Лекция 1. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАК ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И ПОДТВЕРЖДЕНИЮ СООТВЕТСТВИЯ

Техническое законодательство — совокупность правовых норм, регламентирующих требования к техническим объектам: продукции, процессам ее жизненного цикла и контроль (надзор) за соблюдением установленных требований.

Техническое законодательство — один из результатов деятельности по техническому регулированию как сферы государственного регулирования экономики. ФЗ о техническом регулировании является основным источником технического права в России.

Одним из основных условий вступления России в ВТО было соблюдение принципов технического регулирования, установленных в Соглашении по техническим барьерам в торговле, Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер.

Общая характеристика технического регулирования

Характеристика регулирующих мер

Эффективно работающий мировой рынок это экономическое пространство, в котором свободно перемещаются через границы государств товары, капитал, трудовые ресурсы, информация туда, где для них складываются более выгодные условия. Создание такого рынка возможно, если государство будет осуществлять функцию регулирования в отношении объектов и субъектов.

Безопасность продукции — главный приоритет системы технического регулирования. Если объектом регулирования является продукция, то регулирование заключается в поддержании определенного значения параметров безопасности с помощью технических средств.

Регулирование в отношении субъектов — это упорядочение отношений между ними как участниками работ по управлению параметрами объектов.

Техническое регулирование как частный случай управления проявляется прежде всего в принятии государством мер, направленных на устранение технических барьеров. Под техническим барьером понимаются различия в требованиях национальных и международных (зарубежных) стандартов, приводящие к дополнительным по сравнению с обычной коммерческой практикой затратам средств и (или) времени для продвижения товаров на соответствующий рынок.

Так, в начале 2003 г. в Нью-Йорке была отозвана из торговых точек партия российского молока "Можайское" и "Милая Мила", так как в продуктах был обнаружен сульфонамид— вещество, способное вызвать у человека аллергическую реакцию. Причина — в различии требовании национальных стандартов. Хотя российские ГОСТы па пищевые продукты в целом жестче, но тест на сульфонамид ими не был предусмотрен (в связи с этим инцидентом велись переговоры о закупке соответствующего испытательного оборудования).

Приведенный пример иллюстрирует естественный "технический" барьер. Но в практике очень много было искусственно создаваемых технических барьеров для России, не являющейся до последнего времени членом ВТО. Очень часто они возникают из-за отсутствия соглашений о взаимном признании результатов опенки соответствия. Например, к нашей бытовой технике (автомобилям, холодильникам), поступающей на европейский рынок, часто предъявляют по отдельным характеристикам более жесткие требования, чем к продукции других европейских стран, несмотря на наличие сертификатов соответствия, выданных международно признанными органами по сертификации и признаваемых в странах ЕС.

Поэтому Россия, как и все другие страны, должна разрабатывать программы по преодолению барьеров в торговле, тем более что реализация данных программ дает огромный экономический эффект.

По данным Экономического комитета Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС), разработанные программы по нетарифным барьерам в торговле (стандартизации, оценке соответствия) дают странам АТЭС 0,26% прибыли от фактического валового внутреннего продукта (около 45 млрд долл.), тогда как программа тарифного регулирования— всего лишь 0,14% (почти вдвое меньше).

В Германии эффект от применения мер технического регулирования достигает 1,0% ВВП.

Задача государственного регулирования не ограничивается обеспечением свободного перемещения товаров, как этого требует бизнес. Оно должно быть направлено на предотвращение появления опасных товаров на рынке в соответствии с требованиями граждан и общества (значение безопасности рассмотрено в предыдущей главе).

Отсюда важнейшей задачей государства является разработка и реализация комплекса мер, обеспечивающих баланс между безопасностью поступающей на рынок продукции и ее свободным перемещением к потребителям (рис. 5).

Как отмечается в [30], государство в рамках технического регулирования должно осуществлять три основные группы регулирующих мер.

Рис. 5. Цели государства в техническом регулировании рынки [30]

Первая группа — меры, основанные на законодательстве об ответственности за безопасность поставляемой продукции. Как правило, это законодательство формируется на базе законов о защите прав потребителей. Эта группа мер во многом определяет, насколько жесткими будут меры регулирования, принимаемые правительством но отношению к изготовителям.

Основным принципом рассматриваемой части законодательства должна быть неотвратимость ответственности изготовителя, а также той организации в цепи "изготовитель — продавец — потребитель", по вине которой к потребителю поступила опасная продукция или произошло искажение информации об ее фактических характеристиках.

Вторая группа — регулирующие меры, осуществляемые государством для достижения поставленных им целей в области безопасности продукции.

Средством достижения этих целей являются: 1) технические регламенты (а также стандарты, если они являются доказательной базой выполнения требований ТР); 2) оценка соответствия.

Технический регламент — наиболее жесткая регулирующая мера со стороны государства, когда другие меры регулирования не обеспечивают безопасности граждан и общества. Оценка соответствия (подтверждение соответствия, регистрация, госнадзор и др.) позволяет установить факт соблюдения обязательных требований.

Третья группа — меры, направленные на обеспечение качества и конкурентоспособности продукции на основе использования добровольных стандартов и добровольной сертификации, внедрения систем качества и т.д. Эти меры реализуют хозяйствующие субъекты при минимальном вмешательстве государства.