Лекция 3. Технологический инструментарий социальной работы

В процессе социальной работы применяются различные средства социального взаимодействия с индивидом, группой или общностью для профилактики или решения возникающих социальных проблем.

Инструментарий социальной работы (профессиональной деятельности) – это совокупность основных и вспомогательных средств, с помощью которых разрешается проблема индивида или группы.

К основному инструментарию относятся все виды деятельности: преобразовательная, коммуникативная, исследовательская, образовательная и т.д. Все многообразие человеческой деятельности может быть сведено к четырем основным видам: труд, учение, игра, коммуникация. Все виды деятельности используются в процессе социальной работы.

Труд является формой, органически соединяющей естественную (приспособительную) и социальную (преобразовательную) активность человека.

Человек является носителем творческого потенциала в форме труда как субъект производства. Понятие "производство" обозначает процесс движения социального организма, включающий три вида деятельности:

1) производство средств к жизни – предметных условий существования человека;

2) производство и воспроизводство действительной жизни – человеческого индивида;

3) производство социальных условий жизни человека – общественных отношений.

Трудовые отношения являются определяющими для человека. Именно в них материализуются и опредмечиваются ресурсы человека. В ходе труда происходит обогащение опыта и знаний человека, чтобы в следующий момент его обогащенной сущности снова воплотиться в результате деятельности.

Труд является сложным явлением, особым, специфическим процессом по отношению к деятельности вообще, впитывающим социальность, целесообразность и специфическое освоение действительности. Вне процесса перевода объективного в субъективное и обратного процесса объективации внутренних сил индивида в трудовой деятельности сущность человека не проявляется, не раскрывается и не существует. Деятельность изначально несет в себе творческий характер и элемент свободы, поэтому труд является специфическим способом существования человека.

Возникновение, становление и развитие человека неразрывно связано со становлением и развитием труда. Это единый, одновременный, двусторонний процесс. Это принципиально новый, только человеку присущий способ его взаимодействия со средой по созданию условий для своего существования и естественное условие существования самого человека, реализации его жизненных сил и способностей.

Ф. Энгельс, анализируя систему Шарля Фурье, писал: "Именно Фурье впервые установил великую аксиому социальной философии: так как каждому индивидууму свойственна склонность или пристрастие к определенному виду труда, то совокупность этих индивидуальных склонностей должна образовывать в целом такую силу, которая способна обеспечить удовлетворение потребностей всего общества. <...> Каждый человек рождается на свет со склонностью к какому-либо виду труда, <...> абсолютная леность – бессмыслица, <...> она никогда не существовала и не может существовать, <...> в природе человеческого духа заложена потребность быть деятельным самому и побуждать к деятельности свое тело"[1]. Именно поэтому очень важно направить эту деятельность в нужном для человека и общества направлении.

В структуру трудовой деятельности человека входят следующие элементы:

1) способ сущностного воплощения человека, его воспроизводства как существа нового типа;

2) способ материального производства предметов, необходимых для удовлетворения потребностей человека в жизненных средствах;

3) субъективное восприятие, осознание трудового процесса, отношение человека к труду.

Элементы в совокупности составляют сложную систему, находятся в постоянном взаимодействии и взаимообусловлены. Они могут совпадать в отдельных частях, переходить друг в друга. Могут возникать новые сущностные уровни и видоизменяться старые, наполняясь новым ОГЛАВЛЕНИЕм, обнаруживаясь в новых формах своего проявления.

Включить человека, испытывающего затруднения в социальном функционировании или находящегося в социально-опасном положении, в трудовые отношения – одна из главных задач социальных специалистов. Решение этой задачи в рыночных условиях осложняют многие факторы: конкуренция трудовых ресурсов, высокие требования к уровню профессионального образования и профессиональным навыкам, отсутствие рабочих мест, немотивированность клиентов заниматься трудовой деятельностью и т.д. На уровне государства эту проблему призвана решать служба занятости.

Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра. Игра – это вид деятельности в условиях определенных ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

1) развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

2) коммуникативную – освоение диалектики общения;

3) игротерапевтическую – преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

4) диагностическую – выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

5) функцию коррекции – внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

6) межнациональной коммуникации – усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

7) социализации – включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях, а также в системе социального обслуживания.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

1) в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

2) как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

3) в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).

В системе социального обслуживания игра выступает в качестве средства организации досуга клиентов, метода активизации ресурсов клиентов различного возраста и статуса, технологии психологической поддержки и т.д.

Специфика коммуникативной деятельности в социальной работе состоит в том, что при решении стоящих перед ней проблем она прямо или косвенно затрагивает все формы и виды общественных отношений и деятельности людей, все стороны общества. Выявление и решение этих проблем осуществляется прежде всего посредством установления и поддержания контактов с представителями государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами и социальными группами, нуждающимися в помощи, защите, поддержке. Это требует, в свою очередь, высокого развития у социальных работников коммуникативных способностей.

Социальный работник должен быть профессионально подготовленным; эрудированным в области культуры, политики, экономического и социального развития общества; уметь предвидеть последствия своих действий, проводить в жизнь ценности профессии; иметь навыки коммуникативного общения (например, уметь правильно общаться с трудными подростками, инвалидами, пожилыми людьми); иметь профессиональный такт, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным в вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни клиента; обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психологическим нагрузкам, уметь принимать решения в трудных неожиданных ситуациях, ясно формулировать и грамотно излагать свои мысли.

Практическая деятельность специалиста социальной работы подразумевает общение, и успех этой деятельности в значительной степени зависит от его коммуникативной компетентности – в межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии, межличностном восприятии.

Инструментарий социальной работы также включает в себя следующие общенаучные методы.

Метод научной абстракции. Его ОГЛАВЛЕНИЕ состоит в необходимости отвлечения в процессе познания сущности проблемы от уже познанных явлений к объяснению нового явления, восхождению от абстрактного к конкретному.

Метод анализа и синтеза. С его помощью исследуемое явление расчленяют на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину изучаемого процесса.

Методы индукции и дедукции. С помощью индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Исторический метод. Выявляет социальные закономерности возникновения, становления и развития явлений в контексте исторического времени, помогает разложить действующие в его процессах социальные силы.

Метод восхождения от простого к сложному. Так как социальные процессы представляют собой совокупность простых и сложных социальных явлений, базируясь на простых аспектах научного познания, они концентрируют их и получают более емкие и конкретные определения. Поэтому развитие от простых социальных процессов к сложным получает отражение в движении мышления от абстрактного к конкретному.

Методы единства качественного и количественного анализа. Социальные теории не могут ограничиться выявлением лишь качественной стороны социальных процессов. Они исследуют также и количественные параметры. Познанные социальные явления предстают в виде меры или как качественно определенное количество.

Генетический метод. Он направлен на исследование преемственности процесса развития понятий, категорий, теорий, методики и технологии социальной работы.

Конкретно-социологический метод. Он выясняет и показывает социальные связи, их эффективность, общественное мнение, обратную связь; включает в себя такие эмпирические методы, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, тестирование.

Метод формализации. Составленные данные о процессах социального развития субъектов и объектов в виде схем, графиков, таблиц.

Метод аналогии. Оценка конкретной ситуации, итогов работы, исходя из опыта оценки других организаций, субъектов и т.д.

Для каждой категории населения и для решения конкретной проблемы клиента применяется свой инструментарий. Это можно проследить на примере работы с дезадаптированными детьми.

Социально дезадаптированые дети – это дети, не умеющие или осознанно игнорирующие правила, нормы и законы, у которых нс сформированы навыки основных видов деятельности, определяющих социальное, психологическое, физическое развитие.

Существенными причинами увеличения роста дезадаптированности детей в современных условиях являются низкий уровень жизни значительной части семей, деградация их нравственных устоев, нежелание или неспособность многих родителей заниматься воспитанием своих детей по причине пьянства и аморального образа жизни, рост числа разводов и вследствие этого – воспитание детей в неполных семьях.

