Лекция 19. Технологии социальной работы с бездомными

Бездомные появились с того момента, когда возникло понятие "дом". Однако сведения о бездомности и об отношении к этому явлению общества до XVII в. очень скудные. С наибольшей достоверностью можно утверждать, что бездомные и нищие чаще всего находили убежище и помощь в многочисленных монастырях и храмах. В связи с отсутствием системы государственной помощи бедным, а также в периоды эпидемий, пожаров, неурожаев, войн толпы людей, лишенных средств к существованию, устремлялись в Москву в надежде найти здесь защиту, приют и пропитание. В Москве всегда было много нищих и бездомных.

В конце XVII в. был разработан проект указа, предусматривающий широкую программу социальных мер по ликвидации нищенства. Строго предписывалось собрать всех бездомных и нищих, выделить из них действительно нетрудоспособных и поместить в госпитали и богадельни или в монастыри. Для беспризорных детей рекомендовалось создать особые дворы, где учили бы грамоте и ремеслам. Указ так и остался нереализованным. Парод не понимал и не принимал преследований бездомных и нищих, считал это дело противоестественным и безбожным. Бездомные, калеки, убогие и юродивые считались людьми божьими. Недаром посланные на поимку нищих дворяне и солдаты жаловались, что у них нищих отбивают, а их самих бьют. Правительство не ограничивалось одними репрессивными мерами против бездомных и нищих. Большинство распоряжений не имели под собой социальной и экономической базы, однако это не уменьшало желание властей запретить нищету в государстве.

В конце XVIII и на протяжении XIX вв. строительство частных больниц и приютов для бедного населения стало делом престижа. Сначала дворянская аристократия – крупные землевладельцы, а затем промышленники и купцы вкладывали средства в благотворительные дела, стремясь зарекомендовать себя с положительной стороны в глазах общественности. Государственная поддержка общественных начинаний была закреплена законодательным актом от 7 ноября 1775 г., получившим название "Учреждение для управления губерний Всероссийской империи". В каждой самоуправляемой территории России создавались особые административные органы – приказы общественного призрения, в обязанность которым вменялось создание народных школ, сиротских домов, больниц, богаделен, домов для неизлечимых больных, домов для умалишенных, работных и смирительных домов. Смирительный дом представлял собой не что иное, как колонию принудительного труда, куда отправлялись лица за антиобщественное поведение. Московский городской работный дом имел несколько отделений в различных частях Москвы. Там были устроены мастерские: кузнечно-слесарная, сапожная, переплетная и др., в которых к концу XIX в. работало до 2 тыс. бездомных; они предварительно подлежали врачебному осмотру, одежда подвергалась дезинфекции, после чего призреваемые распределялись по отделениям. Находившиеся в работном доме были на полном содержании, получали одежду, пищу, кров. За срок, определяемый для содержания в работном доме, трудоспособные старались заработать некоторую стартовую сумму для дальнейшего устройства жизни.

В 1896 г. при работном доме был создан женский Дом трудолюбия. При нем имелись мастерские, оборудованные швейными машинами, где приходящие бездомные женщины могли зарабатывать средства к существованию. Там же имелась столовая, где можно было получить обед стоимостью 5 коп. Одной из форм благотворительности было оказание помощи нуждающимся в жилье. Большую работу в этом направлении проводило Братолюбивое общество, входившее в состав благотворительной организации – императорского Человеколюбивого общества. К началу XX в. в Москве сформировалось несколько жилых комплексов, принадлежавших Братолюбивому обществу. На средства различных благотворителей было выстроено несколько богаделен, ночлежек и десятки домов с дешевыми и бесплатными квартирами, где проживало до 10 тыс. человек. Помимо учреждений социальной помощи с начала XIX в. развернулось крупное больничное строительство для малоимущих граждан, которое осуществлялось государственной системой приказов общественного призрения, а также довольно широко разветвленной сетью благотворительных обществ и учреждений. Самым мощным из них было Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны, названное так по имени супруги императора Павла.

