Технологии диагностики в антикризисном управлении

Одной из целей антикризисного управления является сохранение своей идентичности и нивелировка диспропорции внутренних и внешних параметров предприятия. Это выступает необходимым условием его дальнейшего развития и адаптации к динамике внешних условий.

Диагностика есть категория антикризисного управления, которая обладает специфическим порядком связей, структурой, функциями. Целью диагностики в антикризисном управлении является своевременное распознавание признаков и природы кризиса, а также локализация нежелательных его воздействий. Диагностика в антикризисном управлении призвана распознавать институционально-нормативную "среду" предприятия и дополнять тем самым профилактику банкротства и меры предупредительного оздоровления. Логическая модель процесса диагностики дана на рис. 18.3.

Рис. 18.3. Логическая модель процесса диагностики в антикризисном управлении

Для более полной оценки и определения реального финансово-хозяйственного положения предприятия целесообразно, наряду с традиционными методами финансового анализа, применять и другие технологии. К ним относятся: PEST-анализ, SWOT-анализ, познавательно-целевая (когнитивная) технология и технология многокритериального оценивания ситуации.

-анализ

Это метод структуризации знаний, позволяющий оценить собранную информацию. PEST-анализ (policy, economy, society, technology) выделяет четыре основные группы факторов, посредством которых анализируются политический, экономический, социальный и технологический аспекты внешней среды вокруг исследуемого предприятия. Помимо этого учитывается специфика предприятия.

Целью такого анализа является определение наиболее существенных (базисных) факторов, характеризующих деятельность предприятия, установление качественных или причинно-следственных связей между ними. Базу данных этих факторов формирует в первую очередь финансово-отчетная документация предприятия - баланс и отчет о прибылях и убытках.

Для каждого отдельного предприятия существует свой индивидуальный набор ключевых факторов, который непосредственно и наиболее существенным образом влияет на него. Анализ каждого фактора проводится системно, так как все факторы взаимосвязаны. Любое значимое изменение любого фактора, как правило, влияет на всю цепочку. Такое изменение в каждом конкретном случае может стать или угрозой развитию предприятия, или, наоборот, новой возможностью его будущего успешного развития. Примерный перечень выделенных факторов, характеризующих социально-экономическое, финансовое положение предприятия, представлен в прил. 8.

-анализ

Это комплекс исследований, направленных па определение сильных и слабых сторон деятельности предприятия, оценку его возможностей и потенциальных угроз со стороны внешнего окружения (среды).

При SWOT-анализе (strengths - сильные стороны; weaknesses - недостатки, слабые стороны; opportunities - возможности; threats - угрозы) возможности могут рассматриваться как факторы, оказывающие благоприятное воздействие на развитие предприятия (в частности, высокий спрос на продукцию, производимую предприятием, возможность привлечения инвесторов, обеспеченность финансовыми ресурсами, поддержка со стороны местных органов власти и т.д.), а угрозы - как факторы, под влиянием которых ему может быть нанесен ущерб (например, неплатежеспособность потребителей, высокий уровень налогообложения, высокая конкуренция на рынке продукции, высокий процент коммерческого кредита и т.д.).

При проведении анализа руководитель, как правило, использует мнение аналитиков, экспертов, хорошо разбирающихся в специфике всех процессов, происходящих на предприятии и за его пределами.

На следующем шаге SWOT -анализа выявляются факторы, которые характеризуют сильные и слабые стороны деятельности предприятия. К сильным сторонам могут относиться: увеличение прибыли, использование современного оборудования, рост производительности труда, отсутствие просроченных задолженностей; к слабым сторонам - недостаток квалифицированных рабочих, задержки по выплате заработной платы, ухудшение условий труда, изношенность оборудования.

После выявления факторов, характеризующих возможности и угрозы, сильные и слабые стороны предприятия, аналитики должны рассмотреть все возможные сочетания сильных сторон с угрозами и возможностями, а также слабых сторон с возможностями и угрозами. После этого формируется проблемное поле исследуемой ситуации на предприятии. Для получения этих полей выбранные факторы необходимо свести в матрицу "окно возможностей" (табл. 18.5).

Проблемным полем можно назвать совокупность проблем, которые существуют на предприятии, во взаимодействии друг с другом и с внешними и внутренними факторами. Существует много способов выявления проблемных полей, и почти все они начинаются с лингвистической оценки сочетания факторов, характеризующих сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. На пересечении строк и столбцов ставится лингвистическая оценка значимости данного сочетания угроз или возможностей и сильных или слабых сторон.

Такой анализ позволяет руководителю предприятия определить, насколько существенны и важны сильные и слабые стороны, возможности и угрозы для предприятия. Сформулированные проблемы оцениваются с использованием экспертных оценок, и исходя из этого для каждого сегмента "окна возможностей" вырабатывается стратегия достижения целей.

Таблица 18.5. "Окно возможностей" на примере выделенных факторов SWOT -анализа