Лекция 22. Технологии социальной работы с молодежью

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в структуре общества, специфических интересов и ценностей.

По поводу возрастных границ молодежного возраста нет общего мнения. В отечественной науке наиболее часто нижняя возрастная граница определяется между 14–16, а верхняя – между 25–29 годами включительно.

Молодежь как социально-демографическая группа неоднородна по составу. В ней выделяются различные слои по возрасту (подростки, юношество), по полу, но видам деятельности (учащиеся, работающие), по месту жительства (городская, сельская) и др.

Своеобразие молодежи как особой группы порождает ее уязвимость. Молодые люди сталкиваются, особенно в условиях нестабильного развития общества, с серьезными проблемами в образовании (его качество, доступность), труде (низкая конкурентоспособность, отсутствие практического опыта, низкая заработная плата и др.), выборе сферы для самореализации (поселенческий фактор, ошибки при самоопределении и т.п.), с неравенством в досуговой деятельности, в доступе к культурным ценностям. Молодежь уязвима, если не умеет вести здоровый образ жизни, имеет проблемы в отношениях с родителями и педагогами, если создает семью, не имея собственного жилья и постоянной работы, если допускает отклоняющееся поведение.

В современной России наименьшую долю в населении (16%) составляют дети в возрасте до 16 лет, а доля молодежи 15–29 лет почти равна доле пенсионеров по старости (25 и 21% соответственно). По прогнозам демографов, численность населения моложе трудоспособного возраста увеличится с 16% в 2008 г. до 18% в 2017 г. Однако численность людей трудоспособного возраста сократится с 63% в 2008 г. до 57,5% в 2017 г. То есть численность молодежи в ближайшее время расти не будет.

Положение молодого поколения в России характеризуется тревожными явлениями и противоречивыми тенденциями.

По данным ЮНИСЕФ, многих молодых людей ждет неопределенное будущее. Для молодого поколения растут различия в доступе к образованию. Отсутствие возможностей для получения образования и трудоустройства вынуждает некоторых представителей молодого поколения мигрировать, что неизбежно ведет к ослаблению связей с родительской семьей, а также к ряду других проблем (где жить, как найти работу, получить медицинскую помощь и т.п.).

В последние годы перед российской молодежью открылись новые возможности. Однако возросшая свобода требует повышенной ответственности. Социальная работа должна противостоять новым рискам, с которыми сталкивается молодежь.

Исследования ЮНИСЕФ в России показывают, что подростки стали больше курить, употреблять алкоголь и наркотики, что приводит к существенному ухудшению здоровья и росту смертности среди молодежи. Почти 40% юношей и 30% девушек регулярно употребляют алкоголь. Свыше 10% подростков пробовали наркотики. В среднем 32,8 подростка из каждых 100 тыс. кончают жизнь самоубийством. Около 80% ВИЧ-инфицированных в России – это юноши и девушки в возрасте 15–30 лет. Они часто сталкиваются с дискриминацией и негативным отношением даже со стороны работников здравоохранения. Предвзятое отношение со стороны общества представляет для них еще бо́льшую угрозу, чем сам вирус.

По данным социологических исследований, проведенных Российской академией наук, класс богатых людей формируется в первую очередь из относительно молодых предприимчивых людей; их образ жизни предполагает быстрое отделение молодых семей от старшего поколения. Средний класс далеко не монолитен: в нем отчетливо выражены поколенческие различия. Выделился рубеж между старшими поколениями ("старыми русскими") и молодежью, в целом успешно освоившей новые правила игры. В группах среднего класса до 30 лет, работающих в частном секторе и живущих в мегаполисах, число адаптированных и не проигравших от реформ значительно больше, чем в остальных средних слоях населения.

Тем не менее благополучие (прежде всего материальное) того или иного поколения современных россиян весьма относительно; существуют разительные внутрипоколенческие отличия в статусе; в каждой возрастной страте есть имущие и неимущие, успешные и неуспешные слои, маргинальные группы.

