Тарифы, действующие на водном транспорте России

Система грузовых тарифов на морском транспорте делится как бы на два вида. Это тариф в линейном судоходстве и фрахт – в трамповом.

Тарифы в линейном судоходстве по своему построению имеют много общего с системой тарифов на других видах транспорта. Тарифы в зависимости от сферы применения бывают основными, исключительными, специальными. Основные тарифы применяются для всех перевозок, не подпадающих под действие других тарифов. Применение исключительных тарифов ограничивается некоторыми грузами, сезонностью их применения, определенными регионами плавания и т.д.

Линейные тарифы включают в себя цену самой морской перевозки и погрузочно-разгрузочных (стивидорных) работ в портах. Фактически линейные условия означают, что расходы по выгрузке и погрузке относятся на судно (заранее включены в тарифы), если стороны не договорятся об ином.

В международной практике тарифы линейных судоходных компаний делятся на классы в зависимости от номенклатуры товаров. Каждый груз тарифицируется в зависимости от того, является ли этот груз весовым или объемным. Тариф линейной компании, как правило, содержит две колонки тарифных ставок в зависимости от того, как классифицируется данный груз. Каждая из колонок имеет свое обозначение – W(от англ, weight – вес) для весовых грузов, ставки которых рассчитывается исходя из массы груза, и М (от англ. measurement – объем) для объемных грузов. Кроме того, для грузов, не поименованных в номенклатурном классификаторе (такие грузы обозначаются NOSnot otherwise specified или NOEnot otherwise enumerated), предполагается применение наиболее высокой ставки тарифа.

В линейных тарифах имеется раздел, в котором определены надбавки: за негабаритность и тяжеловесность грузов, сезонная или зимняя надбавка, за перевозку колесной техники, за опасные и особорежимные грузы.

Ставки тарифов устанавливаются на перевозку грузов на/из определенных портов, являющихся основными для данной судоходной компании и называемых базисными. Остальные порты относятся к категории факультативных. Заходы в эти порты зависят от объема грузопотока из/в данный порт. Как правило, за заход судов линии в факультативный порт взимается дополнительная надбавка.

Фрахт представляет собой провозную плату, устанавливаемую в каждом конкретном случае между судовладельцем (фрахтовщиком) и грузовладельцем (фрахтователем).

Фрахтовая ставка трампового судоходства отражает уровень мирового рынка на транспортировку данного товара морем. На состояние цен перевозки в трамповом судоходстве влияют факторы экономического и внеэкономического характера.

В настоящее время в России размер фрахтов на государственном уровне не регулируется, а устанавливается договорным путем между судоходным предприятием и грузовладельцем. Российское государство тем не менее регулирует цены морской перевозки при каботажных перевозках (перевозки между портами одной и той же страны) грузов в районы Крайнего Севера.

Тарифы, действующие на речном транспорте, классифицируются в зависимости от вида перевозок, вида сообщения, партионности и дифференцированности по отдельным пароходствам в зависимости от условий эксплуатации средств речного транспорта.

Речные тарифы могут быть табличными и схемными но аналогии с тарифами железнодорожного транспорта. По внутреннему строению речные тарифы бывают однообразными и дифференцированными. Однообразные тарифы имеют единую неизменную ставку за 1 т•км, а дифференцированные – изменяемую тонно-километровую ставку.

При перевозках грузов на судах смешанного тина "река-море" используются принципы построения морских тарифов. Применяются линейные тарифы и ставки фрахта морского транспорта. Суда смешанного плавания – небольшие (для морского плавания) суда грузоподъемностью 3–5 тыс. т. По своим технико-эксплуатационным признакам они не скоростные, их плавание происходит вдоль берегов. При наступлении шторма эти суда уходят в бухты и пережидают плохую погоду. Кроме того, такой вид транспорта дешевле морского.

Транспортные условия контрактов при водной перевозке грузов

Обязанности сторон по осуществлению доставки товара по контракту купли-продажи сведены в раздел, называемый транспортными условиями контрактов. Как правило, наибольшее количество обязанностей сторон возникает, когда речь идет о доставке грузов морским транспортом. По содержанию они несколько различаются в зависимости от базиса поставки и характера груза с точки зрения его транспортировки.

В основном для морской перевозки транспортные условия контрактов состоят примерно из следующих пунктов:

• срок и порядок отгрузки товара из порта отправления;

• указание документа, которым оформлен договор перевозки;

• место и порядок сдачи товара продавцом покупателю;

• название порта погрузки и порта выгрузки (в зависимости от базиса поставки);

• порядок информации покупателя о предполагаемом времени прихода судна в порт выгрузки или порт погрузки (в зависимости от базиса поставки);

• условия оплаты погрузочно-разгрузочных работ в портах погрузки и выгрузки;

• нормы погрузки/выгрузки; время, положенное на выполнение грузовых работ; размер штрафа за превышение этого времени и величина вознаграждения за досрочное окончание работ;

• определение готовности судна к приему груза;

• требования к таре и упаковке;

• особые условия транспортировки;

• вопросы страхования груза;

• обязанности получателя принять груз в порту назначения на борту или у борта.

Сторона, на которую по контракту возлагается обязанность обеспечения тоннажем, должна впоследствии отразить все транспортные условия в договоре морской перевозки, заключаемом с перевозчиком, иначе могут возникнуть существенные недоразумения и противоречия между условиями договора купли-продажи и договора морской перевозки.