Лекция 2. Техника и искусство красноречия

В результате изучения главы студент должен:

иметь представление

• о нравственных основах судебной речи;

• невербальной риторике;

• технике речи;

знать

• базовые понятия современной риторики;

• лингвистические и экстралингвистические признаки судебной речи;

• особенности защитительной и обвинительной речей;

• назначение планов и их виды;

• риторические тропы, риторические фигуры и их роль в речи;

• план риторического анализа публичного выступления;

уметь

• различать основные виды красноречия;

• пользоваться вербальными и невербальными приемами ораторского искусства судебных ораторов России;

• описывать предмет речи;

• использовать основные стратегии повествования;

• пользоваться языковыми средствами контакта и воздействия на аудиторию;

• аргументировать свою позицию;

• управлять своим голосом и готовить речевой аппарат к работе;

• следить за собственным дыханием и дикцией;

• определять необходимый темп речи;

• анализировать и оценивать свое и чужое публичное выступление;

• прогнозировать характер восприятия речи собеседником и привлекать риторические средства убеждения в ходе публичного общения с оппонентом;

владеть

• способностью и готовностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

• способностью и готовностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

• способностью и готовностью вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей;

• способностью и готовностью идентифицировать себя с собеседником, понимать, как он сам воспринимается партнером но общению и эмпатий но относится к нему.

Сущность и смысл красноречия

Структурно термин "красноречие" включает в себя два самостоятельных понятия:

красный (-ая, -ое), которое употребляется в народной речи, поэзии для обозначения чего-то прекрасного, яркого, светлого[1]

речь, т.е. последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.

Речь – продукт говорения реального человека, обладающего определенной культурой в широком смысле этого слова, специфическими психофизиологическими качествами и преследующего свои интересы в конкретной социальной ситуации. Хотя речь и представляет собой внешнюю, формальную сторону текста, она одновременно содержит и выражаемый ею внеязыковой смысл, ради которого и во многом подчиняясь которому она строится. Выходит, что оценивать и характеризовать речь можно по разным ее компонентам:

а) содержанию, т.е. по заключенному в ней предмету мысли;

б) форме построения, использованию в ней средств и способов конкретного языка, позволяющих раскрыть природу предмета мысли, его сущность;

в) степени эмоционального и рационального воздействия речи на органы чувств слушателя, его сознание и мышление;

г) мастерству, искусству говорения того, кто в данный конкретный момент свой идеальный образ своей мысли превращает в речь. В этом отношении речь непосредственно обусловлена ораторским талантом говорящего. В высшем проявлении искусства оратора она может стать красивой, а он сам становится красноречивым, т.е. одаренным красноречием.

Таким образом, красноречие – комплексная характеристика речи. Это не просто красивая и убедительная речь оратора, обладающая правильностью, новизной, ясностью, точностью, чистотой, благопристойностью, но еще и речь действенная, эффективная, уместная.

Методологической основой успешного описания и правильного понимания красноречия является раскрытие и рассмотрение совокупности связей элементов речи, ее языковой структуры, а также ее отношений к чему-то, что находится за ее пределами. Ведь в процессе ее построения и понимания речь всегда решает те или иные коммуникативные задачи и всегда соотнесена и связана с другими, внешними по отношению к ней структурами.

• Выявление элементов красноречия начнем с соотношения "речь – язык". Это соотношение самоочевидно. Все дело в том, что любая речь построена из материала языка и по правилам языка. Правда, хотя речь построена из языка, подчинена его законам, она не равна языку. В речи языковые единицы получают чрезвычайную прибавку: выбор, повторение, размещение, комбинирование, трансформирование. Осуществляется это соотношение в диалектической связи системы языка и его вариативных возможностей. Перед говорящим всегда стоят задачи найти нужное слово, нужное соединение слов, нужную интонацию, осуществить коммуникативно-правильный выбор, чтобы слушающий понял и уяснил суть и смысл его мысли.