Технологии социальной работы в широком смысле необходимы всем группам молодежи. Однако наиболее уязвимые и нуждающиеся в социальной поддержке – молодые инвалиды, безработная молодежь, молодые люди с девиантным поведением, выпускники сиротских учреждений, молодые семьи, молодые матери-одиночки (особенно несовершеннолетние), молодые люди из многодетных, малообеспеченных или неблагополучных семей, разводящиеся молодые супруги, молодые родители (особенно с детьми- инвалидами), малообеспеченные студенты (особенно иногородние) и т.п.

По данным Федеральной службы государственной статистики, доля молодежи в возрасте 16–30 лет с доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения данной возрастной группы) составляла в 2000 г. – 29%, в 2005 г. – 18%, в 2008 г. – 13%. При этом процент низких доходов всегда был больше среди девушек. И в целом молодежные проблемы острее для девушек, чем для юношей.

По результатам исследований Центра социального прогнозирования, молодежь в основном положительно оценивает свой статус, считает, что выиграла от реформ. Противоположные оценки превалируют среди 41–50-летних. Преобладание позитивных оценок своей жизни и быта среди молодежи – следствие социального расслоения, которое было в последние годы в пользу молодежи.

Молодежь разнородна по составу. Самые низкие оценки у представителей беднейших слоев молодежи. Ее гораздо в большей степени, чем средне- и высокодоходную молодежь, волнуют низкий статус в обществе и плохие отношения в семье. Материальный успех тоже не гарантирует психологического комфорта – среди молодых предпринимателей зафиксированы самые низкие, по сравнению с другими группами молодежи, самооценки того, как складываются семейные отношения.

Наиболее значимыми для становления и развития молодежи являются семья, родители, старшее поколение. Именно в семье заложены главные ресурсы самопомощи и взаимопомощи в случае трудной жизненной ситуации.

Социологические опросы, проведенные в 2008 г. среди жителей Москвы[1], позволили выявить взгляды людей на то, какими должны быть семейные взаимоотношения поколений (табл. 4).

Таблица 4

Установки людей на то, какими должны быть взаимоотношения поколений в семье

Варианты

взаимоотношений

Распределение ответов* в среднем и по возрастным группам, % к числу опрошенных, п = 1200

Средний

показатель

Молодежь, 14–30 лет

Среднее поколение, 31–55 лет

Люди старше 55 лет

В семье необходима взаимопомощь поколений, даже если они живут отдельно друг от друга

54,7

55,1

63,1

45,8

Младшим необходимо прислушиваться к советам старших, но необязательно во всем им следовать

44,8

45,8

43,5

45,2

Старшие должны уважать мнение молодого поколения

30,2

31,6

31,4

27,5

Отношения в семье зависят не от возраста, а от личных качеств родственников

21,9

24,4

24,3

17,2

Отношения между поколениями в семье должны быть равноправными

20,1

21,5

21,7

17,1

Все силы надо вложить в своих детей

16,6

14,8

14,5

20,5

Взаимоотношения в семье зависят от конкретной ситуации, обстоятельств

15,7

17,1

17,1

12,9

Младшие всегда должны подчиняться старшим

12,7

7,9

11,3

18,9

Каждый (родители, дети, внуки) должен жить, как он хочет

3,5

5,2

1,1

4,3

* Респонденты могли указать несколько ответов, поэтому их сумма превышает 100%.

Как показал анализ данных табл. 4, есть отличия во взглядах на межпоколенческие отношения в семье между прародителями и поколениями их детей и внуков.

Молодежь и их родители демонстрируют солидарность во взаимодействии. Расхождения касаются лишь повышенных ожиданий родителями взаимопомощи, а также их негативного отношения к тому, что в семье каждый должен жить, как он хочет. Родители наиболее согласны с прародителями в одном – младшим необходимо прислушиваться к советам старших.

