуг.

Социально-консультативная служба тесно взаимодействует с отделениями социального обслуживания на дому и сестринского ухода.

Многие одинокие пожилые люди и инвалиды живут в ветхих домах с печным отоплением и не в состоянии отапливать их зимой. Луховицкое и Серпуховское районные управления социальной защиты населения предложили и ввели в практику направление пожилых людей и инвалидов, имеющих неудовлетворительные жилищные условия, на весь зимний период в центр социального обслуживания, дома-интернаты малой вместимости и другие социальные учреждения.

Для создания новых социальных связей пожилых и инвалидов взамен утраченных в центре социального обслуживания на базе отделения дневного пребывания может работать однодневная группа. Состав каждой группы формируется сотрудниками Центра заранее при активном участии районных ветеранских организаций.

В назначенный день в Центр доставляется группа, где ее встречают социальные работники. Каждому пожилому и инвалиду прикалывают визитку с его именем и отчеством, так как члены группы должны познакомиться и подружиться. Медицинские работники могут предлагать фиточай, измерять артериальное давление, делать другие процедуры. Заведующий отделением знакомит подопечных с работой Центра, посещают краеведческий музей, затем – вкусный обед. В программу пребывания обязательно должны входить "час консультаций", которые проводят врачи, инструктор-методист по ЛФК, психолог, юрисконсульт. После консультаций проводятся общие развлекательные мероприятия.

Существует практика преодоления одиночества пожилых и инвалидов путем создания клубов общения "Мои года – мое богатство", "От сердца к сердцу", "Давайте дружить", "Селяночка". Работу клубов направляют специалисты но социальной работе в сельских поселениях и населенных пунктах, строя ее на основе добровольного участия.

В сельских администрациях, библиотеках должны быть оформлены информационные уголки, где размещается информация о мерах социальной поддержки различным категориям граждан, о предоставляемых социально-психологических услугах, порядке обращения и предоставления социальной помощи; имеются образцы заявлений, справок и других документов.

Пенсионерам, инвалидам, малоимущим гражданам должна быть предоставлена возможность бесплатного пользования Интернетом в библиотеках, в том числе и сельских (при наличии доступа к Интернету).

В целях преодоления кризиса отношений между молодыми и пожилыми на базе комплексного центра социального обслуживания населения в летний период (на время отпусков социальных работников) для обслуживания пожилых людей можно организовать отряд "Школа человечности" из подростков 15–18 лет для оказания помощи нуждающимся. Это позволяет одновременно решить проблемы занятости подростков, воспитания у них чувства сострадания, уважения к старости.

Для продления активного долголетия граждан пожилого возраста на базе учреждений социального обслуживания развиваются народные образовательные учреждения – "университеты третьего возраста".

В условиях сельских территорий наиболее эффективной формой работы с сельским населением признано создание участковой службы. Работу на участках возглавляют участковые специалисты по социальной работе, для которых выделены рабочие места в помещениях администраций сельских округов.

Благодаря участковой службе не возникает проблемы при распределении помощи, обслуживании семей, оформлении документов на предоставление социальной поддержки. Участковые специалисты первыми получают сигналы тревоги о неблагополучии, знают нужды и чаяния практически каждого сельского жителя.

Эта служба необходима для четкой адресной работы с нуждающимися в неотложной помощи гражданами, попавшими в трудные жизненные ситуации. При этом участковые специалисты нс подменяют других работников сельских администраций, занимая свою нишу в разветвленной системе социальной поддержки сельских жителей.

Среди инновационных технологий социальной работы с сельскими жителями стало развитие мобильных социальных служб.

Например, основными являются следующие задачи мобильной социальной службы:

– комплексное предоставление социально-бытовых, социально-психологических, социально-экономических, социально-правовых услуг в объеме индивидуальной нуждаемости с использованием наиболее приемлемых для клиентов форм и методов оказываемых услуг;

– оценка индивидуальной нуждаемости отдельных граждан и семей в услугах социального обслуживания;

– привлечение организаций и учреждений различных форм собственности, а также общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов оказания социальной поддержки;

– внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости населения в социальной поддержке и местных социально-экономических условий.

С помощью специалистов мобильной социальной службы можно оказать помощь в разрешении кризисных состояний человека, а проводя профилактическую работу, предупреждать развитие отрицательных тенденций в социальной сфере на территории района. Такая форма социаль-

noro обслуживания целесообразна, что подтверждается на практике.

Консультации, беседы, социально-бытовая помощь являются формами решения проблем. Обслуживание мобильной социальной службой обходится дешевле.

Деятельность мобильной социальной службы осуществляется в форме выездов на подведомственные территории. Выезды носят разноплановый характер.

Плановые выезды проводятся в соответствии с планом деятельности учреждения (клубная работа, проведение общественно-значимых мероприятий, акции милосердия, реализация индивидуальных программ реабилитации и т.д.) и организуются по заявкам из подведомственных территорий (осуществляются по графику в течение месяца).

Экстренные выезды осуществляются в случае необходимости оказания социальной помощи в срочном порядке.

Выезды специалистов осуществляются на специализированном транспорте – автобусе. Салон автобуса разделен на секции, оснащен всем необходимым. Выделен товарный отсек с отдельным входом, предназначенный для перевозки и реализации товаров первой необходимости, доставки технических средств реабилитации для инвалидов и т.д. В целях социальной рекламы и для удобства населения автобус имеет цветографическую надпись "Мобильная социальная служба".

Для каждого выезжающего специалиста не позднее чем за два дня до выезда с учетом мероприятий по индивидуальным программам реабилитации составляется план-задание на выезд. Отчет по исполнению плана-задания предоставляется на следующий день после выезда.

Эффективность деятельности мобильной социальной службы возрастает при взаимодействии с общественной организацией ветеранов и пенсионеров района, администрациями сельских поселений, учреждениями культуры, здравоохранения.

Немаловажное значение при этом приобретает слаженность в работе всех специалистов, что достигается за счет четкой организации внутреннего взаимодействия структурных подразделений. Мобильность и слаженность коллектива, приобретенный опыт и способность владеть современными технологиями в работе позволяют избежать дублирования функций специалистов, оперативно решать сложные задачи и добиваться хороших результатов в работе.

Рассмотрим другие эффективные нововведения в сфере социальной работы на селе в разных регионах России.

Активное развитие на селе получили технологии социальной работы "санаторий на дому". Пожилым людям и инвалидам на дому предоставляются социально-медицинские услуги оздоровительного типа (физиолечение, массаж), а также выделяются дополнительные средства на питание, в рацион вводятся соки, фрукты, диетические продукты. Такие услуги предоставляются сельским жителям, у которых есть свои подсобные хозяйства, и они не могут оторваться от дома.

Для решения проблем активного долголетия и реабилитации инвалидов на территории Республики Алтай функционируют четыре стационарных учреждения, максимально приближенных к месту жительства населения. Каждое из этих учреждений имеет свои методы работы по поддержанию социально приемлемого образа жизни граждан старшего поколения и инвалидов, остро нуждающихся в особой заботе государства.