После Октябрьской революции и гражданской войны к середине 20-х гг. в СССР было почти 2 млн бездомных. По мере укрепления тоталитарного режима бездомность была запрещена. В стране победившего социализма бездомных и бродяг нс должно было быть. И их нс стало. Существование без прописки и без официальной работы (для мужчин трудоспособного возраста) в 30-х гг. начало преследоваться в соответствии с принятым Уголовным кодексом. Структуры помощи бездомным, созданные до революции, были разрушены. Скрытая бездомность существовала, но официально никто об этом не упоминал. В 1991 г. были отменены некоторые статьи Уголовного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 20 октября 1960 г., предусматривавшие уголовную ответственность для бездомных. Резко изменилась ситуация в стране во всех сферах жизни. Имевшаяся бездомность легализовалась, а кроме этого, создались условия для обвального увеличения армии бездомных. Все эти несчастные люди оказались на улице, так как ни приютов, ни ночлежек не было. В Москве, например, первая ночлежка на 24 человека открылась в 1992 г. Однако к 1996 г. власти поняли, что бороться с бездомными бессмысленно и надо предпринимать конструктивные меры. Появились приказы по организации медицинской помощи бездомным, стали создаваться ночлежки. К 1997 г. в Москве создано шесть учреждений социальной помощи бездомным (дома ночного пребывания, социальные гостиницы и центр социальной адаптации), способных в целом принять до 1500 человек (все перечисленные учреждения предназначены только для бывших москвичей).

Несмотря на произошедшие изменения в отношении государства к бездомным, до сих пор остается много нерешенных проблем в сферах медицинской помощи и трудоустройства этой категории граждан.

Наиболее открытыми в плане трудоустройства бездомных оказались фермерские и крестьянские хозяйства. Однако и здесь возникает много сложностей, чаще всего связанных с регистрацией. К началу 1998 г. определился круг организаций, работающих с бездомными. Первое же собрание в январе показало, что только в тесном взаимодействии общественных организаций и государственных структур можно добиться наилучшего результата в создании системы медико-социальной реабилитации и трудовой адаптации бездомных граждан.

Отношение власти к бездомным изменяется в зависимости от характера государства. При тоталитарных режимах (петровские времена, советский период) преобладают репрессивные подходы к решению проблемы бездомности. Либерализация правления (начало XX в., настоящее время) приводит к некоторому ослаблению репрессий и попыткам принятия конструктивных решений.

Каково же отношение власти к бездомным в современной России? Вкладываются миллиарды рублей в создание ночлежек, в ОГЛАВЛЕНИЕ более 200 приемников- распределителей. Наличие приемников-распределителей оправдывается высоким уровнем преступности среди бездомных. Почему до сих пор преимущественно органы внутренних дел занимаются бездомными, а система социальной защиты ограничивается в лучшем случае созданием ночлежек? Властные структуры не обладают достоверной информацией о причинах бездомности и людях, оказавшихся на дне общества. Восприятие бездомных как бродяг, алкоголиков и попрошаек порождает и методы решения проблемы.

Социальная группа бездомных кардинально увеличилась в России с начала 90-х гг. XX в. И хотя в последние годы рост бездомных несколько замедлился, тем не менее общее количество бездомных в настоящее время достигло максимальной отметки за 10 лет. Такая ситуация явилась следствием увеличения продолжительности пребывания человека в статусе бездомного. Бездомность возникает в связи с отсутствием у людей прав на жилые помещения, которые они могли бы использовать для проживания или пребывания. Отсутствие жилья приводит к попаданию человека в уличные условия существования, где в силу различных факторов (включающих и условия социальной среды, и особенности самого бездомного) положение бездомных становится крайне тяжелым. Так, например, бездомные часто не могут удовлетворить даже минимальные жизненные потребности (в пище, благоустроенном жилье и т.д.). Кроме того, по причине отсутствия регистрации по месту жительства они лишены медицинской помощи, пенсий, пособий и иной социальной помощи, а также возможности легальных заработков. С увеличением срока бездомности человек вовлекается в сообщество бездомных, усваивает нормы, ценности, постепенно теряет прежние связи. Поэтому именно длительный срок пребывания в статусе бездомного порождает особый образ жизни, который может изменять сознание человека, его мотивы и потребности, понимание им своего места в обществе. Эти особенности служат препятствием для бездомного к возвращению в нормальную жизнь.

Бездомность – явление, присущее человечеству на всем протяжении его существования. Но особенно широко оно распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов в тех или иных странах. Ныне оно присуще как развитым, так и слаборазвитым странам. Не является исключением и Россия. Бездомность, к сожалению, стала неотъемлемой частью нашей жизни. По данным Министерства внутренних дел РФ, бездомных в России от 100 до 350 тыс., а по мнению независимых экспертов – от 1 до 3 млн человек. Для многих из них бездомность – не вина и наказание, а беда.

Основными являются следующие причины бездомности.