Для взаимодействия необходимо совпадение взаимных ожиданий, взаимопонимание. Оно достигается обычно, когда людям знакомы и ясны интересы друг друга. Насколько молодежь понимает и готова поддерживать интересы родителей, показано в табл. 5.

Таблица 5

Отношение молодежи к интересам родителей

Ответы[2] молодежи разного возраста, % от совокупности опрошенных, п = 1200

Варианты ответов

14-15

лет

16-17

лет

18-24

года

25-30

лет

Я хорошо понимаю и разделяю интересы моих родителей

44,1

57,6

49,7

59,5

Интересы родителей мне понятны, но не все из них я разделяю

73,8

62,2

76,6

61,0

Не всегда понимаю родителей, но готов(-а) поддержать любые их интересы

31,6

45,5

33,0

50,2

Интересы родителей мне чужды и непонятны

6,7

0,0

4,6

5,4

Как следует из табл. 5, три четверти 14–15-летних подростков, понимая интересы своих родителей, не все из них разделяют, а 6,7% утверждают, что родительские интересы им чужды и непонятны. Это одни из самых высоких показателей отсутствия поддержки детьми интересов родителей.

В 16–17 лет, напротив, дети нс только понимают своих родителей (57,6%), но и выражают готовность поддержать любые их взгляды (45,5%). Возможно, это связано с тем, что они во многом доверяют родителям при принятии таких жизненно важных решений, как выбор профессии, места учебы по окончании школы и т.д.

По достижении совершеннолетия, за годы учебы в вузе, создания семьи и т.п. 18–24-летняя молодежь, понимая интересы своих родителей, тем не менее не спешит разделять их мнения (76,6%). Скорее всего в эти годы для них гораздо важнее вторичная, внесемейная социализация, которая во многом вытесняет значимость первичной, внутрисемейной.

Наиболее полярна в своих оценках группа 25–30-летних: с одной стороны, 59,5% демонстрируют полное понимание родителей (самое высокое среди опрошенной молодежи); с другой стороны, не менее велико среди них число тех, кому родительские интересы непонятны (50,2%). Возможно, что так же, как и подростки, "молодые взрослые" переживают своего рода переходный этап к среднему возрасту, и это, по-видимому, затрудняет взаимопонимание поколений.

Еще более ярко иллюстрируют взгляды молодежи на взаимоотношения со старшим поколением результаты проведенного в 2007 г. опроса студентов[3].

Обобщение результатов этого опроса представляет собой следующие суждения студенческой молодежи.

Межпоколенческий конфликт – извечный в отношениях "отцов и детей", так как жизнь не стоит на месте, меняются люди, правила поведения, ценности и др. То, что родителям невозможно было даже представить, вполне приемлемо для их детей. Конфликт основан на различном восприятии мира поколениями, их разном воспитании, разных принципах и ценностях, возрастных различиях и т.д.

В каждой семье межпоколенческий конфликт происходит по разным линиям ("мать-дочь", "бабушка-внучка" и т.д.). До конфликта доводит преувеличение разногласий обеими сторонами, нежелание идти на компромисс, радикализм, непонимание между родителями и детьми. Конфликт возникает, когда старшее поколение настаивает на той точке зрения, которая свойственна их возрастной группе, а младшее – на альтернативном мнении. Они занимают разные позиции, никто не хочет уступать, и в итоге спор превращается в конфликт.

Межпоколенческий конфликт в той или иной форме неизбежен в любой семье. Однако чаще всего он обостряется в семьях, где отсутствуют, утеряны или забыты базовые ценности, традиции, религия и т.п., объединяющие людей, где каждый стремится доминировать любой ценой, не уважает чужого мнения. Наиболее характерны конфликты поколений для эпохи перемен, когда трансформируются основополагающие нормы и ценности.