Дополнительными факторами детской дезадаптации, помимо неблагополучной семьи, являются падение нравственности в обществе, нарушение прав детей в области образования, оздоровления, получения профессии и жилья, а также рост безработицы, ухудшающей материальное положение семей и толкающей родителей к отказу от детей ввиду невозможности их содержания.

Значительная часть дезадаптированных детей отличается девиантным поведением, употребляет алкоголь, наркотики, совершает правонарушения, страдает соматическими болезнями и психическими расстройствами. Поэтому социальная реабилитация детей и подростков, находящихся в кризисной жизненной ситуации, в современной России становится одной из насущных проблем.

В арсенале средств работы с такими детьми реабилитационных учреждений основой выступают правовые методы.

Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" устанавливаются основы правового регулирования отношений в этой области, позволяется создать принципиально новую модель не только государственной системы профилактики, коррекции и реабилитации безнадзорных детей, но всю работу на индивидуальном и групповом уровнях.

Следующим инструментом выступает научная база. Так, например, теоретические основы реабилитации дезадаптированных подростков заложены отечественными и зарубежными исследователями, работавшими в этой области (Л. С. Выготским, А. С. Макаренко, Я. Корчаком, И. С. Коном, С. Т. Шацким и др.).

В то же время следует заметить, что теоретические исследования проблем дезадаптированных детей требуют постоянного особого, углубленного исследования, так же как и вопросы, связанные с реальной практикой социальной защиты детей, ОГЛАВЛЕНИЕм деятельности системы реабилитационных учреждений, социальных служб, используемых в них форм и методов работы с детьми.

В качестве инструментария работы следует также рассматривать и систему специализированных учреждений и служб. В настоящий момент формируется три организационно-правовые формы социальных служб.

Во-первых, это казенные социальные службы, к которым относятся социальные службы и учреждения для бездомных и лиц, склонных к бродяжничеству: социальные гостиницы, ночлежки, дома ночного пребывания и т.д., а также реабилитационные центры для детей и подростков, находящихся в социально опасном положении, приюты.

Второй организационно-правовой формой является бюджетная социальная служба. К ним относятся стационарные, полустационарные и нестационарные социальные службы и учреждения социального обслуживания.

Третьей формой являются автономные учреждения и службы.

Существует также система общественных (негосударственных) учреждений. Такая форма имеет свои преимущества в организации работы с клиентами: нет административного ресурса; при общении с государственными структурами нет ведомственной принадлежности и, следовательно, не проявляются узковедомственные интересы; есть возможность экспериментировать: изменять структуру службы и должностные обязанности сотрудников, привлекать к работе различных специалистов и многое другое.

Однако опыт показывает, что, каков бы ни был организационно-правовой статус социальной службы, она может быть дееспособной только в качестве отдельной, самостоятельной структуры. Ведомственная принадлежность социальных служб вызывает проблемы взаимодействия с другими ведомствами. Так как социальная работа, по определению, носит межведомственный характер, то оптимальным вариантом координации деятельности территориальных учреждений и социальных служб являются координационные Советы при исполнительных органах власти.

Комиссии по делам несовершеннолетних, обладая по закону достаточно большими полномочиями, выступают основным институтом взаимодействия со специалистом социальной работы при решении проблем ребенка путем собрания специалистов на консилиум.

Консилиум – это форма координации усилий в достижении целей работы с дезадаптированными детьми, совместное заседание специалистов, в ходе которого происходит всестороннее рассмотрение проблемы и анализ материалов, предоставленных социальными работниками, вырабатывается программа реабилитации для несовершеннолетнего и его социального окружения, распределяется ответственность специалистов за ее выполнение.

Программа реабилитации может включать несколько этапов, учитывающих потенциальную динамику позиции клиента. Каждая отдельная программа не преследует цели полной социальной реабилитации, а лишь стремится решить определенный круг проблем в этом направлении.

