Лекция 1. ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Техническое регулирование предполагает новую систему отношений государства, производителя, исполнителя и потребителя. Оно рассматривает пределы разумного вмешательства правовых регуляторов в производственно-хозяйственную деятельность.

Техническое регулирование призвано упорядочить деятельность на всех стадиях жизненного цикла продукции, оно устанавливает отношения в области оценки соответствия, придает нормативным документам более четкое правовое поле и сокращает число регламентирующих и контролирующих документов.

Техническое регулирование направлено на поддержку производителя и на защиту потребителя. Поддержка производителя осуществляется через сокращение числа нормативных и технических документов, а потребителя – через приоритетное соблюдение требований качества и безопасности.

Техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в трех областях.

Первая область относится к установлению, применению и исполнению обязательных требований к объектам технического регулирования.

Вперед область охватывает вопросы установления и применения на добровольной основе требований к объектам технического регулирования.

Третья область устанавливает отношения, касающиеся оценки соответствия.

Объектами технического регулирования являются продукция, связанные с продукцией процессы и оценка соответствия.

Продукция рассматривается как результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

К продукции отнесены товары, фабрикаты, технические средства, перерабатываемые и сырьевые материалы, а также здания, сооружения и строения или иная продукция, перечень которой определяется в соответствующих правовых и нормативных актах.

Объектами технического регулирования являются не все процессы, а только те, которые связаны с жизненным циклом продукции. Сюда относятся процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа и наладки оборудования, производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, выполнения работ и оказания услуг.

К продукции и процессам могут устанавливаться обязательные или добровольные требования, а к выполнению работ и оказанию услуг – только добровольные.

Объектами в области оценки соответствия могут быть правила и формы оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке и правилам их нанесения.

Не являются объектами технического регулирования социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда; федеральные государственные образовательные стандарты; положения (стандарты) о бухгалтерском учете; правила (стандарты) аудиторской деятельности; стандарты эмиссии ценных бумаг и проспектов эмиссии ценных бумаг; стандарты оценочной деятельности; стандарты распространения, предоставления или раскрытия информации; минимальные социальные стандарты; стандарты представления государственных и муниципальных услуг.

Участниками технического регулирования являются законодательные органы РФ, федеральные органы исполнительной власти (органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, Росстандарт, Росаккредитация); органы по сертификации; испытательные лаборатории (центры); изготовители, исполнители, приобретатели, в том числе потребители.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ принимает законы в области технического регулирования.

Правительство РФ утверждает положения о федеральных органах исполнительной власти, порядок и правила в области оценки соответствия и пр.

Правительство РФ обеспечивает эффективное функционирование механизма технического регулирования:

• разрабатывает предложения об обеспечении соответствия технического регулирования интересам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы, международным нормам и правилам;

• утверждает программу разработки технических регламентов;

• ежегодно уточняет и публикует программу разработки технических регламентов;

• организует постоянный учет и анализ всех случаев причинения вреда из-за нарушения требований технических регламентов;

• организует информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов;

• утверждает порядок разработки, принятия, введения в действие общероссийских классификаторов в социально- экономической области;

• определяет структуру, отвечающую за информирование приобретателей, изготовителей и продавцов о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов.

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" входит в систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и находится в ведении Минпромторга России. Функции Росстандарта распространяются на такие области, как техническое регулирование, стандартизация, оценка соответствия и метрология.

В области технического регулирования Росстандарт:

• совместно с Росаккредитацией осуществляет государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов и обязательных требований стандартов, организует создание и ведение единой информационной системы по техническому регулированию, а также формирует Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Информация об обнаружении в результате контроля случаев причинения вреда из-за нарушения требований технических регламентов направляется в Росстандарт;

• отвечает за информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов;

• опубликовывает информацию о разработке и завершении публичного обсуждения проектов технических регламентов, проект федерального закона о техническом регламенте, а также заключение экспертных комиссий по техническому регулированию на проекты технических регламентов.

В области стандартизации Агентство реализует функции национального органа по стандартизации:

• создает ТК по стандартизации и руководит их деятельностью;

• утверждает программу разработки национальных стандартов;

• определяет перечень национальных стандартов, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований технических регламентов;

• разрабатывает, утверждает и вводит в действие документы в области стандартизации, а также ведет их учет и опубликование.

В области оценки соответствия Росстандарт утверждает перечень продукции, подлежащий обязательному подтверждению соответствия.

В области метрологии Агентство осуществляет государственный метрологический контроль (надзор) с целью обеспечения единства измерений:

• руководит деятельностью Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;

• ведет Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;

• координирует межрегиональную и межотраслевую деятельность в области обеспечения единства измерений и деятельность по развитию системы кодирования техникоэкономической и социальной информации;

• вводит в действие единый перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений;

• определяет порядок проведения поверки средств измерений в Российской Федерации, устанавливает порядок отнесения технического устройства к средствам измерений и определяет интервалы между поверками средств измерений;

• определяет общие метрологические требования к средствам, методам и результатам измерений;

• утверждает государственные первичные эталоны единиц величин и принимает решения об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, подтверждая это выдачей свидетельств об утверждении тина стандартных образцов или типа средств измерений.

Важной областью деятельности Росстандарта является проведение конкурсов на соискание Премии Правительства РФ в области качества и других конкурсов в области качества.

Кроме того, Росстандарт проводит активную международную деятельность. Основными направлениями работ в этой области являются:

• участие и защита интересов России в деятельности международных (региональных) организаций по стандартизации, метрологии и сертификации;

• обеспечение ведущей роли Российской Федерации в деятельности по межгосударственной стандартизации, метрологии и сертификации в рамках СНГ и Таможенного союза;

• нормативное обеспечение деятельности России в ВТО;

• гармонизация национальных стандартов Российской Федерации, правил и процедур подтверждения соответствия продукции и услуг установленным требованиям с международно признанными стандартами, правилами и процедурами;

• защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности;

• повышение конкурентоспособности отечественной продукции, расширение экспорта продукции и услуг и объемов импортозамещения;

• выполнение международных обязательств и повышение авторитета России на международной арене.

Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 № 845 "О Федеральной службе по аккредитации" создана служба, которая осуществляет функции по формированию единой национальной системы аккредитации и контролю за деятельностью аккредитованных лиц. Росаккрсдитация является федеральным органом исполнительной власти и находится в ведении Минэкономразвития России.

Росаккредитация не курирует вопросы по подтверждению соответствия оборонной продукции (работ, услуг), объектов, составляющих государственную тайну, и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии.

Росаккредитация исполняет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

• осуществляет аккредитацию ОС и испытательных лабораторий (центров), которые проводят работы по подтверждению соответствия;

• подтверждает компетентность граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю; экспертов и экспертных организаций, привлекаемых федеральными органами исполнительной власти;

• посредством специальных процедур удостоверяет право организаций на проведение негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;

• проводит аккредитацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на право выполнения работ и (или) оказания услуг в области обеспечения единства измерений, за исключением обеспечения единства измерений при осуществлении деятельности в области обороны и безопасности государства;

• подтверждает компетентность испытательных лабораторий (центров), осуществляющих эти работы, в области подтверждения соответствия качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна, муки, макаронных и хлебобулочных изделий;

• проводит аккредитацию ОС, испытательных лабораторий (центров), проводящих сертификационные испытания средств связи.

Одной из важнейших функций Росаккредитации является ведение реестров, а именно:

• государственного реестра аккредитованных ОС и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия;

• реестра выданных свидетельств об аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) к проведению мероприятий по контролю;

• единого реестра деклараций о соответствии;

• единого реестра сертификатов соответствия;

• формирование и ведение национальной части Единого реестра ОС и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза;

• формирование и ведение национальной части Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме, а также оперативное размещение ее на официальном сайте службы в сети Интернет с обеспечением доступа к указанному сайту.

Кроме того, Росаккредитации осуществляет выдачу изготовленных по единой форме бланков сертификатов соответствия; организует работы по регистрации деклараций о соответствии в отношении продукции, включенной в Единый перечень продукции, подлежащей подтверждению соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов.

Функциями Росаккредитации являются:

• контроль за деятельностью аккредитованных лиц, т.е. всех, кому были выданы соответствующие документы;

• осуществление международной деятельности в области подтверждения соответствия;

• формирование архивных документов по своей деятельности, их учет, комплектование и обеспечение соответствующих условий хранения.

Росаккредитация в целях реализации своих полномочий имеет право:

• запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

• организовывать проведение необходимых научных исследований в установленной сфере деятельности;

• давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

• привлекать в установленном порядке по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

• применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;

• создавать в установленном порядке экспертные, совещательные и консультативные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в определенной сфере деятельности.

Участниками технического регулирования также являются ОС, испытательные лаборатории (центры), изготовители, исполнители и потребители. Их функции, а также функции других участников будут описаны в гл. 3.

Кроме указанных, в число участников могут входить учебные центры для подготовки экспертов, научно-методические центры и т.д.