Технологии командной социальной работы с инвалидами

В последние годы все активнее внедряются технологии командной работы в центрах или отделениях социальной реабилитации инвалидов.

Как известно, целью реабилитации является эффективное и как можно более раннее возвращение больных и инвалидов к общественно полезной деятельности; формирование у них устойчивого положительного отношения к жизни, труду, обучению, семье, обществу.

Реабилитация представляет собой активную функцию общества по отношению к личности, когда идет борьба не только против болезни, но и за человека и его место в обществе. Поэтому вся работа в отделениях социальной реабилитации носит социальную направленность.

В современных условиях главным ресурсом эффективной работы является корпус специалистов. Резко возрастает роль личностей, осуществляющих рабочий процесс. От их квалификации, деловой активности, умения взаимодействовать между собой и достигать социально значимого результата зависят судьбы людей и перспективы развития учреждения.

В отделениях социальной реабилитации инвалидов, работающих в структуре социальной защиты населения, работают специалисты разных профилей: медики, психологи, специалисты социальной работы, педагоги, дефектологи и др. Труд специалистов предстает как непосредственное взаимодействие членов коллектива, при котором между ними складываются различные виды сложных межличностных и профессиональных отношений. От их профессионализма и межпрофессионального взаимодействия во многом зависит эффективность реабилитационного процесса.

Для усовершенствования и оптимизации производственного процесса в организации появляется возможность создания и сплочения эффективных команд, а также обучение членов команд навыкам коллективной работы, групповому самоанализу, преодолению кризисов функционирования группы.

В последние годы значительно вырос интерес к рабочим группам как к организационному принципу выполнения работы, а не просто к отдельным работникам. Многие организации уже обратились к опыту рабочих команд, на которые возлагается коллективная ответственность за выполнение организационной работы. Последние наделены полномочиями по принятию решений относительно конкретных способов выполнения задач. Членам команды самим приходится решать, кто, что, где, когда и как будет делать. Целесообразным становится организация командного подхода в работе, предоставляющего объединение умственных ресурсов.

Команды – это ограниченные социальные объединения, которые работают внутри более масштабной социальной системы (организации). Для них характерно идентифицируемое членство (т.е. члены команды и не состоящие в ней четко знают, кто к ней принадлежит, а кто нет), а также наличие точно определяемой задачи или их совокупности. Задачи включают в себя мониторинг, производство, обслуживание, генерирование идей и многое другое. Необходимым условием работы команды является взаимодействие ее членов благодаря обмену информацией, использованию общих ресурсов, взаимной координации усилий и реагированию друг на друга в целях успешного выполнения задачи, стоящей перед группой. Кроме того, между членами команды всегда существует определенного рода взаимозависимость, как и между различными командами внутри организации.

Команда – это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи.

Команда принимает участие в анализе проблемы, поиске решения, и только после разработки сценария решения проблемы внутри команды распределяются зоны ответственности (кто за что отвечает) и обозначаются конкретные сроки. Таким образом, каждый член команды проходит полный цикл решения проблемы, благодаря чему расширяется и углубляется его понимание собственных действий и формируется осознанная ответственность за них.

Творческая работа команды специалистов делает возможным комплексное решение проблемы инвалидов, помогает улучшить его социальный статус, применив индивидуальноличностный подход к реализации программ.

Работа в команде и комплексный подход к организации всех стадий реабилитационного процесса по индивидуальным программам социальной реабилитации инвалидов позволяет выработать принципиально новые методы работы в отделениях социальной реабилитации инвалидов, определить области профессионального функционирования каждого из членов команды. Круг проблем, с которыми лица с ограниченными возможностями обращаются в отделение, очень широк и разнообразен – это психологическая помощь в решении личностных и межличностных проблем, профориентация, переобучение, получение средств реабилитации, адаптация жилья к инвалиду и многое другое. Комплексность в подходе к реализации ИПР инвалидов заключается не только в привлечении разных специалистов в команду, но и в охвате проблемы, обследовании состояния, коллективном терапевтическом воздействии, параллельном решении нескольких проблем инвалида в рамках программ реабилитации.

В производственной сфере конечный результат – типовая продукция (услуги); расходы на организацию команд целесообразны в основном на технологически автономных участках или при возникновении нестандартных ситуаций.

Ключевой элемент в интеллектуальной сфере – творческая, креативная деятельность, связанная с исследованием, экспериментом, анализом и поиском рациональных решений.

Опираясь на данные классификации и имеющийся опыт работы, отметим, что команды, работающие в социальной реабилитации, имеют такую особенность, как совокупность классификаций, так как в процессе работы команды ставится проблема, которую нужно решить, осуществляется творческий подход к поиску решения этой проблемы (интеллектуальная сфера) и разрабатывается план действий (происходит оказание услуг).

Например, в Отделении социальной реабилитации инвалидов ГУ КЦСО "Выхино" работа с подопечными строится поэтапно.

На первом этапе собирается анамнез, изучаются документы обратившегося, производится психолого-диагностическое обследование, изучается запрос, с которым обратился человек. На первичном собеседовании, которое проводится командой специалистов отделения, формируется основа НПР, детализируется, конкретизируется ИПР бюро МСЭ.

Второй этап – разработка индивидуальной программы социальной реабилитации инвалида командой специалистов, где распределяются зоны ответственности каждого. Под ИПР в отделении подразумевается комплекс мероприятий психолого-медико-социальной реабилитации по восстановлению социального и психологического статуса человека с ограниченными возможностями.

Третий этап работы – реализация реабилитационной программы инвалида. Эта работа осуществляется командой специалистов с привлечением различных организаций, необходимых для реализации ИПР. Важно, что сам инвалид принимает активное участие в формировании и реализации ИПР. Каждый специалист осуществляет свою часть в общей работе по реализации ИПР. Реализация ИПР осуществляется в форме оказания различных услуг, объединенных единой целью.

Четвертым, завершающим этапом взаимодействия с инвалидом является подведение итогов и оценка эффективности реализации ИПР согласно выделенным критериям. Критерии и признаки реабилитации отражают общий набор возможных мер воздействия в реабилитационном учреждении. Творческий подход при постановке и решении реабилитационных задач предоставляет большие возможности для подбора методов и методик согласно целям реабилитации.

При командном сопровождении подопечного инвалида определяются области профессиональной деятельности каждого специалиста – это зависит от стадий реабилитационного процесса. Тесное взаимодействие членов команды в процессе реабилитации и заинтересованность в конечном результате характеризует команду.

Метод командной работы эффективен и перспективен. Работа специалистов в команде отделения социальной реабилитации инвалидов экономит время проведения реабилитации, обеспечивает полное использование профессиональных ресурсов. В таком коллективе особый дух единства, высокая мотивация и конструктивная активность сотрудников, где в процессе работы реализуются потенциалы и сильные стороны каждого сотрудника.