1. Утрата жилья. Во-первых, в связи с лишением свободы. Встречается довольно часто. Это связано в основном с непорядочностью родственников: после освобождения человека отказываются прописывать на жилплощадь, в которой он проживал до осуждения. Во-вторых, утрата жилья в связи со сделками по недвижимости. Связана в большей степени с правовой неграмотностью и доверчивостью людей. В-третьих, утрата жилья в связи с выселением без предоставления другого жилого помещения. Встречается часто, в основном выселяют из ведомственных общежитий, квартир в связи с прекращением трудового договора с работником. Эти случаи связаны с периодом 90-х гг.

2. Семейные обстоятельства. Утрата жилья по семейным обстоятельствам встречается реже, чем по другим причинам. В основном мужчины при разводе оставляют жилплощадь жене и детям, надеясь, что сами найдут возможность устроиться в жизни, хотя, как известно, только единицы устраиваются.

3. Алкоголизм как усугубляющий фактор. Ощущение безысходности своего положения, постоянные стрессы, которые под силу преодолеть далеко не каждому, упадок культуры общения, отсутствие возможности самореализации – все это толкает человека к оптимальному, как ему кажется, выходу из сложившегося положения – это уход от реальности с помощью алкоголя.

4. Дромомания (тяга к странствиям, скитаниям). Встречается весьма редко. Данная причина носит медицинский характер – мания, в основном встречается у людей с психическими отклонениями.

К вторичным причинам бездомности следует относить тс причины, по которым люди, став бездомными, не могут ресоциализоваться (встать на ноги, вернуться в общество полноправными гражданами). В большинстве случаев эти причины основаны на законодительстве, не предусматривающем эффективных механизмов ресоциализации бездомных. Формирование российской бездомности в масштабах, которые присущи ей сегодня, свидетельствует о том, что в стране отсутствует продуманная государственная политика профилактики бездомности и ресоциализации бездомных. Эти вопросы не являются значимыми для властей.

В нынешних условиях в качестве важнейших факторов роста числа бездомных в России и в целом в СНГ можно назвать развал СССР, нестабильность во взаимоотношениях вновь образованных государств, межнациональные конфликты, разгул рыночной стихии, дикого капитализма.

Одной из причин бездомности в России являлось наличие прописки, правила регламентации которой были введены постановлением ЦИК и СНК СССР в декабре 1932 г. Дополнения, детализация, послабления в целом не меняли сути: без отметки в паспорте было трудно получить и работу, и особенно жилье. И теперь вопрос о прописке не решен до конца: не ясно, что лучше – отменить ее или оставить. Стоит подчеркнуть также и то обстоятельство, что в последние годы заметно ослаблена деятельность правоохранительных органов. Исключение из Уголовного кодекса статей, осуждающих за спекуляцию и многие хозяйственные махинации, смягчение правил прописки резко сократили возможности органов внутренних дел в борьбе с бродягами, попрошайками, проститутками, жуликами. Хотя конечно же эти проблемы только милицейскими методами решить невозможно.

Нельзя нс сказать и о таких фактах, как прекращение деятельности организации Варшавского договора, изменения, произошедшие на мировой арене, вследствие чего (а также непродуманных и поспешных решений российского правительства и под нажимом определенных сил) сотни тысяч военнослужащих России возвращены из других стран в места дислокации, где не решены проблемы обустройства.

Социологическое исследование, проведенное в конце 90-х гг., даст возможность конкретизировать причины бездомности (беженцы не опрашивались). Ниже они перечислены в порядке убывания распространенности.

1. Выписан в связи с конфликтами в семье (37,5% из 133 опрошенных бездомных).

2. Нигде не берут на постоянную работ}'.

3. Сам ушел из дома, скучно жить на одном месте (т.е. есть люди, склонные к бродяжничеству).

4. Без конкретных причин (решение принято скорее самостоятельно).

Из опрошенных 52,5% работали раньше на производстве, 39% находились в местах заключения, 47,3% ничего хорошего о своем детстве сказать не смогли.

Ни в одной стране нет точной статистики по бездомным. Так, по данным Национальной коалиции за права бездомных, в США в первой половине 80-х гг. число бездомных составляло около 3 млн человек. По подсчетам же Министерства жилищного строительства и городского развития – 250– 300 тыс. бездомных (разница в 10 раз). Сколько бездомных в России, тоже никто точно не знает. Объясняется это не только отсутствием статистического учета, поставленного должным образом, но и сложностью самого объекта подсчета бездомных, нечетким определением понятий "бездомность", "бездомные". Так, в одних источниках бездомный трактуется как человек, не имеющий жилья, приюта. Другие источники проводят параллель между термином "бездомный" и термином "беспризорный, лишенный (или не имеющий) крова или крыши над головой".

