Лекция 2. ТЕХНОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ В ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать основные понятия теории планирования, особенности стратегического планирования; основные подходы к формулированию миссии и характеристике видения перспектив деятельности организации; основные положения SWOT-анализа и GAP-анализа;

уметь проводить оценку, анализ и управление ситуацией при принятии решений в сфере планирования и прогнозирования; учитывать и просчитывать последствия вариантов реализации принимаемых решений;

владеть навыками поиска и самостоятельного анализа информации, необходимой для планирования и формирования стратегии развития организации; применять организационно-управленческие навыки установления и развития коммуникативных связей и деловых отношений внутри организации и с внешней средой; проявлять способности использования методики SWOT-анализа и GAP-анализа.

Ключевые термины: юридическая практика; план; планирование; стратегическое планирование; миссия и видение компании; SWOT-анализ; GAP-анализ.

Планирование и его особенности в сфере юридических услуг

Роль планирования в жизни общества, его отдельных подсистем и элементов определяется положением, которое планирование занимает в системе управления. А в ней планирование – центральное звено.

Поскольку планирование, если не придавать ему характер тотальной директивности, песет в себе много положительного, то представляется, что проникновение плана необходимо в те сферы жизни, которые ранее ему не подвергались или испытывали его воздействие в незначительной степени. Такой сферой является и юридическая практика. Планирование применимо к последней используется недостаточно, а в настоящее время можно сказать, что внедрение его в юридическую практику необходимо. Прежде чем рассмотреть вопрос о принципах, формах, видах, средствах и методах планирования в правовой сфере, следует уточнить само понятие юридической практики. Слово "практика" происходит от греческого "praktike", означающего "дело, деятельность, поступок". В "Толковом словаре русского языка"[1] дано следующее определение: практика – это, во-первых, "деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя па материальный мир и общество, преобразуют их", а также "деятельность по применению чего-нибудь в жизни, опыт"; во-вторых, практику следует понимать как "приемы, навыки, обычные способы какой-либо работы" (практика преподавания, судебная практика); в-третьих, это "работа, занятия как основа опыта, умения в какой-нибудь области"; в-четвертых, это "одна из форм обучения: применения и закрепления на деле знаний, полученных теоретическим путем"; в-пятых, это "работа врача или юриста с частной клиентурой или другого частнопрактикующего лица с клиентами".

Конкретизируем понятие практики в интересующей нас сфере деятельности и напомним, что в теории государства и права принято следующее определение практики: юридическая практика – это деятельность по изданию, толкованию и реализации юридических предписаний в единстве с накопленным социально-правовым опытом[2]. Внешне юридический опыт представляет собой комплекс образцов наиболее целесообразных, грамотных и полезных юридических решений.

Для лучшего понимания целей и задач планирования необходимо вспомнить основные элементы юридической практики. К ним принято относить:

1) объект юридической практики – это то, на что направлены юридические действия и поступки ее субъектов и участников. Ими могут быть как материальные, так и нематериальные блага, общественные отношения и конкретные поступки (или бездействие) людей, иные явления и предметы, включенные в соответствующий юридический процесс и призванные удовлетворять общественные и личные потребности и интересы;

2) субъект юридической практики – это основной, ведущий носитель правовых отношений (например, суд в судебной практике);

3) участник практики – отдельные лица (организации), которые так или иначе содействуют субъектам юридической практики в выполнении правовых действий и операций. В качестве участника юридической практики могут выступить свидетели, проходящие по конкретному уголовному делу;

4) юридические действия – действия, которые влекут за собой правовые последствия для участников правоотношений. Совокупность взаимосвязанных между собой юридических действий называется юридической операцией;

5) юридические средства (способы) – установленный путь достижения запланированной цели (результата) с помощью определенных средств и при наличии соответствующих условий и предпосылок юридической деятельности. Юридические средства, сгруппированные по определенному признаку, составляют юридические методы воздействия, лежащие в основе юридической техники;

6) результат – итог юридических операций, позволяющий удовлетворить индивидуальную или общественную потребность;

7) формы юридической практики – способы организации, существования и внешнего выражения юридической практики (внутренняя – процедурно-процессуальное оформление деятельности и внешняя – документы, сопровождающие запланированную деятельность).

