Тарифы, действующие на железнодорожном транспорте России

Па железнодорожном транспорте России грузовые тарифы подразделяются по видам, родам отправок и формам построения. По видам тарифы подразделяются: на общие, исключительные, льготные и местные.

Общие тарифы применяются при перевозках всех грузов, за исключением тех, для которых установлены специальные цены. Исключительные тарифы применяются при перевозках одного или нескольких грузов на определенных расстояниях или направлениях перевозки. Льготные тарифы (сниженные по отношению к обычным) устанавливаются на перевозках на определенных направлениях или при маршрутных отправках (маршрут – это целый грузовой состав, загруженный однородным грузом, следующим в одном направлении, иногда по одному документу-накладной). Местные тарифы применяются в местных условиях и чаще всего (но крайней мере, в российской практике) являются предметом особой договоренности между железными дорогами и местными властями.

По форме построения грузовые тарифы подразделяются на табличные и схемные. Табличные тарифы – это провозные платы за 1 вагон, 1 т груза, 1 контейнер при перевозках между данными станциями, сведенными в таблицу. В схемных тарифах (дифференцированных) установлена плата в зависимости от расстояния перевозки. Эти тарифы могут быть двуставочными и многоставочными. Схемные тарифы могут быть и недиференцированными – одноставочными, т.е. содержать однообразные ставки с тонны, километра или вагона.

Все ныне действующие в России железнодорожные тарифы опубликованы в Прейскуранте 10-01 "Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки" в его составных частях: Тарифном руководстве № 2 "Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта" и Тарифном руководстве №3 "Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте".

Тарифное руководство № 1 состоит из двух частей. Первая часть содержит правила применения тарифов, номенклатуру грузов, общие, исключительные тарифы и алфавит к номенклатуре грузов; вторая часть – расчетные таблицы плат за перевозку грузов. Действующая тарифная номенклатура грузов приведена в ч. 1 разд. 6 Тарифного руководства № 1. Против каждой тарифной позиции номенклатуры груза для повагоyyой отправки устанавливается весовая норма загрузки вагона и в зависимости от принадлежности вагона определяется тарифная схема перевозки.

Прейскурант 10-01 пересмотрен в 2003 г. и разделен на составляющие:

• за использование инфраструктуры и локомотивной тяги;

• за использование вагонов;

• в зависимости от размеров партии и типов вагонов;

• от расстояния перевозки;

• от выбранной скорости движения (в настоящее время средняя скорость движения 247 км в сутки).

Было определено, что вагонная составляющая Прейскуранта 10-01 равна 15,5%, инфраструктурная – 84,5%.

Тарифная политика России – это высокорегулируемая отрасль. На тарифную политику влияют Минтранс России, Минэкопомразвития России, Федеральная служба по тарифам, ФЛС России. Ежегодно ставки прейскуранта индексируются в соответствии с уровнем инфляции. С января 2013 г. ОАО "РЖД" получило право регулировать уровень грузового тарифа в рамках ценовых коридоров, т.е. менять цены инфраструктурной составляющей в рамках ценовых пределов (от минус 12,8% до плюс 13,4%). Независимые компании-операторы, владельцы вагонов могут давать скидки с "вагонной составляющей" по своему усмотрению.

Тариф, действующий на железнодорожном транспорте России при международных перевозках, – Международный транзитный тариф (МТТ), являющийся приложением к Соглашению о международном грузовом сообщении (СМГС).

Участники МТТ – фактически железные дороги всех стран – участниц СМ ГС плюс Чешские железные дороги. Последняя корректировка МТТ действует с 01.01.2011. МТТ состоит из шести частей и содержит: общие положения, порядок исчисления провозных платежей, правила перевозки контейнеров, порядок перевозки коитрсйлсров, условия оформления перевозки грузов между странами, где действуют разные системы международного транспортного права, тарифные расстояния, ставки и плата за перевозки и дополнительные сборы.

Например, МТТ будет применяться как для железнодорожной перевозки в любую западноевропейскую страну через Брест или какой-либо другой железнодорожный переход (Лужайка – на границе с Финляндией, Чои – на границе с Венгрией и Словакией) и в любую страну СНГ (Украина, Казахстан, Азербайджан). В равной степени МТТ будет применяться при транзитных перевозках грузов российской внешней торговли через территорию Эстонии, Литвы, Латвии и стран СНГ (например, в Молдавию, через территорию Украины; в Таджикистан, Узбекистан и Киргизию по территории Казахстана). Данный тариф применяется также при перевозках грузов российской внешней торговли в страны Западной Европы, не участвующие в СМГС, транзитом по территории всех стран – участниц СМ ГС и стран Балтии.

Приложением к СМГС служит также Единый транзитный тариф (ЕТТ). Однако он практического значения для российского бизнеса не имеет, так как применяется только для грузов Вьетнама, Монголии, КНДР и Китая, идущих транзитом через территорию России.

Принципы построения МТТ такие же, как и при тарифах внутренних перевозок. Также применяются общие и льготные тарифы, также делятся они по родам отправок и формам построения. Провозная плата должна исчисляться по кратчайшему расстоянию между теми пограничными станциями, которые указаны в накладной отправителем. Перевозчик имеет право транспортировать грузы и через другие пограничные станции по более короткому пути, и тогда плата исчисляется но фактическому маршруту.

С момента заключения договора между Россией, Республикой Беларусь и Казахстаном о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) начали действовать специальные тарифные ставки при перевозках грузов железнодорожным транспортом между данными странами. Положение о применении специальных тарифов оговорено в "Соглашении о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики".