Течения эклектизма

В архитектуре и декоративном искусстве середины и второй половины XIX в. эклектика стала сложным, многосоставным стилем в оформлении построек нового типа - крупных административных и зрелищных зданий, доходных домов, промышленных и транспортных сооружений. Художественные принципы эклектизма воплощали в своем творчестве Шарль Гарнье во Франции, Готфрид Земпер в Германии, Чарлз Бэри в Англии. Эклектизм использует для подражания мотивы готики, ренессанса и барокко. Эти мотивы образуют сетку декора на фасадах. Свобода выбора и размещения мотивов в эклектической архитектуре подготовила свободное изобретение мотивов в последующие периоды. Эклектизм проник и в салонное искусство этой эпохи.

В эклектизме много течений, некоторые из которых основываются на подражании нескольким, а другие лишь одному художественному стилю искусства прошлого (неовизантизм, неоготика, необарокко, неоклассицизм, неоренессанс).

Течения варьируют основные особенности данного направления.

Внутри эклектизма как художественного направления возникают течения: русское, русско-византийское, китайское, египетское, готическое, мавританское, голландское, итальянское, романское, готическое, ренессансное.

Каждое из них течений акцентирует внимание на соответствующей его названию традиции и национальной стилистической школе и опирается на них, хотя на выбранной основе возможны художественно органические включения элементов других стилей, но часто перед зрителем возникает чистый китайский или чистый русский стили.

Неоклассицизм (от франц. neo-classicisme) - художественное течение (вторая половина XIX и первая четверть XX в.) внутри эклектизма. Принцип неоклассицизма - подражание искусству античности и классицизма. В 1870-1880 гг. немецкие неоклассики (неоидеалисты) - живописцы X. Маре, А. Фейербах, скульптор А. Хильдербанд противопоставляли банальности жизни "вечные" эстетические нормы. Дух неоклассицизма в XX в. проявился в творчестве скульптора А. Майоля, архитекторов О. Перре (Франция), П. Беренса (Германия), И. В. Жолтовского, И. А. Фомина, В. А. Щуко, скульптора А. Т. Матвеева (Россия).

Неоклассицизм в архитектуре Великобритании (1910-1920) развивал Э. Лаченс, в архитектуре США (1950-1960) - Э. Стоун, в живописи США (1930-е гг.) - риджионалисты.

Русско-византийское течение. Родоначальником русско-византийского течения (1840-е) в русском эклектизме был архитектор А.М. Горностаев (1808-1862). Это течение стилистически оформляло официозную идеологию славянофильской народности, соединенной с самодержавием.

Наиболее полно русско-византийское течение в эклектизме представлено в творчестве К.А. Тона (1794-1881). Он выпустил альбом (Проекты церквей, сочиненные архитектором Е.И.В. профессором Императорской Академии художеств Константином Тоном. СПб., 1838), в котором предлагаются архитектурные решения церквей, выполненные в русско-византийском стиле. Стасов сформулировал концепцию этого стиля и отметил преимущественную сферу его проявления: "Стиль византийский, сроднившийся с давних пор с элементами нашей народности, образовал церковную нашу архитектуру" (Стасов В.В., 1937, т. 2, С. 191). Символика сопровождает формы русско-византийского течения.

Сооружения Тона - Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата Московского Кремля, Московский вокзал в Петербурге и Петербургский вокзал в Москве. Им присущ русско-византийский стиль, монотонность, равномерность и равнозначность мотивов. Русско-византийский стиль был художественным официозом Русской империи. Представителями этого официального течения эклектизма были, кроме К.А. Тона, И.И. Свиязев, А.Т. Жуковский и Н.В. Султанов.

Свиязев подчеркивал художественную плодотворность русско-византийского стиля в отличие от нежизнеспособных китайского или египетского (см. Свиязев И. Новый Кремлевский Дворец в Кремле // ОЗ. 1842 г. № 12).