В результате выполнения программы возникает новая ситуация с изменившимися отношениями клиентов, возможно, с другими внешними обстоятельствами. Решение одних проблем выводит на передний план другие, до этого казавшиеся неактуальными. Решение проблемы алкоголизма родителей и их трудоустройство является задачей первой программы реабилитации. Па втором этапе стоит задача налаживания детско-родительских отношений. На третьем – изменение дисфункциональных (неадаптивных) моделей поведения, что позволит избежать рецидива ситуации.

В зависимости от ситуации (степени угрозы для ребенка) и готовности ребенка и его семьи к сотрудничеству

с социальным работником могут применяться следующие различные методы и средства.

Интервенция – организация воздействия на ситуацию при отсутствии готовности к сотрудничеству со стороны семьи в случае опасности для жизни и здоровья ребенка.

Курирование – информационно-психологическая поддержка, контроль ситуации, поддержание отношений с клиентом.

Сотрудничество. Реализация любой программы реабилитационных мероприятий предполагает хотя бы частичное принятие ее самим клиентом и определение его доли ответственности. Поэтому предложение сотрудничества должно опираться на запрос клиента, даже если этот запрос с точки зрения специалиста не обращен к сущности проблемы. Если ситуация допускает постепенное изменение, то оптимальна пошаговая динамика, где каждый шаг будет соответствовать зоне ближайшего развития клиента, т.е. степени его способности понять ситуацию с помощью социального работника. Когда этот шаг будет сделан, горизонты расширятся, изменится и запрос клиента.

Достаточное количество семей уже на этапе установления контакта проявляют готовность к сотрудничеству с социальным работником. Взрослые обычно проявляют готовность к сотрудничеству в вопросах воспитания ребенка. Для ребенка запрос лежит в сфере организации досуга, проще говоря, в получении новых впечатлений. Вместе с тем для него важно изменение отношения родителей к нему. Этот комплекс и составляет обычно основу первой программы.

Отношения между клиентом и социальным работником приобретают созидательный характер только в сотрудничестве. Социальный работник при этом использует следзчощие методы и средства:

1) предоставляет информацию, рассказывает о своих возможностях, возможностях службы;

2) сообщает требования (претензии) со стороны официальных лиц, предлагает варианты их удовлетворения;

3) инициирует запрос клиента, помогает переформулировать внешний запрос в реальную проблему (например, запрос – "сын меня не слушается", проблема – "я не авторитетен для сына, не могу удовлетворить его потребности");

4) инициирует заключение договоренности, принятие клиентом ответственности за их выполнение.

Клиент, в свою очередь, совершает следующие действия:

1) принимает социального работника и поддерживает с ним контакт;

2) рассказывает о своей ситуации, помогает социальному работнику понять суть проблемы;

3) предъявляет свой запрос к социальному работнику;

4) принимает предложения социального работника, выбирая их из предлагаемых альтернатив, или предлагает свои варианты;

5) принимает на себя ответственность за свои решения.

Развитие сотрудничества с семьей можно представить в виде следующего алгоритма, последовательности шагов.

После установления конструктивного контакта (теплые, доверительные отношения с родителями складываются далеко нс всегда, и часто в этом нет особой необходимости) социальный работник предлагает обсудить ситуацию ребенка и совместно найти варианты улучшения этой ситуации. Следует избегать прямого обвинения родителей в ситуации ребенка, так как важно изменить ее, а не найти виноватого.

В случае если налицо явное асоциальное поведение родителей (пьянство, антисанитарные условия дома, признаки насилия над ребенком, отсутствие у ребенка своего места в доме), социальный работник сразу проговаривает условия сотрудничества, включающие устранение (ограничение) данных проявлений. Определяются меры контроля со стороны социального работника. В случае отказа от выполнения происходит переход к другим вариантам работы (интервенция).

Совместно проясняются методы воспитания, принятые родителями, характер взаимоотношений; социальный работник вносит свои предложения по их коррекции.