Конфликт часто проявляется в виде нравоучений, навязывания своих убеждений. У каждого поколения свои взгляды на жизнь, так как каждое из них развивалось в конкретное историческое время со своими специфическими событиями и особенностями культуры. Отсюда возникают противоречия. Они связаны с более быстрым, чем раньше, темпом развития молодежи и ее желанием познать мир со всех сторон, с попытками взрослых контролировать жизнь молодежи, чрезмерно опекать ее, в том числе из-за страха остаться одинокими в старости. Дети убеждают родителей в том, что они живут в новом веке, а значит нужно по-новому (не по-советски) смотреть на мир и воспитывать молодое поколение.

Конфликт возникает из-за доминирования взрослых в силу возраста. Старшее поколение все воспринимает с высоты прожитых лет, накопленного опыта и всячески пытается предостеречь своих детей и внуков от возможных проблем. Дети все видят в ином свете, считая себя достаточно взрослыми людьми, которым не требуются чьи-либо советы. С возрастом такое мнение меняется, ибо становится ясно, что в свое время лучше было бы прислушаться к родителям. Старшее поколение считает себя более подготовленным к принятию решений и не всегда понимает, что младшее поколение лучше ориентируется в современном мире и может принять более верное решение. Молодые легче, чем взрослые, усваивают нормы своего времени. Родители же из-за страха за будущее детей пытаются привязать их к своим ориентирам.

Способствует конфликту низкая педагогическая культура родителей. Обычно они пытаются донести до своих детей правильные идеи (например, о вреде курения, особенно в молодом возрасте), но не всегда знают, как это лучше сделать. Переходный возраст, формирование личности ребенка влияют не так, как хотелось бы родителям. Разногласия бывают обусловлены также неучастием старшего поколения в некоторых важных сферах жизни младшего, в том числе из-за занятости на работе. Конфликт возникает из-за недостаточного общения между близкими людьми, нарастает, как снежный ком, и в итоге поколения в семье отстраняются друг от друга.

В современных условиях у нового поколения ослабли дисциплинированность и уважение к старшим. Это вызвано влиянием на подростков улицы, алкоголя, курения, нежелания учиться. При этом они уверены, что именно родители должны давать им деньги. В российском обществе сейчас многое копируется с Запада, включая негативные примеры. Дети и подростки этого не осознают. Родители пытаются бороться со своими детьми, но те их не понимают, считают себя ненужными, уходят из дома, вступают на путь бродяжничества, пьянства, проституции, преступлений.

Межпоколенческий конфликт в семье – это не только конфликт родителей и детей, прародителей и внуков, но также конфликт между тещей и зятем, свекровью и снохой и т.д. Наиболее остро он проявляется в отношениях между молодой и родительской семьями, проживающими в одной квартире. Конфликт вызван различиями в их образе жизни, привычках, потребностях и т.д. Его выражением могут стать вражда в семье, постоянные ссоры и др. Часто он завуалирован бытовыми проблемами. Последствия конфликта достаточно серьезны, вплоть до физических увечий. В настоящее время это один из наиболее распространенных видов конфликта.

Конфликты могут произойти в любой семье, независимо от пола и возраста участников. Осложнение отношений может вызвать как поведение сына или дочери, так и поведение отца или матери. Межпоколенческий конфликт в семье имеет два значения – это не только конфликт между поколениями, но и конфликт, передающийся из поколения в поколение.

Во все времена новые поколения модернизировали общественные нормы, что никак не могли принять их родители с более консервативными взглядами. Отсюда появляются недовольство и неодобрение старшего поколения по отношению к новому. Детям тоже никогда не понять некоторые взгляды их родителей на жизнь. Нынешние дедушки и бабушки, родители воспитывались в разных поколениях, но не особо отличались друг от друга, так как и те и другие жили в СССР. Старшим тяжело понять молодежь, ее интересы, жизненные цели, стиль общения и самовыражения, потому что в их время этого не было или не считалось важным.

