Лекция 1. Техника как объект познания

Плюрализм подходов к понятию "техника" обусловлен многообразием ее форм и видов, а также неотъемлемостью социальных отношений. Основные определения понятий "техника" и "технология" дополняют друг друга в рамках системы единства материальных средств и орудий, знаний по их созданию и эксплуатации и человека как носителя этих знаний.

Технический прогресс — важнейшая характеристика общественно-исторического процесса начиная с первобытной эпохи. Фундаментальные причины технического прогресса коренятся в противоречии между динамичными потребностями общества и ограниченными возможностями их удовлетворения с помощью существующей техники.

Отношения науки и техники носят характер многосторонней взаимосвязи, как прямой (например, использование научных открытий в процессе технических изобретений), так и опосредованной, т.е. через систему материального производства. Каждая поВперед ступень технического прогресса — от орудийных до информационных технологий — обусловливает значительные социальные изменения, затрагивающие не только экономическую сферу, но и всю систему общественных отношений, способствуя переходу к новому типу социальной организации.

Сущность техники, ее генезис и основные виды

Вопрос о сущности техники является основополагающим и ключевым в философском исследовании этого сложного и многогранного феномена. Истоки понятия "техника" уходят в глубь веков. Древнегреческое слово "технэ" переводится на русский язык "как искусство, мастерство, умение, искусная деятельность". Понятие техники встречается уже у Платона и Аристотеля в связи с анализом искусственных орудий труда. Так, Платон под техникой понимал все то, что связано с человеческой деятельностью, все искусственное, в отличие от естественного [36, с. 458].

В Средние века техника считалась отблеском божественного творчества, с чем ее и сопоставляли. В Новое время человек видел в технике преимущественно силу своего собственного разума, она понималась как совокупность всех тех средств, процедур и действий, которые относятся к искусному производству всякого рода, но прежде всего к производству орудий труда и механизмов. Ныне слово "техника" ассоциируется у большинства людей с машинами, механизмами, аппаратами, с различными орудиями человеческой деятельности. Но сохранилось и старое значение этого слова, в частности говорят о технике художника, музыканта, спортсмена и др., подразумевая при этом все то же мастерство и умение человека. Современное ОГЛАВЛЕНИЕ понятия "техника" необыкновенно расширилось, имеются различные его трактовки и определения.

Для определения техники прежде всего необходимо зафиксировать ее сущностные признаки, главными из которых можно считать следующие [56, с. 59—61]:

• Техника — это артефакт, т.е. искусственное образование, которое специально изготавливается, создается человеком (мастером, техником, инженером). При этом используются конкретные замыслы, идеи, знания, опыт.

• Техника — это "инструмент", т.е. всегда используется как средство, орудие, удовлетворяющее или разрешающее определенную человеческую потребность (в силе, движении, энергии, защите и т.д.).

• Техника — самостоятельный мир, реальность, противопоставляемая природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку.

•Техника — специфический инженерный способ использования силы энергии природы.

• Техника — это технология, т.е. совокупность самих производственных операций, приемов использования орудий труда.

Таким образом, принято исходить из того, что техника является совокупностью искусственных средств, орудий человеческой деятельности. В большинстве философских изданий техника определяется как "система искусственных органов и средств человеческой деятельности, предназначенных для ее облегчения и повышения эффективности, применяемых для осуществления процесса производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества" [41, с. 78].

Часто техника понимается как совокупность механизмов и машин. В частности, водном из словарей сказано: "Техника — совокупность механизмов и машин, а также система средств управления, добычи, хранения, энергии и информации, создаваемых в целях производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества" [32, с. 281]. Недостаток данного определения заключается в том, что оно не охватывает "немеханическую технику", допустим ее химические и биологические виды.

В литературе порой встречаются определения техники, в которых соединяются характеристики ее как средства, мастерства, умения, а также приемов и операций трудовой деятельности. К примеру, А.Г. Спиркин отмечает: "Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса" [46, с. 606].

В последнее время стали встречаться трактовки техники, включающие технологию и технические знания, умения, навыки и профессиональное мастерство человека. В этом случае под словом "техника" понимается:

• область знания, выступающего в качестве связующего звена между эмпирией и теоретическим знанием;

• область человеческой деятельности (в том числе всевозможные средства и процедуры), цель которой — изменение природы в соответствии с потребностями человека;

• совокупность умений и навыков, составляющих профессиональные особенности того или иного рода человеческой деятельности (совершенное владение навыками), искусство и мастерство человека, занимающегося этой деятельностью [57, с. 551].

Такая широкая трактовка слова "техника" вряд ли правомерна — она носит эклектический характер и соединяет в себе чуть ли не все значения этого понятия. В результате этого практически невозможно представить технику в качестве самостоятельного феномена, раскрыть ее своеобразие, место и роль в развитии общества.

Важно заметить, что давно сложилось представление, согласно которому техника, в отличие от природы, — это не естественное образование, она создана человеком, является произведенным человеком материальным, вещественным объектом и инструментом человеческой деятельности. Поэтому ее часто называют артефактом (от лат. arte — искусственно + factus — сделанный). Можно сказать, что техника есть совокупность артефактов. Отсюда вытекает определение техники как системы искусственных материальных средств и органов человеческой деятельности.

Для обозначения изделий (элементов, устройств, подсистем, функциональных единиц или систем), которые можно рассматривать в отдельности, нередко употребляется словосочетание "технический объект".

Технический объект — это не только объект технической практики, но и материальное средство целесообразной общественной деятельности. Он функционирует в обществе и совершенствуется в качестве технического базиса общественного производства.