Византийское течение. В 1860-х гг. возникает самостоятельное, не связанное с "русским" византийское течение эклектизма. Развитие новых течений в эклектизме этих лет В.В. Стасов объясняет тем, что "знание образовало архитекторов"; поездки в Сирию, Египет, Турцию, на Афон, зарисовки, обмеры, проекты реставрации сделали свое дело.

В русле византийского течения эклектизма создал Вестминстерский собор в Лондоне английский архитектор Д.Ф. Бентли (1839- 1902). Колокольня собора выше всех церковных зданий Лондона. Внешний облик собора, его силуэт, стиль и впечатляюще грандиозный масштаб - подражание византийским культовым сооружениям. В интерьере собора своды сделаны из неоштукатуренного кирпича. Вестминстерский собор - одно из высших художественных достижений эклектизма. Стиль этого сооружения - подражание декоративной системе и композиционным принципам архитектуры Византийской империи VI-XII вв. Имперский дух Древней Византии был близок колониально-имперским устремлениям Великобритании конца XIX - начала XX вв. Этим и обусловлено обращение английского архитектора Бентли к традиции византийского зодчества.

Домский Собор в Кельне. 1248- сер. XX в.

Ратуша в Вене. 1872-1883

Русское демократическое течение . Проявилось в творчестве архитектора В.А. Гартмана (1834-1873), особо полно воплощавшего в жизнь принципы демократического фольклорного русского стиля при проектировании и сооружении типографии Мамонтова (в Леонтьевском переулке), доходных домов Дабо, Дольникова, Малькиеля в Москве.

Русское течение - одна из разновидностей подражательной архитектуры, одно из многих течений эклектики. При создании зданий русского стиля использовались этнографические зарисовки архитектора Л.В. Даля. Коньки, "полотенца", наличники и другие декоративные детали крестьянских изб были подсмотрены и зафиксированы Далем в разных губерниях России. Они становились материалом для проектирования зданий в русском стиле.

Собственно национальные традиции играют решающую роль в рождении и развитии русского течения эклектизма, в связи с этим следует обратить внимание на замечание академика Д.В. Сарабья-нова: "Национальный менталитет складывается веками и заявляет о себе совершенно неожиданно - чаще всего вне зависимости от позиции и желания субъекта истории" (Вопросы искусствознании. 1996. С. 498).

Русское демократическое течение - самое яркое и плодотворное течение в русской архитектуре 1860-1870-х гг. и самое высокое достижение русского эклектизма как художественного направления. Подобно передвижничеству в живописи русский стиль задает тон в архитектуре. В. Стасов подчеркивал демократизм нового русского стиля, его связь с литературой, музыкой, живописью передвижников.

Созданные в русле русско-византийского или русского течения проекты оставались произведениями искусства, даже если отбросить декор, скульптуру. Эта архитектура, по словам Свиязева, может говорить сама за себя, "без обязательной помощи другого искусства" (т.е. даже не будучи украшена декоративным орнаментом, скульптурой или настенной росписью).

Неоготика (от англ. gothic revival) - течение внутри эклектизма как художественного направления XIX в. - ориентировала человека на то, что в земной жизни его не ждет ничего хорошего и уповать следует на жизнь небесную. В английской эстетике этот термин в первой половине XIX в. имел отрицательный оттенок и характеризовал произведения "сугубо средневековые", варварские, лишенные классического порядка. Дж. Рёскин защитил неоготику и в отсутствии строгой архитектоники (строгого эстетического соотношения нагрузки и опоры) неоготических сооружений увидел достоинство. Термин "неоготика" обозначает нечто загадочное, таинственное, запретное, маняще-желанное. Неоготика - плод абсолютизации романтизма.

Неоготика в архитектуре, прикладном и декоративном искусстве обладала своим стилем, восходящим к средневековой архитектуре соборов (Кёльнский собор).

В викторианскую эпоху углубилось понимание готической пластики и возникла архитектура неоготического стиля. Шедевры готической архитектуры лишались своего сакрального смысла путем внесения в них изменений при реставрации (см. The Hutchinson // Словарь искусств. М.: Внешсигма, 1996).