Сегодня молодое поколение просто обязано раньше взрослеть и начинать самостоятельную жизнь (работать и зарабатывать себе на образование, хорошую еду и одежду и т.д.). Непонимание родителей возникает из-за плохой организации досуга детей, из-за их отношения к жизни, из-за низкой культуры общения. Старшие обижаются, если они хотят поделиться своим опытом, а молодежи он кажется уже не актуальным.

Решить межпоколенческие противоречия можно, начав прежде всего с себя, установив правила общения и поступая так, чтобы все остались довольны. В неизбежном конфликте поколений никто не виноват, просто нужно принимать друг друга такими, какие есть, ведь между поколениями всегда будут разногласия. Люди сами создают конфликты и сами могут их решить. Иногда родители не одобряют поступки своих детей (замужество, смену работы, университета и т.п.), слишком опекают и стараются принять решения вместо них. Они любят своих детей и заботятся о них, но нужно решать проблемы не упреками или ультиматумом, а советами и предложениями.

В некоторых семьях межпоколенческий конфликт возникает довольно редко. Родители придерживаются современных взглядов, понятных их детям, которые, в свою очередь, терпимо относятся к родительским требованиям. Молодые люди пытаются строить свою жизнь так, чтобы не было конфликтов ни в семье, ни с окружающими; ставят себе цели быть гармонично развитыми, здоровыми, счастливыми и прилагают к этому усилия, волю, труд. Родители предоставляют молодым свободу выбора, материальные ресурсы при условии, что те не забывают о своих важнейших обязанностях.

Интересен вопрос и о том, насколько старшие понимают и разделяют интересы молодежи. Как показал опрос 2008 г., родители подростков отличаются самым низким среди взрослого поколения взаимопониманием с детьми – лишь 44% считают, что хорошо понимают и разделяют интересы своих детей, и эти ответы совпадают с точкой зрения самих подростков (44%).

Родители студентов и работающей молодежи 18–24 лет тоже демонстрируют совпадение с ответами детей, но несколько иного рода: среди них наибольшее число тех, кто, понимая интересы детей, не всегда их разделяет (71%); среди их детей встречается аналогичная позиция (77%).

Среди родителей 25–30-летней молодежи наибольшее число тех, кому чужды и неясны интересы их детей (10%). Такое непонимание не отличается взаимностью, скорее, наоборот, молодое поколение этого возраста лояльно по отношению к родителям.

К сожалению, именно неблагополучие и проблемы в семье, как правило, негативно влияют на молодежь, способствуют безнадзорности, правонарушениям, преступлениям.

По данным судебного департамента при Верховном суде РФ, численность осужденных лиц в возрасте 14–17 лет составляла в 2000 г. 148,6 тыс. человек, в 2005 г. – 99,1 тыс. человек, в 2008 г. – 73,3 тыс. человек. Несмотря на убывающую динамику (что свидетельствует и об эффективности профилактической работы), это огромные цифры. В основном подростки были осуждены за кражи, грабеж. Но были также осужденные за убийства, умышленные причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилования, разбой, вымогательство, преступления, связанные с наркотиками.

На 1 января 2009 г. 8,8 тыс. подростков 14–17 лет находились в учреждениях временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, из них 1,9 тыс. – девушки. Об этих безнадзорных и беспризорных правонарушителях были направлены сообщения в органы власти и общественные организации для устранения причин и условий их правонарушений, в том числе вызванных ущемлением их прав и законных интересов. Были также направлены материалы в органы внутренних дел и прокуратуры, в том числе для защиты нарушенных прав несовершеннолетних, вплоть до привлечения виновных (включая родителей) к административной, уголовной ответственности.

Эти и многие другие факты свидетельствуют о том, что социальная работа с молодежью имеет непреходящую актуальность.

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми по месту жительства.

Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности решать свои проблемы, адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни.