На данный момент существует огромное количество видов и форм ведения юридической практики, но среди них можно выделить основные закономерности ее развития, к которым относится и планирование. В условиях рыночной экономики невозможно достигать постоянного успеха в своей коммерческой деятельности, если не планировать свой бизнес конкретно и эффективно. Нужно четко понимать необходимость обеспечения своего дела материальными, финансовыми, умственными и трудовыми ресурсами. В процессе деятельности также нужно постоянно следить за состоянием дел на целевом рынке, состоянием дел конкурирующих фирм и своевременно пересматривать свои возможности и перспективы.

Планирование – экономический метод управления, который представляет собой процесс проектирования желаемого будущего, а также эффективных путей его достижения на основе изучения принципов и методов научно обоснованного выбора и рационального использования всех видов ресурсов в практической деятельности.

Планирование является основополагающим аспектом управления. С этой позиции, как полагают многие специалисты, планирование призвано отвечать на три основных вопроса.

1. Где находится фирма в настоящее время? Определяются экономическая позиция фирмы, основные итоги и сложившиеся

условия ее деятельности. Оцениваются сильные и слабые стороны в таких важных областях, как финансы, маркетинг, ОГЛАВЛЕНИЕ пакета предоставляемых услуг, компетентность персонала, для того чтобы определить, чего может реально добиться фирма.

2. Куда мы хотим двигаться? Оценивая конкуренцию, клиентов, законы, политические факты, экономические условия, технологию, снабжение и т.д., руководство определяет, какими должны быть цели организации и что может помешать их достижению.

3. Как, используя какие ресурсы, фирма собирается достичь своих целей? Определяются функции и обязанности сотрудников.

Таким образом, планирование опирается па фактические нормативные данные настоящего или прошлого, но стремится установить процесс развития предприятия в будущем. Методологически планирование охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, современных требований рынка юридических услуг и методов разработки плана. Технологически планирование регламентирует порядок, сроки, ОГЛАВЛЕНИЕ разделов плана и обоснование показателей механизма взаимодействия.

Следует учитывать, что любое планирование базируется на неполных данных, что предполагает корректировку плана. Это связано с объективными (неопределенность рыночной среды, несовершенство законодательства, издержки технологии планирования) и субъективными (некомпетентность руководителей и исполнителей, ошибки в экономических расчетах) ограничениями в возможностях планирования в организациях. Для практической реализации планирования важно соблюдать его основные принципы. Обратимся к классике жанра. Известно, что А. Файоль[3] определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действий.

1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели.

Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.

2. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным[4].

3. Принцип непрерывности предполагает, что:

– процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;

– разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т.д.).

Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

4. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств.

Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат определенные резервы в виде рамочных расчетов показателей ("от" и "до"). Данный принцип коррелирует с объективными и субъективными ограничениями возможностей планирования.

Планирование в юридической практике как метод деятельности входит в состав ее тактики и стратегии. В силу своей универсальности планирование способно объединить их и создать тем самым оптимальные условия для перспективного развития компании. Учитывая специфику юридических услуг, вопрос о необходимости стратегического планирования среди юристов остается открытым. На сегодняшний день наличие стратегии развития юридической компании – скорее исключение из практики. Учитывая, что стратегическое планирование есть особый вид предвидения будущего компании, а наличие у компании четкой и прозрачной стратегии развития в условиях высоко конкурентного рынка является необходимостью, стоит уделить ему особое внимание и оценить, в какой степени и в каком объеме можно использовать стратегическое планирование в деятельности юридических компаний.