Бездомным считается человек, не имеющий постоянного жилища, не ведущий оседлого образа жизни. Бездомность трактуется и как отсутствие укрытия, проживание в убежищах без права на владение ими и под угрозой немедленного выселения; и как проживание в общежитиях, ночлежках; и как проживание в домах под снос; и как проживание на площади друга.

К числу бездомных в широком смысле слова можно отнести кочевые народы. Кочевничество как образ жизни в основном скотоводов ныне сохраняется в ряде стран Центральной и Западной Азии, Северной Африки. И до сих пор нередко можно встретить группы кочующих цыган.

Самая малочисленная группа – это люди, для которых бездомность – жизненный выбор, однако именно они создают неприглядный образ бездомного. Почти 90% бездомных – мужчины. Три четверти из них – люди в возрасте от 20 до 50 лет. Вышеупомянутое процентное соотношение категорий бездомных характерно только для Москвы.

С самого начала образования СССР советским законодательством предусматривалось, что осужденные к лишению свободы лишались права на занимаемую жилую площадь. Таким образом, государство годами создает все новых и новых бездомных. Ежегодно из тюрем освобождается около 250 тыс. человек. Сейчас бывший заключенный имеет право на восстановление жилья, однако в стране с повальной приватизацией жилого фонда на реализацию этого права требуется длительный срок, зачастую годы. Бывшему заключенному очень сложно трудоустроиться, даже если ему удалось зарегистрироваться, скажем, в ночлежке. Как долго может выдержать психика человека, постоянно ощущающего презрительное и подозрительное отношение к себе? По данным психиатров, 80% пациентов психиатрических клиник – люди, лишившиеся работы, только работы, а не жилья. Порочная государственная политика лишения человека жилья, помимо законного наказания за совершенное преступление, создает условия для возвращения человека в преступный мир. Однако даже при таких чудовищных условиях большинство бездомных не преступает закон. По данным МВД России, из 350 тыс. задержанных в приемниках-распределителях страны в 1997 г. менее 3% имели отношение к криминальной среде. В том же 1997 г. в исправительных учреждениях отбывали наказание 2,5% взрослого мужского населения страны. Это еще раз доказывает, что бездомность – портрет современного российского общества в крайнем проявлении.

Огромная масса сирот, имеющих право на жилые помещения, т.е. на полноценное жилье (комнату или квартиру), получают комнату в общежитии. При закрытии предприятия, которому принадлежит общежитие, пополняется армия бездомных. Таким же образом, потеряв место в общежитии, становятся бездомными и тысячи разведенных мужчин (женщины встречаются редко), которые после развода оставляют жилье семье и устраиваются на работу с общежитием.

Советский Союз был страной всеобщей юридической неграмотности. Это характерно и для современной России. В государстве, где в течение 70 лет изживали чувство собственности, всем, имеющим жилье, его просто подарили, нс предприняв ни единой попытки объяснить, как обезопасить себя от посягательств на него. Государство сняло с себя ответственность за жилищную безопасность своих граждан. В 1991 – 1993 гг. страну захлестнула волна квартирных афер. До сих пор каждая 30-я сделка с недвижимостью в Москве – криминальная (данные ГУВД г. Москвы). Даже если суд докажет факт аферы, нет никакой гарантии, что пострадавший вернется в свое жилье, так как, по официальной статистике, в нашей стране исполняется только около половины судебных решений.

Первыми из государственных структур, кто осознал, что растущую армию бездомных нельзя проигнорировать, были санитарные службы: в 1994 г. в двух дезотделениях города стали бесплатно проводить санитарную обработку бездомных. Эта мера значительно улучшила санитарную обстановку в городе. Медицинский персонал медпунктов стал отмечать, что заметно улучшился внешний вид пациентов, стали быстрее заживать раны, количество больных с кожными инфекциями также уменьшилось. В соответствии с приказом Департамента здравоохранения Москвы от 28.08.1996 № 535 "О медицинском обеспечении лиц без определенного места жительства" все амбулаторнополиклинические учреждения (поликлиники и диспансеры) должны оказывать первую медицинскую помощь бездомным вне зависимости от наличия у них удостоверения личности и страхового полиса, так как на обслуживание этих лиц есть специальная статья бюджета.