Учитывая все вышесказанное, можно заключить, что техника взятая в собственном смысле слова, выступает важнейшим компонентом производительных сил и материальной культуры общества и представляет собой совокупность искусственных, материальных средств и одновременно результатов целесообразной человеческой деятельности, предназначенных для преобразования мира, природного, общественного и человеческого бытия, для усиления, и повышения эффективности деятельности, прежде всего трудовой, для создания комфортной среды обитания.

Правда, в результате экспансии техники, технизации мира, общественного и человеческого бытия она приобретает относительно самостоятельный онтологический статус, становится техносферой ("техносом"), т.е. приобретает более широкий смысл, является особым миром, определенным способом существования человека, неотъемлемой средой его обитания.

Известно, что термин "среда" применяется в биологии, географии и медицине и понимается как нечто внешнее по отношению к живому существу, в том числе и к человеку — нечто окружающее его. В этой связи надо отметить, что техносфера сейчас становится внутренней средой существования человека и общества, приобретает всеобщий характер, является обязательным элементом социального пространства в современной цивилизации. Недаром французский исследователь Ж. Эллюль заметил, что техника, создающаяся в человеческой среде, мало-помалу сама становится средой в прямом смысле этого слова, средой мира экономического и гуманитарного абсурда [70, с. 155-165].

И все же техника нужна главным образом как средство, орудие, удовлетворяющее ту или иную человеческую потребность (в силе, энергии, защите и т.д.). В этом плане техника является инструментом, но это такой инструмент, от которого ныне зависит уже судьба цивилизации.

Следует отметить еще и то, что техника является материальным, вещественно-предметным образованием, хотя в процессе ее производства существует сложная диалектика идеального и материального, превращение идей в материальные, артефактные объекты.

В технике, благодаря профессиональной деятельности технических специалистов, инженеров, технические идеи, замыслы, проекты и знания материализуются, "овеществляются". В то же время научно-технический уровень работников, эксплуатирующих технику, их знания, опыт, навыки и умения "оживляют" технические устройства, орудия труда, обеспечивают их нормальное, эффективное и безопасное функционирование прежде всего в производственной сфере.

Существуют различные концепции относительно происхождения техники. Нередко появление техники усматривают в целесообразной деятельности человека и потребности рационального использования средств этой деятельности. Согласно концепции, предложенной О. Шпенглером, техника есть результат совместной деятельности больших масс людей и является способом организации этой деятельности. Поэтому ее следует рассматривать не как совокупность инструментов, а как способ обращения с ними, т.е. практически как технологию [68, с. 458-460).

С именем Л. Мамфорда связывают концепцию, исходящую из того, что орудийная и машинная техника — это продукты биотехники. Под биотехникой американский философ понимал все необходимое человеку для жизни. Техника связана с особенностями функционирования человека — в первую очередь с его происхождением. Первоначально техника была жизнеориентирована, а уже затем трудоориентирована. Техника, нацеленная на производство и власть, возникла, по мнению Мамфорда, значительно позже [26, с. 4—13).

Еще одну оригинальную концепцию техники выдвинул советский ученый и философ Б.Ф. Поршнев. Он считал, что техника появляется в результате биоличностных свойств адаптации человека к миру. Так, вместо зубов и когтей человек вынужден использовать камни и папки, которые рассматриваются в качестве посредников, прототипов современных технических приспособлений [38, с. 355—360].

Основная причина возникновения техники заключается в стремлении человека преодолеть ограниченность своей естественной природы и организации, усилить воздействие своих естественных органов на вещество и силы природы. Другими словами, противоречие между физической организацией человека и необходимостью преобразования природы с целью производства материальных благ, нужных для его существования и развития, стало главным источником, побудительной силой, которые определили человеческую активность, его деятельность по созданию первой, примитивной, архаической техники. Весь смысл дальнейшего развития техники состоит в том, что человек усиливает свое воздействие на природу, последовательно передает ряд своих трудовых функций техническим устройствам.

Современная техника многообразна. В литературе пока отсутствует единая и общепринятая типология техники. Как правило, ее разделяют на следующие функциональные отрасли:

• производственную технику;

• технику транспорта и связи;

• технику научных исследований;

• военную технику;

• технику процесса обучения;

• технику культуры и быта;

• медицинскую технику,

• технику управления [59, с. 682].

Называют также такие виды техники, как строительная, космическая, компьютерная, игровая, спортивная и др.

Обычно отмечается, что ведущее место принадлежит производственной технике, внутри которой выделяются промышленная, сельскохозяйственная и строительная техника, техника связи и транспорта. В последнее время часто говорят о компьютерной, информационной технике, которая носит универсальный характер и может быть использована в самых различных областях человеческой жизнедеятельности.

Технику принято подразделять на пассивную и активную. Пассивная техника включает в себя связующую систему производства (особенно в химической промышленности), производственные площади, технические сооружения, технические средства распространения информации (телефон, радио, телевидение). Активная техника состоит из орудий (инструментов), которые делятся на орудия ручного труда, умственного труда и орудия жизнедеятельности человека (очки, слуховые аппараты, некоторые протезы и т.д.), машин (производственных, транспортных, военных), аппаратуры управления машинами, технологическими, производственными и социально-экономическими процессами.

Помимо горизонтального структурного анализа "разреза" совокупной техники исследователи используют и вертикальный. В этом случае отношения между различными элементами системы техники есть отношения общего и частного. В свете этого "разреза" выделяются следующие уровни техники: совокупная техника, технические системы и отдельные технические средства.