Языковая система обычно не предписывает сама по себе взаимного размещения слов и других ее знаков в речевой последовательности, хотя в некоторых случаях предписания наличествуют. В целом русский язык допускает большую свободу размещения, взаимного расположения слов, словосочетаний, целых высказываний и их структурно-синтаксических частей. Конечно, есть определенные ограничения на речевое размещение языковых знаков, которые обусловлены как системой языка, так и логическим развитием выражаемой мысли. Вместе с тем эти ограничения не лишают автора речи возможности варьировать в больших пределах взаимное размещение языковых средств, предполагают авторский выбор одного из возможных вариантов размещения.

Например, М. ТО. Лермонтов совсем по-другому передал ОГЛАВЛЕНИЕ мысли, которое заключено в стихотворении И. В. Гете[2]:

Über allen Gipfeln

Над всеми вершинами

Горные вершины

ist Ruh.

тишина.

Спят во тьме ночной;

In allen Wipfeln spurest du

Во всех кронах деревьев

Тихие долины

kaum

ты едва ли ощущаешь

Полны свежей мглой;

einen Hauch.

дыхание.

Не пылит дорога,

Die Vogelein schweigen im

Птицы молчат в

Не дрожат листы...

Walde.

лесу.

Warte nur, balde

Подожди, скоро

Подожди немного,

ruhest du auch.

отдохнешь и ты.

Отдохнешь и ты.

Следующей прибавкой в речи, но сравнению с языком, выступает комбинирование слов, словосочетаний, целых высказываний в пределах одного предложения, абзаца, целого текста. При комбинировании могут происходить семантические сдвиги и наслоения, в результате получаются образные значения слов и словосочетаний. Явно положительное оценочное слово, примененное в речи, может приобрести отрицательную оценку, оттенок иронии, осуждения и т.д.

Такой вариант продемонстрировал В. В. Маяковский в своей пьесе "Баня":

– Победоносиков: "Да, да... Итак, товарищи, помните, что Лев Толстой – величайший и незабвенный художник пера. Его наследие прошлого блещет нам на грани двух миров, как большая художественная звезда, как целое созвездие, как самое большое из больших созвездий – Большая Медведица".

В целом коммуникативные качества речи, обусловленные соотношением языковой системы и авторским выбором, могут позволить автору речи сделать ее богатой и разнообразной, красивой и эффективной или, напротив, невыразительной и смешной.

• Следующее соотношение, которое позволяет выявить суть красноречия и сделать речь красивой, – соотношение "речь – мышление". Эта связь непрерывна, она постоянно проявляет себя в мыслеречевой и речемыслителыюй деятельности.

Следует обратить внимание на некоторые различия в указанных процессах. В мыслеречевой деятельности процесс формирования и осуществления речи начинается с идеального образа, который возникает в голове автора речи, затем обрамляется языковыми конструкциями и передается слушателям посредством звуков различного тона, тембра, громкости, а также жестов и т.д. При речемыслительной деятельности автор будущей речи изначально раскодирует сигналы речи своего визави, потом формирует свой образ предмета речи и потом только осуществляет мыслеречевую деятельность.

В речи мысль выражается и в речи она формируется. Вместе с тем речь получает свою знаковую, языковую структуру не только в зависимости от того, чем располагает и что предлагает язык на каждом шаге ее развертывания, но и в зависимости от того, что должно быть в речи отражено и для каких целей она предназначена.

В одном из судебных заседаний адвокат, обращаясь к суду, акцентировал его внимание на христианских канонах, которые следует использовать при принятии решения, ибо его подзащитный – христианин. Он сказал буквально следующее: "Уважаемые присяжные заседатели! Что Бог бесконечно милостив – это для христианина бесспорная истина. Другая, столь же очевидная для христианина истина состоит в том, что Бог бесконечно справедлив. Взяв эти истины за основу оценки противоправного деяния моего подзащитного, мы обязаны признать, что религиозный человек, которым и является мой подзащитный, приняв эти истины в качестве развития своего мышления, построения своих планов и практических действий, получает свободу поступков в своей судьбе. Ведь Бог, будучи бесконечно справедлив, назначает кару или вознаграждение за человеческие поступки. Одновременно Бог, будучи бесконечно милостив, дает шанс ему самому определить свою будущую судьбу или благочестием, или греховным поведением. В нашем случае его мышление, основанное на сочетании нами признаваемых религиозных истин, привело его к противоправному деянию, к греховному поведению. Предоставим же ему шанс, основанный на Божьей милости, самому исправить его же судьбу!"

Как видим, мышление адвоката, апеллировавшего к нерациональным основаниям мыслительной деятельности своего подзащитного, было внешне привлекательным, но неправильным, поэтому что было обращено к чувствам присяжных заседателей. В целом же соотношение "речь – мышление" позволяет оценить такие качества речи, как точность, логичность, доступность.

• Третье соотношение, раскрывающее признаки красноречия, – это соотношение "речь – сознание". Данный аспект в речи очень важен, ибо сама по себе мыслеречевая и речемыслительная деятельность непосредственно связана с идеальными образами, которые формируются в человеческом сознании. В сознании идеальный образ пронизан совокупностью рациональных и иррациональных компонентов, которые включают в себя элементы прекрасного и безобразного, доброго и злого, веры и безверия и т.д. И если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка, знаковой структурой, а также языком жестов, тоном, тембром, громкостью, ритмом воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания слушателя, то такая речь будет выразительной, образной, чувственной. Более того, как свидетельствует практика, то, что проходит через чувства, мобилизует человека во много раз сильнее, чем рациональное толкование и объяснение мысли говорящего.

Как это происходит в реальности, достаточно образно и содержательно отразил Л. П. Чехов в рассказе "Случай из судебной практики". В нем он сумел показать, как срабатывает соотношение "речь – сознание". В окружном суде рассматривалось дело Сидора Шельмецова, обвинявшегося в краже со взломом, мошенничестве и проживании по чужому паспорту. С защитой выступал опытный адвокат, который, опуская факты, все больше напирал на психологию:

– Мы – люди, господа присяжные заседатели, будем же и судить по-человечески! – сказал между прочим защитник. – Прежде чем предстать перед вами, этот человек выстрадал шестимесячное предварительное заключение. В продолжение шести месяцев жена лишена была горячо любимого супруга, глаза детей нс высыхали от слез при мысли, что около них нет дорогого отца! О, если бы вы посмотрели на этих детей! Они голодны, потому что их некому кормить, они плачут, потому что они глубоко несчастны... Да поглядите же! Они протягивают к вам свои ручонки, прося вас возвратить им их отца!

И пошли плясать нервы N...ской публики! Послышались всхлипывания, кого-то уже вынесли из зала. А защитник продолжал говорить:

– Знать его душу – значит знать особый, отдельный мир, полный движений. Я изучил этот мир. Изучая его, я, признаюсь, впервые изучил человека. Я понял человека... Каждое движение его души говорит за то, что в своем клиенте я имею честь видеть идеального человека.

Теперь уже все члены суда полезли в карман за платками. И даже прокурор, этот камень, этот лед, бесчувственнейший из организмов, беспокойно завертелся на кресле, покраснел и стал глядеть под стол. Слезы засверкали сквозь его очки.

• Важные признаки красноречия высвечиваются в соотношении "речь – действительность". Ведь очевидно, что все речевые структуры соотнесены с реальными явлениями, процессами, событиями, вещами, которые обусловливают жизнь и деятельность говорящего и слушателя. Очевидно, что и слушающий заинтересован в том, чтобы отчетливо и не затрудненно распознавать те или иные элементы действительности, которые вербализованы воспринимаемой им речью. Другими словами, слушающий заинтересован в том, чтобы правильно, в соответствие с замыслом и намерением автора речи, соотнести, сопоставить ее с обозначаемой в речи действительностью. В том же самом заинтересован и автор речи. Это нужно даже в том случае, когда он вводит слушающего в заблуждение, подставляя с помощью речевой модели вместо реальных элементов действительности мнимые.

Соотношение "речь – действительность", наряду с соотношением "речь – мышление", позволяет выделить такие элементы красноречия, как точность и логичность. Если между значением слова и его предметной отнесенностью достигнуто в речи полное соответствие, то речь точна. В случае, когда достигается соответствие между смысловыми связями слов и предложений, с одной стороны, и причинно-следственными связями между элементами реальной действительности – с другой, то речь логична. В судебных заседаниях происходит иногда нарушение этих черт в речах и свидетелей, и обвинителей, и адвокатов.

Замечательный пример по этому поводу приводил П. С. Пороховщиков: "Полицейский пристав давал суду показания о первоначальных розысках по убийству инженера Федорова; в дознании были некоторые намеки на то, что он был убит за неплатеж денег рабочим. Свидетель не умел выразить этого просто и сказал: “Предполагалось, что убийство произошло на политико-экономической почве”. Первый из говоривших ораторов обязан был заменить это нелепое выражение простыми и определенными словами. Но никто об этом не подумал. Прокурор и шестеро защитников один за другим повторяли: “Убийство произошло на политико-экономической почве”. Хотелось крикнуть: “На мостовой!”"[3].

• Значимые признаки красноречия можно выделить, рассматривая соотношение "речь – человек, ее адресат". Автор речи, как правило, создает речь не для себя, а для другого. Любая речь имеет конкретного адресата, конкретного слушателя. При этом, конечно, сам создатель речи всегда соотносит себя с тем, кому он свою речь адресует. Поэтому он всегда соотносит, соизмеряет свои возможности и способности с уровнем интеллекта, нравственной и социальной зрелостью слушателя. Оратор в данной связи "речь – адресат" ориентирован на то, чтобы речь была доступной, позволяла получателю информации о предмете разговора без больших затруднений распознавать эту информацию. При этом говорящий должен быть свободным в мыслеречевом общении, не переступать границы моральных отношений и чувствовать себя нравственно безупречным. Тогда, кроме доступности речи для ее понимания слушателем, данная речь становится еще и действенной, она побуждает слушателя к изменению своего поведения и практической деятельности.

Правда, воплотить в жизнь указанные черты красноречия оратора не совсем просто. Использование необходимых для доступности и действенности речи приемов может перейти в ложь, лесть, лицемерие. Здесь нелегко провести границу между безнравственным и дозволенным.

Такого рода способность убедительно демонстрировал Павел Иванович Чичиков. Для достижения определенных целей, не обращая внимания на нравственность, во всех своих беседах с Маниловым, Коробочкой, Ноздревым, Собакевичем,

Плюшкиным он строил свою речь с учетом особенностей слушателя. Обратим внимание хотя бы на одно из мыслеречевых взаимодействий Чичикова и Коробочки:

– А, так вы покупщик! Как же жаль, право, что я продала мед купцам дешево, а вот ты бы, отец мой, у меня, верно, его купил.

– А вот меду и не купил бы.

– Что ж другое? Разве пеньку? Да вить и пеньки у меня теперь маловато: полпуда всего.

– Нет, матушка, другого рода товарец: скажите, у вас умирали крестьяне?

Ох, батюшка, осьмнадцать человек! – сказала старуха, вздохнувши... – Народ мертвый, а плати как за живого...

– На все воля Божья, матушка! – сказал Чичиков, вздохнувши. – Против мудрости Божьей ничего нельзя сказать... Уступите-ка их мне, Настасья Петровна?

• Наконец, сущностные признаки красноречия проявляют себя в соотношении "речь – условия общения". Под условиями общения следует понимать место, время, жанр и задачи меыслеречевой и речемыслителыюй деятельности ритора и слушателей. Выходит, что все элементы речи должны соответствовать условиям общения, и следовательно, речь приобретает признак уместной речи. Если вступительные фразы не совсем соответствуют ситуации, на которую настроены слушатели; если в них слышится неуверенность; они произносятся во время, когда слушатели отвлечены на какие-то свои задачи; если ОГЛАВЛЕНИЕ мыслей не раскрывает предмета разговора, то у слушателей складывается представление, что речь не просто не подготовленная, но она безобразная. В судебном заседании, если оно происходит с присяжными заседателями, последние остаются в недоумении.

Образно это показал Λ. П. Гайдар в повести "Школа". Па митинге в Каменке большевик Баскоков, характеризуя выступление эсэра Кругликова, который призывал исполнять приказы Временного правительства и не учел особенностей условий общения, обратился к крестьянам с такими вопросами: "А скажите мне, граждане, какая вам польза от этой войны? Война была – война есть. Земли не было – земли нет. Помещик жил рядом – жил. А сейчас живет? Живет, живет. Ну, а теперь, кто не согласен, пусть выйдет на это место и скажет, что я неправду оказал..." Этими вопросами к слушателям он позволил им самим оценить речь своего оппонента как неуместную.

Рассмотренные нами признаки красноречия представлены в виде структурной схемы (рис. 1).

Рис. 1. Признаки красноречия

В целом осуществленный нами подход позволяет выделить следующие черты речи, которые выражают ее процессуальный, содержательный и целенаправленный характер и которая имеет права называться красноречивой:

– правильность речи;

– ее чистота;

– точность;

– логичность;

– выразительность;

– образность;

– побудительность;

– доступность;

– действенность;

– уместность;

– адекватность предмету мысли;

– свободность;

– нравственная безупречность;

– эффективность.

Подводя итог рассмотрению процесса красивого говорения, мы можем утверждать, что выделенные признаки красноречивой речи позволяют сформулировать авторское определение красноречия.

Красноречие – это определенный вид говорения или мыслеречевой деятельности оратора, которому присущи следующие признаки:

– высокий уровень выражения сущности предмета мысли;

– использование самых эффективных средств и способов донесения и предъявления предмета мысли слушателю;

– доступность для понимания и уяснения сути предмета мысли слушателями;

– адекватность трактовки предмета мысли слушателя и говорящего;

– благозвучность для восприятия ее слушателями;

– свобода оратора в общении со слушателями;

– проявление нравственной зрелости оратора;

– соблюдение им требований грамотной речи;

– способность оратора эффективно убедить слушателя в том, что для него изначально является неочевидным.

Сущность красноречия составляют такие признаки или свойства речи, которые позволяют утверждать, что только благодаря им:

а) ритор достигает убедительности в действительно неочевидных ситуациях;

б) мысль ритора не только трактуется слушателями одинаково с ним, но и воспринимается как лично ими самими отстаиваемая;

в) и ритор, и слушатели становятся нравственно свободными в выборе своих действий и поведения.

Только эти признаки отражают высокое мастерство и искусство использования ритором средств, способов и форм языка говорящего и слушателей. Таким образом, сущность красноречия заключается в особом сочетании в речи говорящего всех компонентов речи, в гармонии всех частей, составляющих реальную речь в конкретной ситуации взаимодействия говорящего и слушателей, когда все они вместе после произнесения ритором своей речи начинают достигать той цели, к которой ритор и призывал слушателей.

Способность юриста говорить красиво – хотя и весьма важный его талант, но не самоцель. Наибольшую ценность красноречие приобретает в приложении к какой-либо общественно значимой цели, если оно используется как инструмент в той или иной деятельности юриста. Эффективность юридической деятельности, особенно в ходе судебных заседаний, также в значительной мере зависит от владения ораторским искусством ее участниками.