Театр Америки и Африки

Театр и драматургия в Америке и Африке развивались идентично театру стран Востока. По сведениям Инка Гарсиласо де ла Веги, в доколумбовой Америке театр был очень популярен. Многочисленные индейские племена имели богатую культовую систему, любили веселиться, часто организовывали театральные представления, причем не только на религиозные темы. Большую популярность имели комедианты, сочинялись произведения по типу комедий и трагедий, сюжеты которых были посвящены деревенской жизни, домашним и семейным делам, сбору урожая, удачной охоте, рождению детей и т.д. Появилось много сюжетов о мифических героях и героических личностях. Театрализованные представления строились по принципу ранних культовых и религиозных обрядов, сопровождались игрой на народных музыкальных инструментах, танцами. Все это действо происходило на открытой местности, чтобы в нем могли принять участие несколько племен.

Тематика постановок в африканских племенах была регламентирована. Первые авторы не допускали непристойных, гнусных и низких интермедий. Все представления были о благородных и хороших делах, о героях, которым следует подражать. Из истории известны примеры награждения вождями и авторитетными в обществе представителями племени авторов или актеров подарками за наиболее удачные роли и представления. Авторство в древний период развития театра не было важным: множество постановок содержали элементы коллективного творчества. Не последнее место в американских и африканских племенах занимал театр кукол или марионеток. Это было характерно для африканских народностей, исповедующих ислам. У американских племен широко распространились маски и росписи на лице, отражающие тот или иной характер или образ. Чаще это было связано с магическими ритуалами, где использовались тотемические статуэтки, наделяемые душой, которые также принимали участие в "диалоге с богами".

Театр античности. Древнегреческий театр

Античность считается колыбелью европейской цивилизации. Важнейшей частью этой культуры было искусство, поскольку эллины считали, что оно облагораживало, возвеличивало и очищало человеческую душу. Театр занял достойное место в иерархии искусств Греции, его развитие интересно и противоречиво. Создание профессионального театра стало важным и ответственным шагом для греческой культуры: театр превратился в "трибуну" для распространения новых мыслей, освещения и обсуждения насущных проблем в обществе. Греческие авторы с большим интересом наблюдали за всеми изменениями в обществе и создавали свои произведения на злободневные темы. Наивысшего расцвета театр достигает в архаический период развития культуры, произведения драматургов Эсхила, Софокла и Еврипида принадлежат к числу классических и актуальных в любую эпоху, несмотря на то что большинство из них были написаны на мифологические сюжеты. В уста этих героев вкладывались слова, касающиеся самых острых проблем современности.

Истоки греческого театра восходят к культу Диониса - празднеству Великих Дионисий, с которыми связывают происхождение Малых, или Сельских, Дионисий. Дионис, который по древнегреческой мифологии, был сыном Зевса и фиваиской царевны Симелы, обычно появлялся в сопровождении сатиров и силенов в козлиных шкурах с конскими хвостами. Праздник в честь Диониса был широко распространен сначала в Афинах, а потом стал популярным на всей территории Греции. Все начиналось с торжественного выноса статуи Диониса из храма и продолжалось массовым шествием и процессией в рощу Академа. Во время процессии все танцевали, распевали дифирамбы (хвалебные песни) - театральные игры строились на принципе состязательности. Был один запевала, затем песню подхватывал хор ряженых. Изначально ОГЛАВЛЕНИЕ песен отражало только жизненный путь Диониса. Роль Диониса исполнял красивый мужчина, который иногда вступал в диалог с хором. Действо с VI в. до н.э. из-за костюмов и дифирамбов стали называть трагедией ("песнь козлов"). Позже культ Диониса был включен в государственную религию. В V в. до н.э.

к хору были добавлены несколько актеров, ведущих диалог, - так появилась драма. В состав шествующих входили акробаты, мимы, жонглеры, клоуны. Они образовали другую ветвь театра, так называемого комоса, отсюда пошла комедия ("песнь бражников"). В тот период не существовало постоянного помещения театра и постоянно действующих актерских трупп, для представлений стали использовать территорию афинского Акрополя. Это была ровная местность - "театрон", где удобно располагались актеры, хор, зрители. Один из крупнейших театров (театр в Эпидавре) сохранился на острове Пелопоннес.

Организация театрального представления была обязанностью богатых граждан полиса. Площадка для выступления представляла собой круг или полукруг (орхестра), была и палатка для переодевания актеров. Лишь спустя время стали строить каменные помещения, в которых размещали декорации и хранили костюмы. Появление декораций приписывается одному из драматургов - Софоклу, поначалу это были доски с нанесенным рисунком. Позже появилась и несложная театральная техника: механизмы применялись для внезапного появления из-под земли или же сверху актеров, исполняющих роли богов.

Театр в Греции был одним из любимых видов искусства. Каждый гражданин полисов принимал участие в театральной постановке. Огромная территория театра затрудняла рассмотрение мимики актеров, деталей костюмов, поэтому все чаще стали использовать маски, которые отражали сценический тип (женщина, жрец, мифологический герой, боги) или душевное состояние, характер. В начальный период их насчитывалось около десяти, позже было около 200 образов и характеров. Во время представления маски и костюмы неоднократно менялись, но маски использовались постоянно, все они были с раскрытыми ртами, чтобы не заглушать звучание голоса актера (чтобы актерские диалоги были слышны, необходимо было иметь хороший звучный голос). Маски отличались и цветовой гаммой: мужские - темных цветов, женских - светлые или белые. Разные эмоции выражались соответствующим цветом: гнев - багровым, лукавство - рыжим и т.д. Для увеличения роста использовалась специальная обувь на платформе (котурны), высокие прически, подкладки под одежду.

Театральные постановки были делом государственным: из казны выделялись деньги и назначались ответственные лица за распределение денег и организацию мероприятий.

Театр не стал исключением атональности греческой культуры. Во время Великих Дионисий состязания длились три дня подряд и включали исполнение трех трагедий и одной комедии, причем состязались не только актеры, но и драматурги. Право определять победителя предоставлялось зрителям. Номинации были следующие: лучшая постановка, лучший актер и лучший хорег - организатор представления. В последний день победители получали награды и похвалы. Считается, что первым драматургом был Феспид (вторая половина VI в. до н.э.), а первая театральная постановка состоялась 27 мая 534 г. до н.э. в Афинах - сегодня это Всемирный день театра.

Славу греческой драматургии составили три великих автора: Эсхил (525-456 гг. до н.э.), Софокл (495-406 гг. до н.э.), и Еврипид (408-406 гг. до н.э.). Каждый из этих авторов является новатором и теоретиком театра. Изначально главным действующим лицом был хор, состоящий из 12 человек, но Софокл увеличил его состав до 15 человек, Эсхил во главе хора поставил корифея, а Еврипид добавил третьего актера, большое значение приобрел диалог. Постепенно функция хора была сведена до минимума в силу роста нагрузки актеров. Иногда роли исполняли сами драматурги, а позже стали появляться профессиональные актеры, обладающие своей харизмой, техникой, манерой. Актерами были исключительно мужчины, а женщины не допускались к участию в представлениях. Это было предопределено политическими правами женщины в греческом обществе.

Греческая трагедия соединяла в себе диалоги, пение, музыку, танцы. Тексты были поэтические, так как проза не использовалась в театре. Расцвет театра совпал с расцветом демократии, триумфальное шествие театра продлилось век. Трагедия почиталась больше, чем комедия. Первым автором трагедии считается Фриних (ок. 540 - ок. 470 гг. до н.э.). Им было написано около 33 трагедий. К сожалению, его произведения сохранились только в отрывках. Все они были написаны по-ионийски (наречие, относилось к Ионии, области Древней Греции) - Фриних отдавал дань традициям, зародившимся на лирических состязаниях. Повторять старые трагедии запрещалось, поэтому за довольно короткий период времени было создано много произведений. В греческой трагедии воплотились перипетии человеческого существования.