Технологии социальной работы с молодежью предусматривают как экстренное вмешательство специалистов и служб (телефон доверия, содействие в получении временного жилья, помещение в лечебно-профилактическое учреждение), так и социально-профессиональное сопровождение (медицинское, юридическое, психологическое, педагогическое). Сопровождение рассматривается как интегративная технология содействия переходу от внешней помощи к самопомощи и взаимопомощи.

Процесс работы с молодым клиентом включает следующие этапы:

– анализ ситуации, выделение насущных проблем;

– диагностика форм проявления этих проблем;

– составление развернутого описания проблем и плана действий;

– конструирование технологических подходов;

– создание пространства для их реализации;

– проведение комплексной социальной терапии, состоящей из поддерживающей, оздоровляющей или замещающей терапии, личностно ориентированного информирования, индивидуального консультирования, социально-психологических тренингов, социального патронажа, реабилитации и т.п.;

– анализ хода и результатов деятельности;

– внесение соответствующих корректив;

– мониторинг ситуации.

В отношении молодежи возможны следующие направления работы:

– рекреационное, предназначенное для вовлечения молодых людей в социально одобряемую деятельность в свободное время, благоприятствующую развитию интересов, моральных норм и духовных ценностей (любовь к семье, ответственность за свое поведение, патриотизм и т.д.);

– ресоциализирующее, ориентированное на восстановление, усиление, развитие социальных навыков и межличностных отношений через участие в реализации целевых программ, в работе клубов, групп по интересам, занятиях спортом, искусством и т.п.;

– психокоррекционное, способствующее развитию самосознания, самооценки, коррекции своего поведения.

Специальные службы для молодежи призваны предоставлять подросткам и молодым людям широкий спектр медицинских, правовых, социальных и психологических услуг. Работа этих учреждений строится на принципах конфиденциальности и доступности. Сегодня в десятках российских регионов создано более 60 медико-социальных служб для молодежи и свыше 20 молодежных информационных центров. Здесь подростки и молодые люди могут получить консультации и практическую помощь по вопросам репродуктивного здоровья и планирования семьи, профилактики ВИЧ (СПИДа), включая тестирование и лечение инфекций, передаваемых половым путем. Молодежные СМИ и образовательные программы "Ровесник – ровеснику" содействуют распространению знаний о здоровом образе жизни и необходимых для этого жизненных навыках.

По расчетам ЮНИСЕФ, 1 тыс. долл., вложенная в работу с молодежью, позволит поддержать создание медикосоциальной службы для 2,5 тыс. подростков и молодых людей, или предоставить 1,5 тыс. молодым людям информацию о профилактике ВИЧ, или обучить шесть специалистов или добровольцев методике продвижения идей и моделей здорового образа жизни.

В России функционируют следующие социальные службы для молодежи.

Центр социально-психологической помощи молодежи, предназначенный для оказания социально-псхолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в различных конфликтных ситуациях, а также для профилактики девиантного, делинквентного и суицидального поведения среди молодежи. Технологии работы специалистов центра включают в себя психологическую и социальную диагностику, социальноправовую и медико-психолого-педагогическую помощь, профориентационную работу, культурно-спортивную деятельность, консультирование родителей и их детей, кризисную терапию и т.п.

Центр информации для молодежи, предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодых людей. Технологии, применяемые в работе центра: юридическое консультирование, коммуникативные, посреднические технологии, решение образовательных, профессиональных, жилищных, досуговых, личностных проблем молодежи, анализ и прогнозирование процессов в молодежной среде и т.д.

Консультационный центр для подростков и молодежи, предназначенный для оказания доступной, квалифицированной экстренной, анонимной, бесплатной психологической помощи по телефону независимо от социального статуса и места жительства обратившегося. Технологии работы – социально-психологическая помощь подросткам, их семье и педагогам, профилактика и разрешение конфликтов и иных психотравмирующих ситуаций, кризисная и посткризисная терапия, консультирование (в том числе по особенностям возрастной психологии, духовному, интеллектуальному и физическому развитию), посредничество между клиентами и социальными службами, а также отдельными специалистами (психологами, педагогами, юристами, социальными работниками и др.) и т.д.

Приют для подростков, предназначенный для обеспечения временных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития в семье, воспитательном учреждении, обществе. Технологии, используемые для достижения целей приюта, включают социально-психологическую диагностику, комплексное (психологическое, педагогическое, медицинское, юридическое и др.) консультирование в зависимости от конкретных причин социальной дезадаптации подростка, психологическую помощь, педагогическую коррекцию, медико-социальную адаптацию и реабилитацию, социально- правовую помощь несовершеннолетним и их родителям, экспертизу в принятии решения о дальнейшем устройстве подростка в семью, на работу, в учебно-воспитательное учреждение и т.п.

Эти и другие технологии социальной работы с молодежью (адаптацию молодежи к изменяющимся социально- экономическим условиям, реабилитацию молодых инвалидов, социальный патронаж, контроль и надзор за молодыми людьми группы риска, содействие занятости и социальную поддержку безработной молодежи и выпускников учебных, сиротских заведений, прогнозирование, проектирование и моделирование работы с молодежью и др., а также различные инновационные технологии) реализуют учреждения социального обслуживания. К таковым учреждениям, имеющим дело и с молодежным контингентом, можно отнести центр социальной помощи семье и детям, центр психолого-педагогической помощи населению и экстренной психологической помощи по телефону, социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних, комплексный центр социального обслуживания, кризисный центр для женщин и др. Кроме того, с молодыми клиентами работают центр планирования семьи, подростковомолодежный клуб, социально-досуговый центр для детей и молодежи, молодежная биржа труда, центр гражданского и патриотического воспитания молодежи и т.п.

Огромное значение для эффективности технологий социальной работы с молодежью имеет учет региональной специфики, организация работы по месту жительства. Успешно выполняется Закон города Москвы от 30.09.2009 № 19 "О молодежи". Этот закон регулирует отношения, связанные с осуществлением государственной политики города в отношении молодежи. Такая политика осуществляется как система мер, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами своих прав с учетом возрастных особенностей, а также для участия молодежи в системе общественных отношений и полной их самореализации в интересах общества.

Оказание государственной поддержки молодежи включает технологии ее поддержки в сфере образования и профессиональной ориентации, в сфере здоровья, физкультуры и спорта, в сфере труда и трудоустройства, в социальной и жилищной сферах.

Городская целевая программа определяет следующий комплекс мероприятий для молодежи: а) укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни; б) социальная защита; в) укрепление молодой семьи и содействие в решении ее проблем; г) стимулирование действий молодежных организаций, направленных на решение городских проблем, а также воспитание нравственных принципов и гражданской ответственности молодежи; д) правовое воспитание, стимулирование предпринимательской инициативы и повышение экономической культуры молодежи; е) повышение востребованности и конкурентоспособности молодых граждан на рынке труда; ж) поддержка талантливой и одаренной молодежи и иные мероприятия.

Реализация этих и подобных им действий возлагается на государственные учреждения, ведущие досуговую, спортивную и воспитательную работу с молодежью по месту жительства, социально-реабилитационные центры для молодых граждан, центры социально-психологической помощи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, городские и межрайонные центры профилактики негативных проявлений в молодежной среде, молодежные клубы. Предполагается также участие в работе с молодежью негосударственных некоммерческих организаций, в том числе молодежных.

Кадровое обеспечение реализации технологий по работе с молодежью осуществляется посредством системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, работающих с молодыми жителями Москвы, а также путем издания учебно-методической литературы для обучения специалистов работе с молодежью.

Безусловно, молодежные проблемы невозможно решить только усилиями социальных служб, в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здравоохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма, жилищного строительства. Поэтому в современных условиях чрезвычайно важно преодоление разобщенности отдельных программ и ведомств, занимающихся молодежью.