Научное, археологическое изучение готических памятников (Эжен Эмманюэль Виолле ле Дюк во Франции, Т. Рикмен в Великобритании) способствовало развитию неоготики в архитектуре XIX в. и применению готической каркасной системы в современном домостроительстве. Неоготика положила начало историзму в архитектуре XIX в.

Начиная с 1820-х гг. выделившееся из общего романтического культа Средних веков неоготическое зодчество образует цельное течение эклектизма. В духе неоготики архитектор Карл Фридрих Шинкель создает Вердерский храм в Берлине; архитекторы Чарльз Бэрри и Огастес Пьюджин строят здание парламента в Лондоне.

Неоготика охватывает и сферу литературы, где ее сторонники меланхолично воспевают надгробья, руины старинных церквей и вводят мистически-таинственные мотивы и сцены. Утверждается мода на готическую новеллу и готический роман, продолжающие романтические настроения в обществе. Одна из линий преемственности тянется к неоготике от героя байроновского типа.

Среди значительных архитектурных сооружений неоготики - гостиница св. Панкратия в Англии, построенная по проекту Гилберта Скотта; ратуша в Вене, созданная по проекту Фридриха фон Шмидта (1825-1891); а также церковь св. Троицы в Нью-Йорке Ричарда Апджона (1802-1878).

Неоренессанс - художественное течение эклектизма и исторический стиль архитектуры и художественной промышленности XIX в. Неоренессанс ориентирован на подражание искусству Возрождения (итальянскому, немецкому, нидерландскому, французскому). Это художественное течение стало стилем оформления площадей и улиц в городских центрах. От ренессансной архитектуры эпохи Возрождения архитектуру неоренессанса отличает дробность декора, располагаемого на плоскости фасада, внедрение архитектурных художественных принципов в промышленное производство, что в дальнейшем привело к рождению дизайна. В декоративных изделиях неоренессанса широко использовалась полихромия.

Художественные принципы неоренессанса воплощали в своем творчестве архитекторы Лео фон Кленце, Готфрид Земпер (Германия), Анри Лабруст (Франция), Чарлз Бэрри (Англия), Чарлз Фоллен Мак-Ким (США), А.И. Резанов, В.А. Шрётер (Россия).

Необарокко - художественное течение внутри эклектизма и один из исторических стилей второй половины XIX в. Эклектизм в архитектуре нередко пользовался декоративными мотивами барокко при оформлении парадных фасадов зданий. Известные представители необарокко - Шарль Гарнье (Франция), Фридрих Тирш (Германия), А.И. Штакеншнейдер (Россия).

Живопись Ханса Макарта (Австрия) развивалась в русле необарочного течения эклектизма.

Неорококо - художественное течение эклектизма и один из исторических стилей XIX в. (подражание рококо и стилю "Помпадур", отражавшее увлечение европейского общества середины XIX в. изяществом и изощренностью аристократической культуры рококо XVIII в.). Неорококо воплотилось в оформлении интерьеров и декоративном искусстве (1830-1870). Дух неорококо живет в декоре дворца Лихтенштейн (Вена, 1842-1847), и в рельефе "Танец", исполненном скульптором Жаном Батиста Карпо на фасаде Гранд-Опера в Париже (1865-1869), и в графике "Мира искусства" (К.А. Сомов, А.Н. Бенуа).

Арабское и испано-мавританское течение (иногда его называют сарацинским) эклектизма опиралось на тягу к восточным мотивам, возникшую в Европе XIX в. Курительные комнаты и бары в престижных европейских домах оформляются в стиле подражания арабо-мусульманской культуре. Персидский ковер (или ковер, стилистически подражающий персидскому) становится излюбленным элементом оформления спальни в богатом европейском доме. Знаменитый Дворец Воронцова в Алупке (Крым) был построен в 1826-1846 гг. архитекторами Э. Блором и У. Гунтом в мавританском стиле.