Иногда больной, "плохой" ребенок – клеймо на всей семье, и родителю легче не замечать этих проблем: ведь для их разрешения придется выносить сор из избы. Социальный работник может помочь нивелировать страх оказаться не такими, как все, рассказав о похожих ситуациях, о возможностях разрешения.

Определяются претензии родителя к ребенку, выясняется, в чем выражаются его отклонения, какие методы борьбы с ними родитель применял, почему они не дали результата. Социальному работнику не стоит без запроса родителей интерпретировать причины отклоняющегося поведения ребенка. Он должен предложить им дать сноп варианты, однако это не мешает ему делать свои выводы относительно ситуации и задавать наводящие вопросы.

Происходит совместный поиск новых методов, социальный работник предлагает свои варианты с учетом его знания ресурсов территории. Он может предложить родителю проконсультироваться у психолога по поводу поведения ребенка. Большинство родителей нс имеют представления о психологической помощи, поэтому следует рассказать о возможностях психолога, подчеркнуть его отличие от врача (психиатра), об анонимности и конфиденциальности и, таким образом, снять тревожность.

Постепенно акцент с ребенка переносится на собственные проблемы родителей: трудоустройство, лечение от алкоголизма, участие в родительской группе, восстановление документов и т.д. Часто на этом этапе родители проявляют сопротивление, пытаются отказаться от сотрудничества, не признают своих проблем. Поэтому лучше, если родитель сам заявляет о проблемах или социальный работник предъявляет требования не от своего лица, а от имени специалистов и официальных лиц.

Если ситуация не несет явной угрозы для ребенка, имеет смысл избегать резких действий, обвинений в адрес родителей, пытаясь постепенно подготовить их к неизбежности изменений. При этом не следует поддерживать родительские "игры": жалобы на свою тяжелую жизнь без каких- либо реальных попыток изменить ситуацию, жалобы на поведение ребенка без изменения отношения к нему. В таких случаях социальный работник должен твердо обозначить свою позицию: "Я пришел, чтобы помочь вам, а не выслушивать одни и те же жалобы. Я уже предложил вам следующие варианты помощи (перечислить). Вы отказались от них и сказали, что сами справитесь с ситуацией. Если вы и дальше будете отказываться от сотрудничества, мне придется прекратить работу с вашей семьей". Далее в зависимости от ситуации несовершеннолетнего социальный работник либо предпринимает интервенцию, либо делает паузу, ожидая активности родителей.

Основой сотрудничества является осознание родителями реальных проблем семьи и готовность к принятию ответственности за них.

Конечно, в зависимости от местных условий возможны самые разные варианты организации социальной службы.

Главное – понимание всеми заинтересованными людьми с соответствующими функциями и полномочиями – политиками, чиновниками, специалистами социальной работы и педагогики – необходимости комплексной социальной работы, ее социальной, а в конечном счете и экономической выгоды. Только работая с проблемой семьи, можно надеяться, что дети вырастут полноценными гражданами своей страны, что нс будут пополняться интернаты, детские дома и приюты, что снизится количество правонарушений несовершеннолетних и т.д.

Только комплексный подход к использованию социального инструментария в решении проблемы социальной дезадаптации несовершеннолетних может принести реальные результаты. И социальная служба – это та структура, которая может объединить усилия всех участников реабилитационного процесса, сделать их доступными для клиентов. Деятельность социального работника позволит превратить работу с несовершеннолетним из "футбола", когда ребенка (а вместе с ним и ответственность) направляют из одной структуры в другую, в реабилитационные цепочки, в составлении которых принимает участие и сам ребенок, и его родители. И по этим цепочкам в сопровождении социального работника ребенок идет, приобретая собственные ресурсы, становясь полноценным членом социума, способным брать и отдавать, не нанося вреда другим.

Хотя не на все вопросы есть пока ответы, важно подчеркнуть, что в обществе идет поиск новых форм и методов помощи детям в кризисных ситуациях. При этом главным принципом должно стать уважительное отношение к клиенту (ребенку и его семье), вера в его силы и возможности развития.